Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 10:07, контрольная работа
Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений современной молодежи весьма актуально: растет первое поколение нового времени, от которого зависит будущее нашей страны. Кроме того, интересными показались следующие вопросы: религиозные предпочтения, отношение к общественной жизни, моральные принципы и приемлемость их нарушения, представления о счастье и др.
Введение
1.Причины и предпосылки формирования ценностей современной молодежи
2.Система ценностей молодого поколения
3.Исследование предпочтений и ценностных ориентаций молодежи
Заключение
Список источников
Проблема
выбора побуждает рассмотреть вопрос
о свободе и необходимости
в ценностном отношении. Свобода
тут проявляется не только как
выбор возможностей, но и как возможность
выбора, которая зависит от объективных
социальных условий, а также от осознания
этой возможности самим человеком
и его желания совершить
В
конечном счете, традиционные ценности
– это ценности, усвоенные поколением
родителей. Отказ детей от них
вольно или невольно означает и критику,
осуждение ими образа мыслей и
жизни отцов. Здесь важно учесть
ряд моментов. Первый связан с двумя
уровнями отношения детей к ценностям
родителей. На индивидуальном уровне –
конкретные родители влияют на своих
детей. На поколенческом - молодое поколение
в целом так или иначе
Ориентация – это целая система установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действия. Ориентации, направленные на какие-либо социальные ценности, называются ценностными ориентациями.
Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это то компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы. Наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека.
Ценностные ориентации очень тесно связаны с идеалом. Мы вправе сказать, что ценностное отношение возникает при сравнении, сопоставлении объекта с идеалом.
Изменение социальных условий, смена общественных ценностных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам. Динамику этого процесса можно проследить через анализ индивидуальной ценностной системы личности:
-
сохранение прежней ценностной
системы субъекта, несмотря на
происходящие общественные
-
расстройство индивидуальной
-
развитие – такое изменение
в ценностно – ориентационной
системе личности, когда обогащается
внутренне содержание
В социальном портрете современной молодежи можно выделить следующие противоречивые характеристики:
-
возросший уровень
-
признание молодежи социальной
значимости участия в
-
стремление к активному
-
желание что-то изменить к
Такое
положение дел явилось
отношение к подрастающему поколению как к объекту воспитания, что подкреплялось авторитарной методикой, рассчитанной на получение результатов, в которых проявляются прежде всего исполнительские, конформистские наклонности человека;
отстраненность молодежи от власти и от решения задач, стоящих перед обществом (социальное отчуждение);
продолжительное пребывание молодых людей в заниженном социальном статусе;
отсутствие социальных программ, рассчитанных на воспитание самодеятельности подрастающего поколения, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, творчество, деловитость;
неготовность, а порой и нежелание педагогов работать над развитием самодеятельности подрастающего поколения.
Молодое поколение оказывается более категоричным в суждениях и, что на первый взгляд парадоксально, более сплоченным, чем их родители. Например, анализ смысложизненных ценностей показывает, что имеются некоторые существенные различия в распределении альтернатив, по сравнению с родительской структурой ценностей. Смысложизненные ценности молодого поколения распределились следующим образом (в порядке убывания значимости): 1. “Свобода человека то, без чего жизнь теряет смысл. 2. “Вера в бога – это только обряды, имеющие какой-то не совсем понятный смысл”. 3. “Бывают условия, что никакая красота не сделает человека лучше”. 4. “Человеку свойственно разное, но все-таки по природе он добр”. 5. “Смысл жизни не в том, чтобы улучшить свою собственную жизнь, а в том, чтобы обеспечить достойное продолжение своего рода .” 6. “Не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение”. 7. “Только содержательная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни”. 8. “Жизнь человека – высшая ценность, только закон может посягнуть не нее”.
Ценности добра, свободы и достойного продолжения своего рода не подвержены влиянию перемен в обществе.
Необходимо
отметить существенное противоречие в
формировании ценностного сознания
молодого поколения: при установке
“иногда нужна ложь во спасение”
оно попытается достичь “спокойной
совести и душевного покоя”. Данная
установка достаточно интересна
и может служить темой
Особая роль в жизни каждого человека принадлежит правильному выбору профессии. Выявить дарование, помочь человеку определить призвание – важная задача школы и вуза.
Профессиональные планы у молодежи возникают, как правило, под влиянием различных причин: мнения родителей, учителей, друзей, книг, телепередач, собственных размышлений и проб.
Высшее
образование стремятся получить
многие люди. И это очень отрадное
явление. Но вузы не могут принять
всех желающих. Многие поступают на
платные формы обучения, но в нынешней
ситуации это очень дорого. Отсюда
масса разочарований и
Многие молодые люди осознанно связывают свое будущее с интересной и хорошо оплачиваемой работой. Хотя в условиях рыночной экономики появилось немало возможностей иметь хороший заработок, не имея высокой квалификации.
Молодежь
является большой социальной группой
населения России. В силу возрастных
и социально-психологических
Профессиональные
предпочтения отражают реальное социальное
положение разных профессиональных
групп, а также косвенную
Одна
из важных для будущего общества проблем
– соотношение предпочтений, отдаваемых
коллективистскому или
70%
молодых людей считают, что
человек должен жить в той
стране, где ему больше нравится.
“Заграница” них более
Структуру предпочтений молодежи можно разделить на три подгруппы:
-
сферы жизни, значимые в
-
сферы жизни, значимые на
-
сферы жизни, значимые в
Обнаруживаются
существенные различия у молодежи и
взрослого населения в
Большинство молодых людей удовлетворяет жизнь в целом и отдельные ее стороны. Неудовлетворенность молодые ощущают в отношении общества, страны и работы (настоящей или перспектив ее получения).
Что касается социализационных ценностей, то здесь не выявлены существенные отклонения от созданного в литературе образа молодого поколения как поколения, стремящегося проявить свою индивидуальность, не приемлющего традиционных ценностей – норм, что сказывается даже в отсутствии ориентации на ценности своей социальной общности. Так, при анализе социализационной системы была выявлена склонность к расслоению внутри поколения. В процессе социализации молодежь усвоила основной принцип рыночных отношений, какую бы сферу он не затрагивал: экономическую, политическую либо духовную: “главное – инициатива, предприимчивость и поиск нового”. Уже по этим двум выборам можно сделать вывод, что перед нами обновленное поколение, освободившееся от контроля обычаев и норм, принятых большинством. Оно пойдет по пути поиска нового, приобретая при этом, возможно, не только положительный опыт.
Глава 3. Исследование предпочтений и ценностных ориентаций молодежи
Информация о работе Ценностные ориентации российского населения