Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 21:26, доклад
Среди них особую роль играют следующие: анализ документов, выявление слабых сторон, проблемы, наблюдение, опросы, контент-анализы. Тем самым, формируется некоторая картина, характеризующая текущее состояние проблемной области. На данном этапе можно выделить основные проблемы, на решение которых будут направлены усилия социального работника. Также необходимо произвести другие виды исследований для того, чтобы сформировать полную картину ситуации.
Группа психолого-педагогических методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием в клиента через механизм регуляции его самочувствия поведения.
Поведение личности в значительной мере обусловливается социально-психологическими явлениями общественным, групповым мнением, настроениями вкусами, желаниями, увлечениями, модой и др. Возникая как продукт общения, социально-психологические явления приобретают относительную самостоятельность и оказывают регулирующее влияние на поведение и поступки людей.
Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности (группы людей) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах.
В группу психолого-педагогических входят методы убеждение (реализуется в практике социальной работы в различных формах, и прежде всего в виде разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов), социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, внушение, информирование, гуманизация условий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности, использование обычаев, традиций и др. Из этой группы рассмотрим методы: изучение результатов деятельности клиентов, социальная терапия, индивидуальная терапия, групповая терапия, трудовая терапия, терапия самовоспитания, дискуссионная терапия, психотерапия, семейная терапия, игровая терапия, социодрама, психодрама и др.), исповедальный метод.
Изучение результатов деятельности клиентов ("биографический метод"): в широком плане -- изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе ценностных отношений. В узком -- изучение результатов деятельности клиентов:
- планы и отчеты руководителей учреждений,
- дневники,
- журналы и другие документы;
продукты (результаты) деятельности:
- сочинения;
- технические поделки;
- самодельные игрушки;
- наглядные пособия;
- кино-, видеофильмы;
- микрофото-;
- ксерокопии (печатных, графических, рукописных материалов);
- справочные каталоги по теории и истории вопроса;
- тематические картотеки;
- звукозаписи бесед, докладов, дискуссий.
В технологии социальной поддержки социально-экономические методы есть способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. Социальная цель состоит в обеспечении единства интересов общества, групп и отдельных личностей. Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы оценивается их эффективностью, т.е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.
Экономические методы социальной работы занимают одно из центральных мест в механизме социальной поддержки, они воздействуют на основные аспекты системе социальной защиты, с одной стороны, побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению, оказывая человеку, семье, группе конкретную социально-экономическую поддержку в условиях кризисной ситуации.
Социально-экономические методы на государственном уровне решают в основном задачи через правовую и социально-экономическую политику, создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную трудоспособную часть общества самим обеспечивать благосостояние свое, своей семьи и всего общества.
К основным экономическим методам решения этой комплексной социальной задачи можно отнести следующие.
Введение системы минимальных социально-экономических гарантий. Определяющим здесь являются законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. Этот показатель официально обозначает границы бедности. Он является ориентиром при заключении коллективного договора или тарифного соглашения с администрацией предприятия.
В отдельные периоды для сохранения уровня
обеспечения пенсиями и пособиями применяется
такой социально-экономический метод,
•катастрофами природного или антропогенного характера;
•затратами на рождение детей;
•уходом за инвалидами.
Настоящий момент характеризуется тем, что в условиях социально-экономической ситуации, сопровождающейся спадом производства и уменьшением создаваемого национального продукта, возможности государства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет вырастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем снижаются доходы работающих. А это порождает новые социальные напряжения. Применение различных социально-экономических методов преследует цель определить, кому необходимо помогать в обязательном порядке и в первую очередь, выявить наиболее эффективные методы социально-экономической поддержки тех категорий населения, которые принято называть социально уязвимыми слоями.