Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 10:07, контрольная работа
Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений современной молодежи весьма актуально: растет первое поколение нового времени, от которого зависит будущее нашей страны. Кроме того, интересными показались следующие вопросы: религиозные предпочтения, отношение к общественной жизни, моральные принципы и приемлемость их нарушения, представления о счастье и др.
Введение
1.Причины и предпосылки формирования ценностей современной молодежи
2.Система ценностей молодого поколения
3.Исследование предпочтений и ценностных ориентаций молодежи
Заключение
Список источников
жизненные цели | % ответивших |
иметь хорошую семью | 11,3 |
получить хорошее образование | 13,9 |
устроиться на хорошую работу | 12,0 |
иметь свою квартиру | 6,3 |
заработать много денег | 3,4 |
обеспечить будущее детям | 6,9 |
открыть свой бизнес | 2,0 |
жить в достатке | 9,6 |
приобрести дорогие вещи | 21,3 |
Как
видно, для современной российской
молодежи свойственны и духовно-
А
может ли что-то помешать молодым
людям в реализации их жизненных
планов? И вообще, опасается ли чего-либо
нынешняя молодежь в своей жизни?
Как вытекает из данных, представленных
в таблице №4, больше всего молодежь
боится сегодня остаться без материальных
средств существования, опасается
разгула преступности, боится остаться
без друзей, потерять работу и диктатуры
власти, которая может привести к
ограничению свободы её действий.
Таблица 4. Чего опасается сегодня российская молодежь.
Опасения | % ответивших |
невозможность получить образование | 9,6 |
остаться без средств существования | 52,1 |
преступность | 38,2 |
проблемы с устройством на работу | 18,7 |
потерять работу | 19,8 |
остаться без друзей | 28,0 |
не встретить любимого человека | 9,9 |
не суметь создать семью | 13,6 |
диктатура власти | 19,4 |
Определенные
различия здесь выявляются и в
среде самой молодежи. Если у “благополучных”
молодых россиян 84,3% были убеждены в
том, что их материальное положение
в настоящем и будущем зависит
прежде всего от них самих, то среди
“неблагополучных” — только 49,6%.
Соответственно, две трети “благополучных”
молодых россиян были убеждены, что
материальных успехов люди должны добиваться
сами, а те, кто этого не хочет,
пусть живут бедно — и это
справедливо (см. табл.7).
Таблица 7.
Распространенность инициативных и патерналистских идеалов среди “благополучной” и “неблагополучной” российской молодежи, %.
“благополучные” | идеалы | “неблагополучные” |
35,4 | помогать бедным | 52,6 |
64,6 | добиваться успеха самим | 47,4 |
Важным аспектом настоящего исследования
была также попытка рассмотреть
не только декларируемые позиции, но
и реальные формы негативного
поведения молодежи. Достаточно широко
распространены среди молодежи курение,
употребление крепких спиртных напитков,
вступление в добрачные половые
связи.
Таблица 8.
Степень распространенности среди молодежи различных форм негативного поведения, %
Приходилось ли … | Да, часто | Редко, только пробовали | Сами этого не делали, но других за это не осуждают | Не приходилось, являются противниками подобных действий | Не захотели отвечать на вопрос | Итого |
Курить | 47,6 | 27,3 | 10,8 | 12,7 | 1,6 | 100 |
Пить крепкие напитки | 36,9 | 44,7 | 4,4 | 7,0 | 7,0 | 100 |
Сознательно обманывать кого-то для достижения своих целей | 12,6 | 33,3 | 12,0 | 34,2 | 7,9 | 100 |
Употреблять наркотики | 1,9 | 8,0 | 8,2 | 79,1 | 2,8 | 100 |
Давать взятки | 6,3 | 16,3 | 26,2 | 45,6 | 5,6 | 100 |
Уклоняться от налогов | 6,0 | 6,3 | 32,6 | 45,1 | 10,0 | 100 |
Вступать в половые связи до брака | 36,0 | 16,1 | 15,4 | 10,5 | 22,0 | 100 |
Использовать
сексуальные связи для |
3,1 | 5,1 | 30,2 | 49,1 | 12,5 | 100 |
Иметь
сексуальные отношения с |
0,5 | 1,9 | 21,5 | 68,5 | 7,6 | 100 |
По другим формам негативного поведения показатели заметно ниже. В то же время высокий процент тех, кто отказался определить свою позицию по ним, позволяет предположить, что реальные цифры, характеризующие их распространенность в молодежной среде, могут быть несколько выше.
Дополним
моральный облик современной
российской молодежи данными исследования
о том, какие качества она в
наибольшей степени ценит в людях.
В анкете имелась возможность
отметить не более трех из 14-ти предлагаемых
положительных качеств
Таблица 9.
Какие качества молодежь в наибольшей степени ценит в людях, %
Человеческие качества | Данные в % к числу ответивших |
Ум | 63,6 |
Доброта | 36,7 |
Юмор | 34,4 |
Уверенность в себе | 28,8 |
Целеустремленность | 24,7 |
Отзывчивость | 22,5 |
Обязательность | 17,5 |
Воспитанность | 17,5 |
Общительность | 11,2 |
Независимость | 9,8 |
Инициативность | 9,5 |
Сила | 8,5 |
Оригинальность | 5,6 |
Красота | 5,0 |
Прежде всего обращает на себя внимание явное предпочтение ума над всеми остальными качествами. Скорее всего, это объясняется тем, что ум в рамках российской культуры понимается как всеохватывающее свойство человека, противостоящее, как известно, глупости. Нередко ум противопоставляется также силе. Однако только 8,5% молодых людей обращают внимание на силу как на очень значимое человеческое качество.
Данные
специального анализа показывают, что
наиболее часто встречающейся
Обращает
на себя внимание, что такие качества,
как обязательность, стремление к
независимости и инициативность
занимают гораздо более низкие позиции,
чем это требуется логикой
и содержанием развития рыночных
отношений. Независимость, разумеется,
коррелирует со стремлением к
свободе, но это качество выбирают в
данном контексте только 9,8% молодежи.
Обязательность — безусловное условие
успеха в складывающейся системе
общественных отношений, в рыночных
взаимосвязях, но и оно получает
поддержку только 17,5% молодежи. Большее
число молодых людей избирает
отзывчивость (22,5%). Представленные данные,
скорее всего, говорят о том, что
российская молодежь ещё недостаточно
активно повернулась в сторону
рыночных отношений, проявляет слабую
требовательность к себе и явно недооценивает
необходимость повышения
Особое
место среди жизненных
Проведённое
исследование показало, что родители
и педагоги не всегда могут обосновать
значимость каждого блока знаний
в учебной программе. Часто фиксируют
внимание на цели учёбы только 27% учителей,
никогда на неё не указывают 11%, остальные
педагоги, по словам учеников, лишь иногда
указывают на неё. Выходит, что господствует
традиционное механическое включение
детей в образовательный
В сознании детей ценность учёбы в школе выглядит следующим образом:
Учёба позволяет | % к числу опрошенных |
приобрести профессию | 61 |
стать образованным | 58 |
подготовиться к самостоятельной жизни | 46 |
стать богатым | 29 |
быть не хуже других | 20 |
утвердиться среди близких | 13 |
почувствовать себя взрослым | 12 |
превзойти других | 11 |
Полученные
данные указывают на то, что у
подростков господствует ориентация на
приобретение с помощью школьных
знаний профессии. Получается, что ценность
знаний, которые связаны с расширением
кругозора, понимание общих законов
организации природной и
Более
предпочтительным выглядит выбор, связанный
с желанием стать образованным человеком.
Он будто бы ориентирует на ценность
знания как средства развития культуры,
познания законов организации жизни
природы, людей, самого себя. Однако он
снижается с 7 по 11 класс в 3 раза:
с 20 до 8%! Видимо, выпускники приходят к
выводу, что полученные за годы учёбы
знания не повлияли существенно на
их культуру, представления о мире,
приобретаемые на основе жизненного
опыта, под влиянием друзей, родителей
и т.д. Лишь 17% опрошенных связывают
своё образование с культурой. Это
значит, что родители и учителя
не довели подлинный смысл
Информация о работе Ценностные ориентации российского населения