Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:45, курсовая работа
Целью данной работы является исследование использования социологических методов в Связях с общественностью. Актуальность данной работы обуславливается тем, что работа любого PR специалиста – это работа с общественностью, как с внешней, так и с внутренней. Залогом успеха такой работы, по мнению автора, является четкое понимание проблем общественности, для выработки способов их решения. Как раз для этого и используются социологические методы. Знание их необходимо каждому PR специалисту для успешной работы.
Cодержание
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования социологических методов в связях с общественностью
1.1. Программа социологического исследования 4
1.2. Методы социологических исследований 12
1.2.1. Классификация методов социологического исследования-------12
1.2.2. Методы исследования в СО----------------------------------------------14
1.2.2.1.Количественные методы исследования-------------------------14
1.2.2.2. Качественные методы исследования----------------------------21
Глава II. Использование социологических методов в СО на примере
ОАО «Мегафон»
2.1. Описание компании 26
2.1.2 История компании 26
2.1.2.Основные направления деятельности службы PR
ОАО «Мегафон».--------------------------------------------------------------------27
2.1.3. Описание проблемы-------------------------------------------------------29
2.2. Методы исследования 30
2.2.1 Анкетирование 30
2.2.2 Глубинное интервью 32
Заключение 33
Источники 34
Предварительный системный анализ объекта необходим для того, чтобы выделить все его элементы, один или несколько из которых будут являться в дальнейшем предметом исследования. В каком именно направлении будет вестись анализ эмпирических данных, определяется в следующем разделе программы — в рабочих гипотезах исследования.
По Г. В. Осипову гипотеза в социологическом исследовании — это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта [3 c.555].
Как утверждает Г.В. Осипов [3. c.555], к гипотезам выдвигается ряд требований, например, гипотеза не должна противоречить уже ранее доказанным теориям и исходным принципам научного знания, гипотеза должна подвергаться проверке и логическому анализу в процессе исследования.
В. А. Ядов [4.c. 50] различает гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Последние вычленяются из оснований, причем так, что с их помощью раскрывается содержание терминов и связей гипотез-оснований. Также, с точки зрения задач исследования, гипотезы подразделяются на основные и неосновные. В. А. Ядов [4. c. 51]выделяет также первичные, и вторичные гипотезы (по степени их разработанности). Вторичные выдвигаются взамен первых, если те опровергаются эмпирическими данными.
Развертывание
рабочих гипотез – это
Первым пунктом процедурного раздела программы исследования будет построение стратегического плана исследования. Г. В. Осипов[3. c. 561] предлагает 3 характера плана в зависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте,а также ряда других факторов в каждом конкретном случае.
Применение и цель | Основные подходы | |
Поисковый | применяется в
тех случаях, когда нет ясного
представления о проблеме или объекте исследования. Цель - формулировка проблемы и выдвижение гипотез |
изучение документов,
опросы экспертов, осуществление
наблюдений и других качественных исследований |
Описатель
ный |
применяется
в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу, т. е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого социального объекта. Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно- количественные характеристики изучаемого объекта. |
Помимо использования
качественных методов,
используются различного рода количественные подходы, например статистический анализ данных предыдущих исследований (вторичный анализ), массовые опросы населения или отдельных его групп, контент-анализ текстов и т. д. |
Экспериментальный | применяется тогда,
когда имеющиеся знания об объекте
позволяют
сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана — установить причинно-следственные связи объекта, раскрыть не только структуру последнего, но и причины, обусловливающие его функционирование или развитие. |
Использование
качественных методов,
используются различного рода количественные подходы, например статистический анализ данных предыдущих исследований (вторичный анализ), массовые опросы населения или отдельных его групп, контент-анализ текстов и т. д. |
Как можно видеть из таблицы, планы исследования различаются по своим целям и основным подходам. Как утверждает Г. В. Осипов [3. c. 564], в реальной социологической практике очень редко один из классических планов исследования представлен в чистом виде. Именно поэтому Г. В. Осипов выделяет еще один план исследования, в котором сочетаются все упомянутые выше планы. План начинается с поиска, потом идет выдвижение описательных гипотез, а уже затем следует уяснение причинно-следственных связей путем реализации экспериментального плана исследования.
По В. А. Ядову обоснование типа и способа выборки зависят от целей исследования и его гипотез [4.c. 50]. Состав и объем выборки заранее не фиксируются, а устанавливаются опытным путем по мере развития исследования. В первых же исследованиях выборка должна быть строго репрезентативной (требования репрезентативности выборки означают, что по выделенным параметрам (критериям) состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности).
Как уже упоминалось ранее, существуют различные методы сбора и анализа данных. Более подробно они будут рассмотрены в следующем параграфе
Изучив специальную литературу, можно сделать вывод, что программа социального исследования это фундаментальный документ любого социального исследования, в котором излагается общая концепция исследования, обосновывается выбор методов и логический алгоритм действий при проведении и проверке исследования. Программа имеет большое значение для любого исследования.
1.2.Методы социологических исследований
Социологами
разработано большое количество
методов социологического исследования.
Различные авторы по-разному классифицируют
эти методы, поэтому логично рассмотреть
классификации методов
Для изучений классификаций использовались такие источники как: «Социологическое исследование: методология, программа, методы» В.А.Ядова, «Рабочая книга социолога» Г. В Осипова, «Социология» С.С.Фролова, «Основы паблик рилейшнз» В.Г. Королько, «Связи с общественностью» А.Н.Чумикова и др.
Автором первой классификации, которую необходимо упомянуть является В.Г. Королько, который разделил все методы исследований на формальные и неформальные [7; стр. 106]. Формальные исследования предполагают строгое соблюдение процедуры исследования. Они в свою очередь делятся на качественные и количественные. Неформальные исследования проводятся без соблюдения определенных процедур. Такие исследования принято использовать для описания конкретных ситуаций, а не для выявлений закономерностей. К ним относятся: аудит, анализ паблисити и др.
Другая
классификация предложена Михаилом
Кисляком [5;]. Согласно ему все методы делятся
на первичные и вторичные. Первичные,
они же полевые, методы исследования представляют
собой поиск, сбор и обработку данных специально
для конкретного анализа. В то время
как, вторичные, или
кабинетные, представляют собой
поиск, сбор и анализ уже существующей
вторичной информации (“исследование
за письменным столом”). Вторичная информация
представляет собой данные, собранные
ранее для целей, отличных от решаемых
в настоящий момент.
Самая распространенная классификация разделяет методы на качественные и количественные, поэтому именно она будет использована в работе.
По мнению С.С. Новикова количественные методы исследования - это совокупность приемов, процедур и методов описания, преобразования и получения нового социологического знания [8; стр. 154].
К количественным исследованиям обычно относят:
Ф. Китчен определяет качественные методы как методы, которые базируются на теоретических ресурсах социологии, индивидуальном опыте, наблюдениях, анализе личных и официальных документов и т.д.; они опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей [9; стр.101].
К качественным принято относить:
1.2.2. Методы исследования в СО
Подробное рассмотрение методов социологического исследования будет рассмотрено на классификации В.А. Ядова и Г.В.Осипова на количественные и качественные, а также в сравнении мнений этих авторов. Согласно В. А. Ядову [4 c.27] качественные методы – это сбор информации в свободной форме. Они опираются не на статистические измерения, а на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных. Эти методы являются источником формирования гипотез и продуктивных идей (анализ документов, фокус-группа). Ну а количественные методы подразумевают проведение различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Например, методы наблюдения, опроса и контент-анализа.
1.2.2.1.Количественные методы исследования
Первый
метод исследования, о котором
упоминают оба автора это наблюдение.
В. А. Ядов [4 c.105] определяет наблюдение
как «прямую регистрацию событий очевидцем», а Г. В. Осипов [3 c.585],
в свою очередь, определяет наблюдение
как «метод сбора информации путем непосредственного
изучения социального явления в его естественных
условиях». Исходя из этих определений,
можно сделать вывод, что они говорят
об одном и том же, только называют это
по-разному.
Автор | В.А.Ядов [4. c. 106] | Г.В.Осипов [3. c. 585] |
Классификация | Совпадающие методики | |
Неконтролируемое наблюдение - исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом | Нестандартизированная техника наблюдения - исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти. | |
Контролируемое
наблюдение - исследователь
регистрирует события по детально разработанной процедуре |
Стандартизированная техника наблюдения - наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей | |
Включенное наблюдение - исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы "изнутри". | Полное участие наблюдателя в ситуации - включение наблюдателя в изучаемую группу как ее полноправного члена. Роль наблюдателя не известна членам группы | |
Наблюдатель как участник - наблюдатель, прежде всего исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником. | ||
Стимулирующее наблюдение - исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуации "непросматриваемые" | Участник ситуации как наблюдатель - включение наблюдателя в изучаемую группу как ее полноправного члена. Роль наблюдателя известна членам группы. В этом случае участники исследования, как правило, охотно идут на различные эксперименты, помогая исследователю | |
Простое наблюдение – регистрирует события «со стороны» | Полное наблюдение - исследователь выполняет лишь функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне их поля зрения | |
Несовпадающие методики | ||
Полевое наблюдение – в естественных условиях | ||
Лабораторное наблюдение – в экспериментальной ситуации |
Информация о работе Использование социологических методов в связях с общественностью