Ценностные ориентации российского населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 10:07, контрольная работа

Краткое описание

Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений современной молодежи весьма актуально: растет первое поколение нового времени, от которого зависит будущее нашей страны. Кроме того, интересными показались следующие вопросы: религиозные предпочтения, отношение к общественной жизни, моральные принципы и приемлемость их нарушения, представления о счастье и др.

Оглавление

Введение
1.Причины и предпосылки формирования ценностей современной молодежи
2.Система ценностей молодого поколения
3.Исследование предпочтений и ценностных ориентаций молодежи
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

Ценностные ориентации и предпочтения современной городской молодежи.docx

— 50.72 Кб (Скачать)

     Проблема  выбора побуждает рассмотреть вопрос о свободе и необходимости  в ценностном отношении. Свобода  тут проявляется не только как  выбор возможностей, но и как возможность  выбора, которая зависит от объективных  социальных условий, а также от осознания  этой возможности самим человеком  и его желания совершить определенный выбор. Можно сказать, что в социологии изучение ценностей связано с  анализом их “индивидуальных эквивалентов”  – ценностных ориентаций. При анализе  динамики ценностных ориентаций молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов – преемственности и  изменчивости. Искусственная смена  общественной модели, когда процесс  формирования ценностей идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. Например, общечеловеческие ценности для многих молодых людей являются лишь потенциальными ценностями, имеют характер довольно абстрактных идей.

     В конечном счете, традиционные ценности – это ценности, усвоенные поколением родителей. Отказ детей от них  вольно или невольно означает и критику, осуждение ими образа мыслей и  жизни отцов. Здесь важно учесть ряд моментов. Первый связан с двумя  уровнями отношения детей к ценностям  родителей. На индивидуальном уровне –  конкретные родители влияют на своих  детей. На поколенческом - молодое поколение  в целом так или иначе воспринимает ценности старшего поколения. Присущая ситуации кризиса ломка ценностных ориентаций молодых чаще всего переходит  с поколенческого уровня на индивидуальный. Это не может не восприниматься родителями болезненно, с чувством горечи и  обиды. Тем более, - и тут проявляется  второй момент, - что они не могут  прожить свои молодые годы заново по иным меркам и критериям. Наконец, сегодняшняя ситуация необычна тем, что “подростковый период” переживают не одни подростки и юноши, а все  общество. Сегодня “отцам” открывается  знание того, насколько иррационально  пропитано мифами и идеологическими  миражами их сознание, насколько оно  неадекватно современной жизни.

     Ориентация  – это целая система установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий  образ действия. Ориентации, направленные на какие-либо социальные ценности, называются ценностными ориентациями.

     Ценностные  ориентации являются важнейшим компонентом  структуры личности, в них как  бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это то компонент структуры  личности, который представляет собой  некоторую ось сознания, вокруг которой  вращаются помыслы и чувства  человека и с точки зрения которой  решаются многие жизненные вопросы. Наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека.

     Ценностные  ориентации очень тесно связаны  с идеалом. Мы вправе сказать, что  ценностное отношение возникает  при сравнении, сопоставлении объекта  с идеалом.

     Изменение социальных условий, смена общественных ценностных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным  механизмам. Динамику этого процесса можно проследить через анализ индивидуальной ценностной системы личности:

     - сохранение прежней ценностной  системы субъекта, несмотря на  происходящие общественные перемены. Сформированная в процессе прошлого  опыта индивидуальная система  ценностных ориентаций служит  своеобразным фильтром для поступающей  извне ценностной информации;

     - расстройство индивидуальной ценностной  системы. Состояние, которое означает  индивидуальный ценностный вакуум, состояние отчуждения;

     - развитие – такое изменение  в ценностно – ориентационной  системе личности, когда обогащается  внутренне содержание ценностных  ориентаций с помощью механизма  адаптации к изменившейся социокультурной  сфере.

     В социальном портрете современной молодежи можно выделить следующие противоречивые характеристики:

     - возросший уровень образованности  и недостаточную согласованность  социального и личностного смысла  образования;

     - признание молодежи социальной  значимости участия в общественной  жизни и стремление самоутвердиться  в непроизводственной сфере, главным  образом, в сфере досуга;

     - стремление к активному участию  в социальных преобразованиях  и фактическое отстранение, особенно  учащейся молодежи, от многообразных  видов социальной деятельности;

     - желание что-то изменить к лучшему  в окружающей действительности  и пассивность в поиске и  реализации возможностей для  самостоятельного улучшения жизни.

     Такое положение дел явилось следствием ряда причин:

     отношение к подрастающему поколению как  к объекту воспитания, что подкреплялось  авторитарной методикой, рассчитанной на получение результатов, в которых  проявляются прежде всего исполнительские, конформистские наклонности человека;

     отстраненность  молодежи от власти и от решения  задач, стоящих перед обществом (социальное отчуждение);

     продолжительное пребывание молодых людей в заниженном социальном статусе;

     отсутствие  социальных программ, рассчитанных на воспитание самодеятельности подрастающего  поколения, развитие таких качеств  личности, как самостоятельность, творчество, деловитость;

     неготовность, а порой и нежелание педагогов  работать над развитием самодеятельности подрастающего поколения.

     Молодое поколение оказывается более  категоричным в суждениях и, что  на первый взгляд парадоксально, более  сплоченным, чем их родители. Например, анализ смысложизненных ценностей  показывает, что имеются некоторые  существенные различия в распределении  альтернатив, по сравнению с родительской структурой ценностей. Смысложизненные  ценности молодого поколения распределились следующим образом (в порядке  убывания значимости): 1. “Свобода человека то, без чего жизнь теряет смысл. 2. “Вера в бога – это только обряды, имеющие какой-то не совсем понятный смысл”. 3. “Бывают условия, что никакая красота не сделает  человека лучше”. 4. “Человеку свойственно  разное, но все-таки по природе он добр”. 5. “Смысл жизни не в том, чтобы  улучшить свою собственную жизнь, а  в том, чтобы обеспечить достойное  продолжение своего рода .” 6. “Не  всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение”. 7. “Только  содержательная работа заслуживает  того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни”. 8. “Жизнь человека – высшая ценность, только закон  может посягнуть не нее”.

     Ценности  добра, свободы и достойного продолжения  своего рода не подвержены влиянию  перемен в обществе.

     Необходимо  отметить существенное противоречие в  формировании ценностного сознания молодого поколения: при установке  “иногда нужна ложь во спасение”  оно попытается достичь “спокойной совести и душевного покоя”. Данная установка достаточно интересна  и может служить темой отдельного научного поиска в анализе молодого поколения. Конечно, им трудно будет сочетать стремление к душевному покою вместе с “ложью во спасение”, однако это не означает, что ребята неискренны. Скорее, это проявление общей закономерности противоречивости общественного сознания эпохи как общей закономерности трансформации, когда один и тот же социальный субъект искренне убежден в ценности альтернативных подходов. Система ценностей молодого поколения – в стадии становления, причем четко видна ориентация на дифференцирующие или интегрирующие системы.

     Особая  роль в жизни каждого человека принадлежит правильному выбору профессии. Выявить дарование, помочь человеку определить призвание –  важная задача школы и вуза.

     Профессиональные  планы у молодежи возникают, как  правило, под влиянием различных  причин: мнения родителей, учителей, друзей, книг, телепередач, собственных размышлений  и проб.

     Высшее  образование стремятся получить многие люди. И это очень отрадное явление. Но вузы не могут принять  всех желающих. Многие поступают на платные формы обучения, но в нынешней ситуации это очень дорого. Отсюда масса разочарований и огорчений.

     Многие  молодые люди осознанно связывают  свое будущее с интересной и хорошо оплачиваемой работой. Хотя в условиях рыночной экономики появилось немало возможностей иметь хороший заработок, не имея высокой квалификации.

     Молодежь  является большой социальной группой  населения России. В силу возрастных и социально-психологических особенностей молодежь тяготеет к новым видам  деятельности, сравнительно легко овладевает сложными профессиями.

     Профессиональные  предпочтения отражают реальное социальное положение разных профессиональных групп, а также косвенную профориентационную деятельность средств массовой информации. Многие подростки хотят иметь  интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит  это – не знают. Им явно не хватает  информации – и о том, как тот  или иной вид занятости может  быть связан с их долговременными  ориентациями и жизненными целями. От правильного выбора профессии  зависит судьба молодого человека и  ничто, кроме нормальной жизни общества и научно – обоснованной профориентации, не может реально помочь молодым  людям.

     Одна  из важных для будущего общества проблем  – соотношение предпочтений, отдаваемых коллективистскому или индивидуалистическому  типу общественного устройства. Оказалось, что несмотря на возросший прагматизм жизни, жесткие условия социальной действительности индивидуализм преобладает. Молодые люди в большей степени согласились бы работать в хорошем коллективе, чем в одиночку.

     70% молодых людей считают, что  человек должен жить в той  стране, где ему больше нравится. “Заграница” них более привлекательна, этим можно объяснить стремление  молодых людей получить образование  за рубежом или в престижных  вузах нашей страны, имеющих связи  с иностранными учебными заведениями.  Такое образование становится  для них залогом, первой ступенью  к достижению своей цели –  возможности состояться профессионально.  Молодые люди часто не только  не отождествляют себя с Родиной,  “которая у человека одна”,  но и со своим поколением. Личную  жизнь соотносят с жизнью своего  поколения только 31%; остальные считают,  что “дл человека важна оценка  своей личной жизни по собственным  индивидуальным критериям”.

     Структуру предпочтений молодежи можно разделить  на три подгруппы:

     - сферы жизни, значимые в высокой  степени – работа, досуг, общение  со сверстниками, отношения с  родителями;

     - сферы жизни, значимые на среднем  уровне – учеба, здоровье, семья,  брак, любовь, секс;

     - сферы жизни, значимые в низкой  степени – религия, общество, страна, город, среда обитания.

     Обнаруживаются  существенные различия у молодежи и  взрослого населения в отношении  значимости различных сфер жизни. Для  молодежи более важны досуг, работа, общение; для взрослых – город, среда  обитания, страна, общество.

     Большинство молодых людей удовлетворяет  жизнь в целом и отдельные  ее стороны. Неудовлетворенность молодые  ощущают в отношении общества, страны и работы (настоящей или  перспектив ее получения).

     Что касается социализационных ценностей, то здесь не выявлены существенные отклонения от созданного в литературе образа молодого поколения как поколения, стремящегося проявить свою индивидуальность, не приемлющего традиционных ценностей  – норм, что сказывается даже в отсутствии ориентации на ценности своей социальной общности. Так, при  анализе социализационной системы  была выявлена склонность к расслоению внутри поколения. В процессе социализации молодежь усвоила основной принцип  рыночных отношений, какую бы сферу  он не затрагивал: экономическую, политическую либо духовную: “главное – инициатива, предприимчивость и поиск нового”. Уже по этим двум выборам можно сделать вывод, что перед нами обновленное поколение, освободившееся от контроля обычаев и норм, принятых большинством. Оно пойдет по пути поиска нового, приобретая при этом, возможно, не только положительный опыт.

 

Глава 3. Исследование предпочтений и ценностных ориентаций молодежи

     Молодежь  ругали всегда - и в папирусах  Древнего Египта, и в письмах и  эссе древних греков можно встретить  сетования на то, что “молодежь  пошла не та”, что утрачена прежняя  чистота нравов и т.д., и т.п. Вот  и сегодня со всех сторон доносятся  упреки молодежи в аморальности, в  отказе от традиционных для россиян  ценностей, в меркантилизме и  т.п. Насколько справедливы эти  упреки? Как показывает проведенное  исследование, они справедливы ничуть не более чем упреки древних египтян.

Информация о работе Ценностные ориентации российского населения