Использование социологических методов в связях с общественностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование использования социологических методов в Связях с общественностью. Актуальность данной работы обуславливается тем, что работа любого PR специалиста – это работа с общественностью, как с внешней, так и с внутренней. Залогом успеха такой работы, по мнению автора, является четкое понимание проблем общественности, для выработки способов их решения. Как раз для этого и используются социологические методы. Знание их необходимо каждому PR специалисту для успешной работы.

Оглавление

Cодержание
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования социологических методов в связях с общественностью
1.1. Программа социологического исследования 4
1.2. Методы социологических исследований 12
1.2.1. Классификация методов социологического исследования-------12
1.2.2. Методы исследования в СО----------------------------------------------14
1.2.2.1.Количественные методы исследования-------------------------14
1.2.2.2. Качественные методы исследования----------------------------21
Глава II. Использование социологических методов в СО на примере
ОАО «Мегафон»
2.1. Описание компании 26
2.1.2 История компании 26
2.1.2.Основные направления деятельности службы PR
ОАО «Мегафон».--------------------------------------------------------------------27
2.1.3. Описание проблемы-------------------------------------------------------29
2.2. Методы исследования 30
2.2.1 Анкетирование 30
2.2.2 Глубинное интервью 32
Заключение 33
Источники 34

Файлы: 1 файл

курсовая по ТиПСО.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Cодержание 

Введение   3 

Глава I. Теоретические основы использования социологических методов в связях с общественностью

1.1. Программа  социологического исследования   4

1.2. Методы социологических исследований   12

     1.2.1. Классификация методов социологического исследования-------12

     1.2.2. Методы исследования в СО----------------------------------------------14

           1.2.2.1.Количественные методы исследования-------------------------14

          1.2.2.2. Качественные методы исследования----------------------------21

Глава II. Использование социологических методов в СО на примере

 ОАО «Мегафон»

2.1. Описание  компании  26

    2.1.2 История компании   26

    2.1.2.Основные направления деятельности службы PR

 ОАО «Мегафон».--------------------------------------------------------------------27

    2.1.3. Описание проблемы-------------------------------------------------------29

2.2. Методы исследования   30

2.2.1 Анкетирование    30

2.2.2 Глубинное  интервью  32

Заключение  33

Источники  34

 

Введение

    Целью данной работы является исследование использования социологических  методов в Связях с общественностью. Актуальность данной работы обуславливается  тем, что работа любого PR специалиста – это работа с общественностью, как  с внешней, так и с внутренней. Залогом успеха такой работы, по мнению автора, является четкое понимание проблем общественности, для выработки способов их решения. Как раз для этого и используются социологические методы. Знание их необходимо каждому PR специалисту для успешной работы.

    Для выполнения поставленной цели автор раздел работу на две части. В перовой главе работы «Теоретические основы использования социологических методов в связях с общественностью» автор ставит перед собой следующие задачи:

    • Понять, что такое программа социологического исследования, а также рассмотреть ее функции, значение, типологию исследований, структуру программы исследования, а также рассмотреть подробно каждый  ее пункт;
    • Рассмотреть большинство существующих методов социологических исследований, выяснить их достоинства и недостатки, а также определить применимость каждого из методов в PR;

    Во  второй главе «Практические основы использования социологических  методов в связях с общественностью» задачами автора является:

    • Осветить основные этапы становления концерна «Мегафон» и его развитие в России
    • Выявить проблему в компании;
    • Выдвинуть гипотезу;
    • Выбрать методы социологического исследования.

 

     Глава 1

    Теоретические основы использования  социологических  методов в связях с общественностью 

      
    1. Программа социологического исследования

      Говоря  о программе социологического исследования необходимо рассмотреть  определения программы социологического исследования, а также ее функции, значению, типологии исследований, и структуры программы исследования.

        Для написания были изучены труды В.А. Ядова и В. Г. Осипова, а именно «Стратегия социологического исследования» и «Социология. Основы общей теории: Учебник для ВУЗов» соответственно.

      Как определяет В.А. Ядов: «Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки» [4c.34]. В тоже время В.Г. Осипов говорит о том, что «программа исследования – документ, в котором дается изложение и обоснование логики и методов изучения социального объекта в соответствии с решаемыми научными или  практическими задачами»[4 c. 32].

      Программа исследования зависит, в первую очередь, от типа исследования. В.А. Ядов выделяет 2 типа исследования [4 c.33]:

    • Теоретико-прикладные исследования.

      Их цель - содействие решению социальных проблем  путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и  объяснению, более глубокому и  всестороннему, чем ранее.

  • Прикладные социологические исследования. Цель – поиск практических решений для достаточно ясных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки
 

    В.Г. Осипов выделяет также 2 типа исследования [3 c.547]:

    • Теоретически ориентированное исследование. Приоритет отдается научным задачам
    • Практически ориентированное исследование. Приоритет отдается прикладным задачам

    Путем объединения типологий этих двух авторов можно выделить: теоретические исследования  (где цель исследования – разработка новых подходов к изучению социальных проблем и приоритет отдается научным задачам) и практические исследования (где цель исследования – поиск конкретных прикладных решений применимых в социальной жизни и приоритет отдается прикладным задачам).

    Как утверждает В.А. Ядов, тщательно разработанная программа – гарантия успеха всего исследования. Это объясняется тем, что программа исследования выполняет очень важные функции, которые он приводит в своей книге. В первую очередь, он разделяет функции программы исследования на внешние и внутренние[4 c. 33,57]. Внутренних функций автор выделяет две:

    1. научно – познавательную, которая состоит в обеспечении теоретико-методической целостности исследования;
    2. научно-организационную, которая обеспечивает эффективное сотрудничество участников исследовательского коллектива, разделение труда между ними ради достижения общего научного и научно-практического результата.

    Вместе  с тем программа выполняет  и внешние функции:

    1. она фиксирует место данного исследования в общем процессе развития научного и научно-практического знания;
    2. является необходимым условием оптимального планирования научных исследований данного научного учреждения, научного сообщества в целом, в системе координации научных исследований в нашей стране.

     Эти функции подтверждают важность программы  для любого социального исследования.

     В. А. Ядов предлагает следующую программу  теоретического исследования, которая, в идеальном случае, должна включать следующие элементы [4 c.33].

Методологический  раздел программы:

1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

2. Определение цели и постановка задач исследования.

3. Уточнение и интерпретация основных понятий.

4. Предварительный системный анализ объекта исследования.

5. Развертывание рабочих гипотез.

Процедурный раздел программы:

6. Принципиальный (стратегический) план исследования.

7. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

8. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных. 

     Г. В. Осипов также упоминает об этих элементах программы социального исследования.

    Любая программа исследования начинается с определения проблемной ситуации. В большинстве случаев решение социальной проблемы требует проведения определенных теоретических и прикладных исследований, направленных на получение нового знания в форме тех или иных теоретических выводов и практических рекомендаций.

    В. А. Ядов выделяет две стороны проблемы: гносеологическую и предметную. C точки зрения познавательного процесса проблемная ситуация — несоответствие между знанием компании о потребностях людей и неумением эти потребности удволетворить. Что же касается предметной стороны проблемы, то это «явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддается убедительному объяснению»[4 c.35].

    Также, В.А. Ядов говорит о том, что социальные проблемы существенно разнятся по своей масштабности – от проблем некоторого сообщества, до проблем общества в целом [4 c.35]. Это один из трех факторов, формирующих степень сложности научно-познавательной проблемы. Также, в эти факторы он включает уровень зрелости общественной потребности в прояснении ситуации и разрешении социальных противоречий, и состояние научного и практического знания в соответствующей области.

      Не всегда удается ясно и  четко сформулировать научную проблему в начале составления программы исследования. В таком случае она намечается лишь в общих чертах, а при разработке других частей программы ее формулировка уточняется.

    Формулировка  проблемы влечет за собой выбор конкретного  объекта и предмета исследования. Объектом может быть социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию. В. А. Ядов определяет объект социологического исследования как  то, на что направлен процесс познания[4.c.37]. Что же касается предмета исследования, то Г. В. Осипов определяет его, как ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению, т. е. наиболее значимую сторону объекта с точки зрения социологической теории и социальной практики [3. c.547].

    После определения проблемы автор предлагает перейти к определению цели и постановки задач исследования.

    Цели  – это то, к чему мы стремимся, а задачи – то, какими способами  мы к этому стремимся. Цель социологического исследования предопределяет его ориентацию — теоретическую или практическую. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование? Если цели и задачи исследования недостаточно ясны, то у заказчиков исследования и исследователей могут быть разногласия в отношении результата исследования. 

    При разработке программы социологического исследования Г. В. Осипов советует выделить ключевые понятия, выражающие узловые точки изучаемой проблемы [3. c. 546]. В любой программе исследования используется определенный понятийный аппарат или система понятий. Автор любого исследования должен ясно представлять смысл каждого понятия, чтобы избежать его двусмысленного толкования. Кроме того, в процессе социологического исследования необходимо сопоставить теоретические положения с эмпирическими данными, что является ключевым фактором возможности дальнейшей эмпирической проверки (подтверждения или опровержения) гипотез. Именно поэтому, как утверждает Г.В. Осипов [ 3. c. 549], так важно уделять должное внимание уточнению и интерпретации понятий.

      Итак, четвертый пункт теоретической социологической программы исследования- предварительный системный анализ объекта исследования. Словосочетание «системный анализ» имеет несколько значений, но в данном случае его можно интерпретировать как всесторонний подход к объекту исследования.

    Как утверждает В. А. Ядов [4.c. 44] - анализ объекта исследования состоит в «расчленении» его на  различные элементы. То, какие это будут элементы, диктуется проблемой и целями исследования.

    Так как объектом исследования может  быть какой-либо социальной процесс  или социальная ситуация, то первые элементы, которые следует выделить это общие и специфические, которые  будут описывать процесс или ситуацию. Общими факторами могут быть, например, общесоциальные и социокультурные условия трудовой деятельности и целостного образа жизни людей. К специфическим же могут быть отнесены функциональное содержание труда, условия труда, взаимоотношения на производстве, особенности внепроизводственной жизнедеятельности рабочего.

Информация о работе Использование социологических методов в связях с общественностью