Использование социологических методов в связях с общественностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование использования социологических методов в Связях с общественностью. Актуальность данной работы обуславливается тем, что работа любого PR специалиста – это работа с общественностью, как с внешней, так и с внутренней. Залогом успеха такой работы, по мнению автора, является четкое понимание проблем общественности, для выработки способов их решения. Как раз для этого и используются социологические методы. Знание их необходимо каждому PR специалисту для успешной работы.

Оглавление

Cодержание
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования социологических методов в связях с общественностью
1.1. Программа социологического исследования 4
1.2. Методы социологических исследований 12
1.2.1. Классификация методов социологического исследования-------12
1.2.2. Методы исследования в СО----------------------------------------------14
1.2.2.1.Количественные методы исследования-------------------------14
1.2.2.2. Качественные методы исследования----------------------------21
Глава II. Использование социологических методов в СО на примере
ОАО «Мегафон»
2.1. Описание компании 26
2.1.2 История компании 26
2.1.2.Основные направления деятельности службы PR
ОАО «Мегафон».--------------------------------------------------------------------27
2.1.3. Описание проблемы-------------------------------------------------------29
2.2. Методы исследования 30
2.2.1 Анкетирование 30
2.2.2 Глубинное интервью 32
Заключение 33
Источники 34

Файлы: 1 файл

курсовая по ТиПСО.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

    Также одним из главных качественных методов  В.А. Ядов [4. c. 178] выделяет метод кейс-стади, или ситуационный анализ. Как он утверждает, это метод исследования отдельной общности, уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Обычно объектом анализа является один случай. При сравнении его с другими их число не должно превышать трех-четырех случаев. В дневнике наблюдений детально регистрируются как обычные (повседневные) так и экстремальные ситуации в жизнедеятельности объекта наблюдения по временным единицам (часы, дни, недели). Все факты, комментарии, идеи обсуждаются в группе исследователей. Источниками информации служат в основном включенные наблюдения, фотографии, фокус-интервью или экспертные интервью, производственные характеристики, а в последнее время и видеоматериалы. Предметом изучения в кейс-стади могут быть и социально-психологические особенности отдельной личности, представляющей самостоятельный интерес как "клинический" случай. В. А. Ядов [4. c. 179]приводит пример — "Письма Дженни" Дж. Олпорта, где автор опирался на изучение писем стареющей женщины к друзьям своего сына и проанализировал изменения в ее внутреннем мире, ее личные кризисы, реконструировал ее жизненный путь и смену ее идентичностей.

     Как утверждает В. А. Ядов [4. c. 179], специфика кейс-стади состоит в глубинном изучении своеобразия объекта. Выводы о результатах обычно носят сугубо локальный, прикладной характер и направлены на выработку рекомендаций по разрешению конфликтов или более успешному функционированию общности. Основным достоинством кейс-стади он считает возможность изучения объектов в случае недостатка исследовательских ресурсов или сложности доступа к объекту, возможность представить подробные данные, которые сложно получить с помощью более масштабных исследований. Но в тоже время Ядов выделяет и основной недостаток кейс-стади – невозможность полноценного обобщения данных. Что же касается применимости в PR, то, по мнению автора работы для осуществления внутреннего PR окажутся незаменимыми предоставляемые кейс-стади возможности погружения в объект исследования, например коллектив, изучение групповых норм и ценностей, структуру ролей или систему властных отношений, с целью выявить истоки возможных конфликтов и их разрешения, способствовать установлению благоприятного корпоративного климата.

     Как утверждает С. Катлипп [1. c. 386] ситуационный анализ или кейс-стади, также включает в себя коммуникационный аудит – систематическое документирование коммуникаций организации с целью уяснения того, каким образом она общается с общественностью. PR специалисты выполняют аудит, чтобы подробно выяснить, как, по какому поводу и с кем общается данная организация. Из достоинств аудита С. Катлипп [1. c.387] выделяет то, что он позволяет лицам, ответственным за принятие решений в организации, получить четкую картину происходящего, а также дает им основу для принятия решений о внесении изменений в этой области. Как недостаток автор выделяет то, что этот метод больших затрат времени и усилий.

     Следующий качественный метод, который выделяют В. А. Ядов [4. c. 203] и Г. В. Осипов [3. c. 604] это эксперимент. В. А. Ядов выделяет натурный и мысленный эксперимент. Натурный эксперимент предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Мысленный эксперимент — это манипулирование с информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий. Г. В. Осипов, в свою очередь, выделяет лабораторный, полевой и естественный эксперимент. При проведении лабораторного эксперимента создается искусственная среда, куда помещаются изучаемые объекты, это позволяет добиться высокой точности наблюдения эксперимента. Для полевого эксперимента, как утверждает Г. В.  Осипов, характерна наиболее естественная среда, например, учебный класс. Ну а при естественном эксперименте исследователь просто наблюдает за естественным ходом вещей, не вмешиваясь в него. Г. В. Осипов [3. c. 605] утверждает, что этот метод чрезвычайно удобен, но выделяет его недостатки: наличие вероятности того, что выводы, которые исследователь делает на основе экспериментальных результатов, могут не отражать суть происходившего во время самого эксперимента, также, не всегда результаты, полученный в экспериментальных группах можно перенести на реальные социальные объекты и процессы.

     Изучив  классификации всех авторов, можно  придти к выводу, что, несмотря на то, что все они классифицируют методы по разному, каждый метод социологического исследования найдет свое место в  любой из классификаций. Например, метод  фокус-группы можно отнести к первичному методу в классификации М. Кисляка, к неформальному у С. Катлиппа и качественному у В. А. Ядова и Г.В. Осипова.

 

      Глава 2

     Использование социологических  методов в СО на примере

       ОАО «Мегафон»

     В этом разделе будут рассматриваться  использование социологических методов на примере компании ОАО «Мегафон». При работе над этим разделом были использованы материалы с официального сайта ОАО «Мегафон» [14], а также данные полученные в ходе личного интервью с

    1. Описание компании

    2.1.1.История компании

     В августе 2001 года стартовал первый общероссийский проект мобильной связи "МегаФон". Получив право на развитие сети на всей территории Российской Федерации, "МегаФон" стал самым крупным  по масштабам лицензионного покрытия оператором мобильной связи в  мире. Стопроцентный охват территории России подразумевает под собой возможность предоставлять услуги мобильной связи в 83 субъектах РФ, где проживает 142 миллиона человек.

     Главная роль в процессе формирования общероссийского  оператора была отведена одному из лидеров российского рынка сотовой связи – петербургской компании "Северо-Западный GSM". ЗАО "Северо-Западный GSM" было основано в 1993 г. В 1999 г. количество абонентов Компании превысило 100 тысяч человек. К этому времени сеть "Северо-Западного GSM" полностью охватила Санкт-Петербург и Ленинградскую область и активно развивалась в регионах Северо-Запада. В связи с участием в первом общероссийском проекте мобильной связи "МегаФон" в 2002 г. начался процесс ребрендинга Компании, в результате которого торговая марка "МегаФон" полностью заменила собой "Северо-Западный GSM".

     В мае 2002 г. в результате переименования и изменения организационно-правовой формы ЗАО "Северо-Западный GSM" и его объединения с рядом  региональных операторов было создано  ОАО "МегаФон" - первый общероссийский оператор мобильной связи. Созданием открытого акционерного общества "МегаФон" завершилось юридическое оформление объединительного процесса региональных операторов в рамках первого общероссийского проекта мобильной связи "МегаФон".

     1 июля 2009 года ОАО "МегаФон" завершило реорганизацию в форме присоединения региональных дочерних обществ, с этого дня услуги мобильной связи на территории России оказывают также Столичный, Кавказский, Центральный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный филиалы ОАО "МегаФон".

     С 1 июля 2009 г. Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон" представляет интересы общероссийского оператора в  Санкт-Петербурге и Ленинградской  области, Архангельской области  и Ненецком АО, Вологодской, Ивановской, Калининградской, Костромской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Тверской и Ярославской областях и республике Карелия. 

     2.1.2.Основные направления деятельности службы PR

ОАО «Мегафон».

     Понимая значимость связей с общественностью, компания активно участвует в  различных конференция, выставках, конкурсах, благотворительных и общественных проектов.

     Деятельность  службы PR направлена на:

  • Подготовку спикера к публичному выступлению перед журналистами и другими аудиториями.
  • Взаимодействие со СМИ по текущей деятельности компании (пресс-конференции, мероприятия, комментарии, интервью, etc.). Согласование комментариев для прессы.
  • Организация и информационная поддержка выступления спикера на конференциях, круглых столах.
  • Предоставление актуальной информации о компании.
  • Предоставление свежей аналитической информации о рынке сотовой связи.
  • Коммуникации со СМИ во время кризисных ситуаций.
  • Подготовка информационных корпоративных материалов (новостные сообщения, пресс-релизы, статьи, презентации, буклеты, корпоративные фильмы, подкасты, etc.).
  • Участие компании в ассоциациях, рейтингах.
  • PR-поддержка выхода компании в новые регионы, страны.
  • Проведение мониторинга и аналитика СМИ, возможность проведения мониторинга любой интересующей темы по запросу.
  • Оказание благотворительной помощи нуждающимся (Благотворительный Комитет).
  • Публичная презентация проектов компании на внутренних и внешних встречах.
  • Реализация социальной политики Компании.

     Компания «Мегафон» активно участвует в общественной жизни, поддерживает образование, оказывает адресную и оперативную помощь малоимущим слоям населения, нуждающимся людям и социальным институтам.

     Компания  создала и поддерживает высокую  корпоративную культуру, основываясь на ценностях:

  1. Развитие. Мы никогда не останавливаемся на достигнутом.
  2. Увлеченность – движущая сила бизнеса МегаФона.
  3. Надежность. Каждый из нас может пойти на риск и исследовать новое, наше доверие друг к другу позволяет делать это.
  4. Партнерство. Мы делаем все ради успеха друг друга.Общий успех складывается из личных достижений.
  5. Сопричастность. Нам не все равно. Мы душой болеем за наше дело. В нашей компании работают люди, которым не безразличны наши общие ценности.
  6. 100% Россия – вся Россия. МегаФон объединяет людей по всей стране. Мы ценим вклад каждого в успех Компании в любой точке России.
 

         2.1.3. Описание проблемы

         В феврале 2010 года был назначен новый коммерческий директор столичного филиала «Мегафона». Человек на должность коммерческого директора был выбран по итогам внутреннего конкурса, проведенного в компании. По результатам конкурса место Олега Клочко, ранее занимавший должность коммерческого директора, заняла Наталия Спицына. В условиях смены руководства может возникнуть неспокойное состояние внутренней общественности, что повлечет за собой снижение эффективности деятельности каждого сотрудника.

    Таким образом, на данный момент можно выделить несколько основных задач, которые  должен решать PR специалист в компании:

  1. Создание атмосферы доверия между руководителем и подчиненным.
  2. Обеспечение работы без конфликтов. Это, по мнению автора, залог успеха работы в любой компании;
  3. Поддержка корпоративной культуры.

 

    2.2 Методы исследования

   Для исследования данной проблемы автором работы были выбраны методы анкетирования и глубинного интервью. 

   2.2.1 Метод анкетирования

   Выбор метода анкетирования был обусловлен предоставляемыми им возможностями  изучения явления, скрытого от глаз, широкий  охват интересующих лиц, возможность  статистической обработки, а также анонимность ответов.

   Гипотеза: сотрудники компании «Мегафон» мужчины и женщины в возрасте от 26-35 лет, нацеленные на карьерный рост и самореализацию, работающие в компании от 1-3 лет, не получавшие продвижения по службе последний год, а также опасаются непонимания между новым директором и сотрудниками, считают, что между руководством и сотрудниками сложилась атмосфера недоверия, по их мнению, нужны улучшения в работе компании (10a), а именно выделение больших средств для корпоративных мероприятий, чтобы сплотить коллектив компании, а также максимально быстро доводить информацию о проблемах компании до сотрудников (11a), что повысит доверие сотрудников к руководству компании (13а).

  1. Укажите Ваш пол:

    a) мужской

    b) женский

  1. Укажите Ваш возраст:

    a) меньше 25 лет

    b) 26-35

    c) 36-45

    d) больше 45 лет

  1. Как долго Вы работаете в компании «Мегафон»:

    a) меньше года

    b) от 1-3 лет

    c) 4-7 лет

    d) больше 7 лет

    4) Были  ли Вы продвинуты по службе  за последний 1 год (для ответивших b, с, d на вопрос 3)

    a) да

    b) нет

    5) Укажите Ваши жизненные приоритеты в данный момент:

    a) семья

    b) карьерный рост и самореализация

    c) материальный достаток

    6) Как Вы оцениваете текущую ситуацию в компании?

    a) в компании все стабильно.

    b) в любой компании бывают взлеты и падения. В компании все более или менее стабильно

    c) ситуация в компании нестабильна.

    7) Опасаетесь  ли Вы непонимание между новым  руководством и сотрудниками:

    a) да

    b) нет

    8) Вы  удовлетворены коллективом, в  котором работаете:

    a) да

Информация о работе Использование социологических методов в связях с общественностью