Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:41, курсовая работа
Одной из самых острых проблем современного общества является приверженность большого числа людей к злоупотреблению спиртными напитками.
Алкоголизм - заболевание с хроническим течением, в основе которого лежит пристрастие к этиловому спирту. В социальном плане алкоголизм означает злоупотребление спиртными напитками (пьянство), приводящих к нарушением нравственных и социальных норм поведения. Злоупотребление алкоголизмом по данным ВОЗ, является третий после сердечно – сосудистых и онкологических заболеваний причиной смертности.
Введение 3
I. Антропология алкоголизма 5
II.Алкоголизм в подростковом возрасте 9
2.1.Основные аспекты алкоголизма в подростковом возрасте 9
2.2.Социальные последствия потребления алкоголя подростками 14
III.Эмпирическое исследование отношения подростков к алкоголю 25
Заключение 27
Библиографический список 29
Приложение 32
Чем меньше возраст, тем профессиональные планы более расплывчаты, однако, уровень профессиональных притязаний достаточно высокий и соответствует духу времени и деятельности средств массовой информации.
Если в младшем школьном возрасте ребенок действовал по непосредственному указанию взрослых, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. Появляется потребность в автономии, повышается критическая оценка наставлений взрослых, происходит ослабление контактов с учителями, поиски своего "Я".
Стремление быть взрослым проявляется в подражании поведению взрослых. Это подражание может быть не только общественно положительным, но и общественно отрицательным, и выражаться имитацией поведения взрослых в общественно-отрицательном смысле – в курении, употреблении алкогольных напитков, одурманивающих веществ, правонарушениях и т.д. Установлено, что уровень и характер потребления алкогольных напитков в исследуемых группах несколько различается. Весь массив полученных данных делился на группы: группу не потребляющих алкогольные напитки, и группу потребляющих. Последние, в свою очередь, состояла из потребляющих эпизодически, умеренно и систематически.
Таким образом, потребление алкогольных напитков среди мальчиков – подростков распространено. Меньше всего потребляют школьники, значительно больше – учащиеся ПТУ, и еще больше – "дети улицы" ("группа риска"). Та же зависимость сохраняется и в группе систематически потребляющих (1 раз и более в неделю). Среди школьников их относительно меньше (8,87%) и очень, на наш взгляд, много в двух других группах (38,13% и 39,04%). Зато среди школьников больше потребляющих алкогольные напитки эпизодически.
У девочек уровень потребления несколько выше, но в основном за счет преобладания эпизодического потребления.
Интересно отметить, что в группе эпизодически потребляющих подростков обоего пола, приобщение происходило преимущественно в кругу семьи, на семейных праздниках. Первую рюмку они, как правило, получили из рук родителей или родственников. Систематически потребляющие алкоголь подростки чаще всего приобщились вне дома, в компании сверстников или старших товарищей.
Обследование подростков в других городах показало также высокий уровень потребления. Причем в Москве и Владивостоке уровень потребления среди девушек выше, чем среди юношей. В других городах, таких как Архангельск, Ярославль, Ижевск картина противоположная. Согласно исследованиям Скворцовой Е.С. и Кутиной Л.С. уровень алкоголизации среди мальчиков выпускников общеобразовательных школ составляет 72– 92%. Наибольший размах отмечен в промышленных центрах – в Волгограде (97,7%), в Кемерове (89,9%), Северном Кавказе (Ставрополь, Краснодар), Восточной и Западной Сибири (Иркутск, Томск). Москва также вошла в пятерку "лидеров" по распространенности употребления алкогольных напитков среди мальчиков. Наименьшие показатели по России отмечены в Центральном и Уральском регионах, а также в Кирове, Липецке.
От 80% до 93-94% девочек – старшеклассниц употребляют алкогольные налитки, причем в каждом обследованном городе большее количество девочек по сравнению с их ровесниками мальчиками употребляют спиртное. По всем обследованным территориям учащиеся системы среднего специального образования потребляют алкогольные напитки более интенсивно, чем школьники.
Анализ возрастной динамики потребления показал, что количество подростков, не потребляющих алкогольные напитки, с возрастом постепенно уменьшается. Это особенно заметно у девочек. У них изначально количество непьющих меньше, чем у мальчиков, и к 18-ти годам непьющих нет вовсе.
Однако наполнение группы потребляющих у них идет за счет группы эпизодического потребления.
В качестве причин употребления алкогольных напитков подростки указывают следующие: желание усилить хорошее настроение – 35,34%, облегчить общение с противоположным полом – 29,32%, улучшить плохое настроение – 27, 82%, "просто так" – 22,93%. Обращает на себя внимание значительное количество подростков, в качестве одной из причин указывающих желание усилить хорошее настроение – 35,34% в группе употребляющих и 48,36% в группе употребляющих систематически. Девочки этой группы назвали следующие причины: "просто так" – 46,15%, для улучшения плохого настроения – 30,77%, для усиления хорошего настроения – 11,54%, в силу традиций – 11,54%, для облегчения общения с противоположным полом – 11,54% (сумма процентов может превышать 100, так как при опросе можно было указать на несколько причин).
В группе пьющих систематически мальчиков в качестве основных причин указывались следующие: для усиления хорошего настроения – 48,36%, для общения с противоположным полом – 39,34%, для улучшения плохого настроения – 35,25%.
У подростков, употребляющих алкогольные напитки умеренно, отмечается существенное преобладание причин, свидетельствующих о конформности поведения, желании быть как все9.
Анализ различных видов проведения досуга подростками показал, что предпочтительными в группе не употребляющих алкоголь подростков являются посещения кино, театров, выставок – 51,85%, прогулки с друзьями по улице – 25,93%, занятия в спортивных секциях – 22,22%.
В группе подростков, употребляющих алкогольные напитки, предпочтительными видами досуга являются прогулки с друзьями по улице 59,02%, встречи с девушкой – 34,96%, "тусовки" - 28,57%.
В группе пьющих систематически 59,84% подростков предпочитают гулять по улице, 42,62% – встречаться с девушкой, ходить на "тусовки" – 36,07%. При сравнении предпочтительных видов досуга у подростков трех групп (не употребляющие, употребляющие и употребляющие систематически) оказалось, что концерты современной музыки посещают соответственно 5,56%, 8,65% и 10,66% подростков; дискотеки – 1,85%, 18,80% и 27,05%;кафе-бары – 1,85%, 10,15% и 13,93%; тогда как помогают по хозяйству дома среди непьющих подростков – 37,04%, среди употребляющих алкогольные напитки – 12,41%, употребляющих систематически – 10,66%.
У девушек, не употребляющих алкогольные напитки, предпочтительными видами досуга являются помощь дома по хозяйству – 60%, посещение кино, театров и прогулки с друзьями по улице по 40%, занятия в кружках и прогулки с собакой – по 20%.. У девушек, употребляющих алкогольные напитки – прогулки с друзьями по улице – 57,69%, встречи с юношей – 42,31%, посещение кино, театров – 34,62%, помощь дома по хозяйству – 26,92%.
Концерты современной музыки и дискотеки девушками первой группы не посещаются, а среди девушек второй группы их предпочитают 7,69% и 19,23%.
При анализе видов досуга обращает на себя внимание тот факт, что непьющие подростки предпочитают виды досуга, в какой-то мере способствующие удовлетворению познавательных интересов (посещение кино, театров, выставок), развитию физических возможностей (занятия в спортивных секциях), больше времени посвящают дому, семье (помощь по хозяйству, выгул собак).
Для
пьющих подростков наиболее характерны
праздные и бездеятельные виды досуга:
"тусовки", прогулки с друзьями
по улицам. Значительное место занимают
встречи с противоположным
Характерно,
что подростки, употребляющие спиртные
напитки, значительно более тяготеют
к современным музыкальным
Показатели ценностных ориентации анализируемых трех групп подростков свидетельствуют о том, что такая категория как здоровье занимает первое место. Правда, в группе непьющих подростков оно ценится выше (81,36%) чем в группе пьющих (70,21%) и много пьющих (63,93%). На втором месте у непьющих любовь, дружба – 40,68%, на третьем семья – 38,98%, на четвертом – чистая совесть – 32,20%.
У пьющих подростков на втором месте также любовь, дружба (с несколько более высоким количественным показателем – 51,71%), на третьем месте – материальное благополучие – (46,23%), на четвертом – разнообразная веселая жизнь (35,62%).
У подростков систематически пьющих на первом месте, так же как и в двух других группах, здоровье, но с более низким показателем – 63,93%. На втором месте – любовь, дружба – 54,10%, на третьем – материальное благополучие – 49,18%, на четвертом – разнообразная веселая жизнь – 45,90%.
Таким образом, непьющие подростки считают для себя наиболее важными здоровье, любовь, дружбу, семью и чистую совесть.
Для подростков, употребляющих с различной степенью интенсивности алкогольные напитки, значимы, наряду со здоровьем, любовью и дружбой, материальное благополучие и веселая разнообразная жизнь. Такая категория, как чистая совесть ценится значительно ниже в группах употребляющих алкогольные напитки (15,41%) и употребляющих систематически (9,02%), чем в группе не употребляющих (32,20%), и занимает одно из последних ранговых мест.
При составлении профилактических программ следует учитывать, что подавляющее большинство подростков обоего пола, независимо от их отношения к алкогольным напиткам, первостепенное значение придает собственному здоровью. Они фактически готовы к восприятию воспитательного воздействия с целью формирования у них навыков здорового образа жизни10.
Обследование подростков, которые не вписываются в систему общего среднего и специального образования, а это, как правило, лица педагогически запущенные с задержкой развития, нередко с отклоняющимся поведением, пренебрежительным отношением к своим обязанностям, показало самый высокий уровень потребления алкогольных напитков.
Причины
потребления алкогольных
Обследованные учащиеся, по определению педагогов, относятся к категории "трудных подростков". Это дети, которые не смогли или не захотели продолжать образование, а также те, которые попали на обследование по направлению детской комнаты милиции.
Анализ данных, касающихся их отношения к психоактивным веществам, показал, что обследованные подростки составляют так называемую "группу риска" – показатели потребления этих веществ у них значительно выше, чем у их ровесников – школьников и учащихся ПТУ.
Профессиональные планы имеют тенденции, во многом отражающие современное состояние общества (бизнес, предпринимательство, охрана, рэкет; у девочек – фотомодель, манекенщица и т.д.) с той лишь разницей, что у их ровесников-школьников значительно выше рейтинг профессии, связанной с необходимостью приобретения высшего образования11.
Наличие тенденций, характерных для молодежной среды сегодняшнего дня, в некоторой степени облегчает задачу педагогов и медицинских работников, осуществляющих воспитательное воздействие, так как цель, задачи и методы, содержание и организация его, остаются общими как для школьников, учащихся ПТУ, так и для этих детей. Однако качественные и количественные характеристики потребления психоактивных веществ подростками обследованной группы диктуют необходимость значительного усиления антиалкогольного гигиенического воспитания. Особое значение для них имеет личностный подход и работа с каждым подростком как в составе группы, так и индивидуально Необходимо постоянное наблюдение подросткового врача-нарколога с целью оптимизации профилактической, а в случае необходимости и лечебной работы.
Существование дифференцированных групп подростков и молодежи (разный воз раст, разные учебные заведения, группы "риска" и т.д.) диктует необходимость разработки дифференцированных программ гигиенического обучения и воспитания молодежи. Причем термин "программы" необходимо применять в широком смысле, так как о” предусматривает содержание и форму подачи информации, способы и средства познавательной деятельности, методы воздействия на мотивы поведения, т.е. все многообразие целенаправленного воздействия на человека, которое повлекло бы за собой изменен” отношения и, соответственно, изменение навыков и привычек поведения.
"Дифференцированность"
профилактических программ
Другой аспект
Информация о работе Антропология алкоголизма в подростковом возрасте