Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:45, курсовая работа
Целью данной работы является исследование использования социологических методов в Связях с общественностью. Актуальность данной работы обуславливается тем, что работа любого PR специалиста – это работа с общественностью, как с внешней, так и с внутренней. Залогом успеха такой работы, по мнению автора, является четкое понимание проблем общественности, для выработки способов их решения. Как раз для этого и используются социологические методы. Знание их необходимо каждому PR специалисту для успешной работы.
Cодержание
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования социологических методов в связях с общественностью
1.1. Программа социологического исследования 4
1.2. Методы социологических исследований 12
1.2.1. Классификация методов социологического исследования-------12
1.2.2. Методы исследования в СО----------------------------------------------14
1.2.2.1.Количественные методы исследования-------------------------14
1.2.2.2. Качественные методы исследования----------------------------21
Глава II. Использование социологических методов в СО на примере
ОАО «Мегафон»
2.1. Описание компании 26
2.1.2 История компании 26
2.1.2.Основные направления деятельности службы PR
ОАО «Мегафон».--------------------------------------------------------------------27
2.1.3. Описание проблемы-------------------------------------------------------29
2.2. Методы исследования 30
2.2.1 Анкетирование 30
2.2.2 Глубинное интервью 32
Заключение 33
Источники 34
Cодержание
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования социологических методов в связях с общественностью
1.1. Программа социологического исследования 4
1.2. Методы социологических исследований 12
1.2.1.
Классификация методов
1.2.2.
Методы исследования в СО----------------------------
1.2.2.1.Количественные методы исследования------------------
1.2.2.2. Качественные методы исследования------------------
Глава II. Использование социологических методов в СО на примере
ОАО «Мегафон»
2.1. Описание компании 26
2.1.2 История компании 26
2.1.2.Основные направления деятельности службы PR
ОАО «Мегафон».--------------------
2.1.3. Описание
проблемы----------------------
2.2. Методы исследования 30
2.2.1 Анкетирование 30
2.2.2 Глубинное интервью 32
Заключение 33
Источники 34
Введение
Целью данной работы является исследование использования социологических методов в Связях с общественностью. Актуальность данной работы обуславливается тем, что работа любого PR специалиста – это работа с общественностью, как с внешней, так и с внутренней. Залогом успеха такой работы, по мнению автора, является четкое понимание проблем общественности, для выработки способов их решения. Как раз для этого и используются социологические методы. Знание их необходимо каждому PR специалисту для успешной работы.
Для выполнения поставленной цели автор раздел работу на две части. В перовой главе работы «Теоретические основы использования социологических методов в связях с общественностью» автор ставит перед собой следующие задачи:
Во второй главе «Практические основы использования социологических методов в связях с общественностью» задачами автора является:
Глава 1
Теоретические
основы использования
социологических
методов в связях
с общественностью
Говоря о программе социологического исследования необходимо рассмотреть определения программы социологического исследования, а также ее функции, значению, типологии исследований, и структуры программы исследования.
Для написания были изучены труды В.А. Ядова и В. Г. Осипова, а именно «Стратегия социологического исследования» и «Социология. Основы общей теории: Учебник для ВУЗов» соответственно.
Как определяет В.А. Ядов: «Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки» [4c.34]. В тоже время В.Г. Осипов говорит о том, что «программа исследования – документ, в котором дается изложение и обоснование логики и методов изучения социального объекта в соответствии с решаемыми научными или практическими задачами»[4 c. 32].
Программа исследования зависит, в первую очередь, от типа исследования. В.А. Ядов выделяет 2 типа исследования [4 c.33]:
Их цель - содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.
В.Г. Осипов выделяет также 2 типа исследования [3 c.547]:
Путем объединения типологий этих двух авторов можно выделить: теоретические исследования (где цель исследования – разработка новых подходов к изучению социальных проблем и приоритет отдается научным задачам) и практические исследования (где цель исследования – поиск конкретных прикладных решений применимых в социальной жизни и приоритет отдается прикладным задачам).
Как утверждает В.А. Ядов, тщательно разработанная программа – гарантия успеха всего исследования. Это объясняется тем, что программа исследования выполняет очень важные функции, которые он приводит в своей книге. В первую очередь, он разделяет функции программы исследования на внешние и внутренние[4 c. 33,57]. Внутренних функций автор выделяет две:
Вместе с тем программа выполняет и внешние функции:
Эти функции подтверждают важность программы для любого социального исследования.
В. А. Ядов предлагает следующую программу теоретического исследования, которая, в идеальном случае, должна включать следующие элементы [4 c.33].
Методологический раздел программы:
1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.
2. Определение цели и постановка задач исследования.
3. Уточнение и интерпретация основных понятий.
4. Предварительный системный анализ объекта исследования.
5. Развертывание рабочих гипотез.
Процедурный раздел программы:
6. Принципиальный (стратегический) план исследования.
7. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.
8. Набросок основных
процедур сбора и анализа исходных данных.
Г. В. Осипов также упоминает об этих элементах программы социального исследования.
Любая программа исследования начинается с определения проблемной ситуации. В большинстве случаев решение социальной проблемы требует проведения определенных теоретических и прикладных исследований, направленных на получение нового знания в форме тех или иных теоретических выводов и практических рекомендаций.
В. А. Ядов выделяет две стороны проблемы: гносеологическую и предметную. C точки зрения познавательного процесса проблемная ситуация — несоответствие между знанием компании о потребностях людей и неумением эти потребности удволетворить. Что же касается предметной стороны проблемы, то это «явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддается убедительному объяснению»[4 c.35].
Также, В.А. Ядов говорит о том, что социальные проблемы существенно разнятся по своей масштабности – от проблем некоторого сообщества, до проблем общества в целом [4 c.35]. Это один из трех факторов, формирующих степень сложности научно-познавательной проблемы. Также, в эти факторы он включает уровень зрелости общественной потребности в прояснении ситуации и разрешении социальных противоречий, и состояние научного и практического знания в соответствующей области.
Не всегда удается ясно и четко сформулировать научную проблему в начале составления программы исследования. В таком случае она намечается лишь в общих чертах, а при разработке других частей программы ее формулировка уточняется.
Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта и предмета исследования. Объектом может быть социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию. В. А. Ядов определяет объект социологического исследования как то, на что направлен процесс познания[4.c.37]. Что же касается предмета исследования, то Г. В. Осипов определяет его, как ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению, т. е. наиболее значимую сторону объекта с точки зрения социологической теории и социальной практики [3. c.547].
После определения проблемы автор предлагает перейти к определению цели и постановки задач исследования.
Цели – это то, к чему мы стремимся, а задачи – то, какими способами мы к этому стремимся. Цель социологического исследования предопределяет его ориентацию — теоретическую или практическую. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование? Если цели и задачи исследования недостаточно ясны, то у заказчиков исследования и исследователей могут быть разногласия в отношении результата исследования.
При разработке программы социологического исследования Г. В. Осипов советует выделить ключевые понятия, выражающие узловые точки изучаемой проблемы [3. c. 546]. В любой программе исследования используется определенный понятийный аппарат или система понятий. Автор любого исследования должен ясно представлять смысл каждого понятия, чтобы избежать его двусмысленного толкования. Кроме того, в процессе социологического исследования необходимо сопоставить теоретические положения с эмпирическими данными, что является ключевым фактором возможности дальнейшей эмпирической проверки (подтверждения или опровержения) гипотез. Именно поэтому, как утверждает Г.В. Осипов [ 3. c. 549], так важно уделять должное внимание уточнению и интерпретации понятий.
Итак, четвертый пункт теоретической социологической программы исследования- предварительный системный анализ объекта исследования. Словосочетание «системный анализ» имеет несколько значений, но в данном случае его можно интерпретировать как всесторонний подход к объекту исследования.
Как утверждает В. А. Ядов [4.c. 44] - анализ объекта исследования состоит в «расчленении» его на различные элементы. То, какие это будут элементы, диктуется проблемой и целями исследования.
Так как объектом исследования может быть какой-либо социальной процесс или социальная ситуация, то первые элементы, которые следует выделить это общие и специфические, которые будут описывать процесс или ситуацию. Общими факторами могут быть, например, общесоциальные и социокультурные условия трудовой деятельности и целостного образа жизни людей. К специфическим же могут быть отнесены функциональное содержание труда, условия труда, взаимоотношения на производстве, особенности внепроизводственной жизнедеятельности рабочего.
Информация о работе Использование социологических методов в связях с общественностью