Антропология алкоголизма в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Одной из самых острых проблем современного общества является приверженность большого числа людей к злоупотреблению спиртными напитками.
Алкоголизм - заболевание с хроническим течением, в основе которого лежит пристрастие к этиловому спирту. В социальном плане алкоголизм означает злоупотребление спиртными напитками (пьянство), приводящих к нарушением нравственных и социальных норм поведения. Злоупотребление алкоголизмом по данным ВОЗ, является третий после сердечно – сосудистых и онкологических заболеваний причиной смертности.

Оглавление

Введение 3
I. Антропология алкоголизма 5
II.Алкоголизм в подростковом возрасте 9
2.1.Основные аспекты алкоголизма в подростковом возрасте 9
2.2.Социальные последствия потребления алкоголя подростками 14
III.Эмпирическое исследование отношения подростков к алкоголю 25
Заключение 27
Библиографический список 29
Приложение 32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

      Подростковый  возраст также известен как возраст  усиления протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных  норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к алкоголю, подростки одной из форм протеста выбирают именно употребление алкоголя. Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении алкоголя и правонарушениях;

      – реклама. Алкогольные изделия открыто  рекламируются. Сопровождающая их информация, например, «Полная свобода», «Всегда первый…», «Свежий взгляд на вещи» и т.п., прочно связывают в сознании подростка алкоголь с такими ценностями жизни, как свобода, достижения, престиж, дружба. Наличие этих связей, обнаруживающихся только с помощью психодиагностики, как правило, не осознается, что делает их еще более опасными. Увы, эксплуатируется вечное стремление человека к свободе. Но свободным делает только внутренняя свобода, а отнюдь не алкоголь. Реклама, к сожалению, принадлежит к числу макрофакторов, предупредить влияние которых порой невозможно. Противостоять рекламе может только эмоционально зрелый и самодостаточный подросток, не испытывающий эмоционального дефицита в отношениях со сверстниками и окружающими взрослыми людьми5.

      Некоторые подростки, по мнению ряда исследователей, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют алкоголя. Исследования показывают, что от употребления алкоголя удерживает, по-видимому, целый ряд защитных факторов:

      1) чувство юмора;

      2) внутренний самоконтроль, целеустремленность, стрессоустойчивость;

      3) важность взаимоотношений по  крайней мере с одним взрослым  человеком, помимо родителей. На сознание подростка большое влияние может иметь учитель;

      4) убеждения и совпадающие с  принятыми в социальной группе  нравственные ценности:

      – успешное овладение необходимыми умениями;

      – признание и одобрение умелых действий;

      5) нормы, исключающие употребление  алкоголя, принятые в семье, в школе, в общине.

      Таким образом, семья является одним из факторов (как побуждающих, так и  сдерживающих), определяющих отношение  подростков к алкоголю.

      Прямым  следствием "семейной" отягощенное-то алкоголизмом является приобщение детей  и подростков к употреблению алкоголя. Проблема эта также трудноизмерима, как и распространенность алкоголизма у женщин.

      Особенности учета больных алкоголизмом подростков определяются, в первую очередь, отсутствием  четких критериев диагностики раннего  алкоголизма. Вопросы выявления, формы учета и диагностики в подростковой наркологии остаются во многом нерешенными.

      В оценке распространенности, характера  потребления, течения раннего алкоголизма  существует много противоречий. Некоторые  авторы говорят чуть ли не о 100% алкоголизации подростков, имея в виду знакомство подростков с алкогольными напитками, независимо от частоты их употребления. Рядом авторов частым считается употребление алкогольных напитков раз в неделю и чаще, тогда как другие относят в группу "злоупотребляющих часто" подростков, употребляющих алкоголь раз в месяц и чаще . Большинство авторов считает, что возраст начала потребления алкоголя определяет злокачественность течения раннего алкоголизма. Существует и мнение, что нет никаких оснований считать подростковый возраст решающим фактором.

      Подростки, злоупотребляющие алкоголем и больные  алкоголизмом, чаще всего попадают к наркологу через инспекцию  по делам несовершеннолетних, тогда  как система выявления таких  подростков в школах, техникумах и  общемедицинской сети практически не действует.

      После известного Постановления 1985 г. выявление  подростков увеличилось сразу вдвое. В первую очередь это определялось расширением сети наркологических  учреждений, созданием подростковых кабинетов, активизацией деятельности подростковых врачей, более активным взятием на учет больных подростков. Но при этом нельзя исключать и гипердиагностики алкоголизма среди подростков в 1985-86 гг., когда злоупотребляющим алкоголем подросткам ставился диагноз хронического алкоголизма. Иногда гипердиагностика хронического алкоголизма у подростков достигала почти 30%. Начиная с 1986 г. в отчеты наркологических диспансеров была введена информация о числе подростков, злоупотребляющих алкоголем.

      Эти показатели в расчете на 100 тыс. подросткового населения позволяют при сопоставлении их в динамике и при сравнении данных отдельных территорий получать некоторое представление, если не о распространенности алкоголизма среди подростков, то, если можно так выразиться, – об "алкогольных проблемах подростков".

      В России в 1995 г. на учете состояло 1099 подростков и 55 детей, больных алкоголизмом; злоупотребляющих алкоголем – около 54 тысяч подростков и 4,5 тыс. детей.

      После уже упомянутого резкого подъема  в 1985-1986 гг., этот показатель в среднем  по России также резко пошел на спад. Последние 5 лет выявление больных подростков в России было ниже уровня 1984 г. и ежегодно колебалось в пределах 7 – 10,4 случаев на 100 тыс. подростков.

      Однако  в 1995 г. число подростков больных  алкоголизмом с впервые в жизни установленным диагнозом составило 12,3 на 100 тыс. подростков и показатель превысил уровень 1984 г.

      Поскольку подростки по достижении 18 лет переходят  в следующую возрастную группу и  снимаются с учета у подросткового  врача-нарколога, накопления больных  подростков на учете не происходит и показатели числа состоящих на учете подростков довольно мало отличаются от уровня первичной выявляемости больных алкоголизмом подростков. Максимальное зарегистрированное число больных алкоголизмом подростков в целом по России отмечено в 1985-86 гг., когда на учете по поводу алкоголизма состояло около 25 подростков на каждые 100 тыс. населения этого возраста. В последние 5 лет пик пришелся на 1990-91 гг., а в последующие два года отмечалось снижение показателя. В 1993 г. в среднем по России состояло на учете 10,6 подростков на 100 тыс. В дальнейшем появилась тенденция к росту данного показателя и в 1995 г. его уровень составил 16,9 на 100 тыс. подростков.

      Между территориями наблюдается широкий  размах показателей. Низкий уровень числа состоящих на учете больных алкоголизмом подростков свидетельствует скорее не об алкогольном благополучии в подростковой среде, а о том, что подростками не занимаются (раз не берут на учет, значит не лечат).

      Наибольшее  число больных алкоголизмом подростков состояло на учете в 1995 г. в Республике Калмыкия (91,3), Челябинской (61,1), Новосибирской (52,7) и Орловской (49,3) областях. В то же время, для оценки распространенности алкогольных проблем подростков, большое значение имеют показатели учета злоупотребляющих алкоголем подростков. Максимум первичного выявления группы риска, т.е. злоупотребляющих алкоголем подростков приходится на 1986 г., когда на каждые 100 тыс. подростков приходилось более 800 злоупотребляющих алкоголем. В последние 4 года ярко выражена тенденция роста данного показателя, а в 1995 г. он составил 838,8 на 100 тыс. подростков, что в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году, и несколько превышает уровень 1985 г.

      Данные  учета злоупотребляющих алкоголем  подростков оказываются значительно ниже, чем результаты эпидемиологических исследований, проведенных с помощью анонимного анкетирования. Так, Е.С.Скворцова нашла, что часто употребляют спиртные напитки 25% мальчиков-подростков и 17,2% девочек; поданным Е.А.Кошкиной с соавт., часто употребляют спиртные напитки 16,3% опрошенных; по данным А.В.Худякова – 4% двенадцати-тринадцати летних детей и 39% подростков. Выше уже указывалось на расхождение в оценке частоты употребления спиртных напитков, чем и объясняется различие полученных результатов6.

      Таким образом, данные учета (при всей их неполноте), а также рост алкогольных психозов свидетельствуют о резком ухудшении  алкогольной ситуации в подростковой среде и необходимости принятия действенных мер на государственном  уровне, чтобы остановить процесс алкоголизации подросткового поколения.

      2.2. Социальные последствия потребления алкоголя подростками

      Социальные  потрясения, переживаемые обществом  в целом, в первую очередь находят  свое отражение в молодежной среде, причем, в гипертрофированном виде. Это обусловлено рядом причин, связанных со спецификой возраста: существенными морфо-функциональными изменениями периода полового созревания, трудностями социализации, отсутствием жизненного опыта, неустоявшимся мировоззрением, юношеским максимализмом.

      Поэтому негативные явления, происходящие в обществе, социальные пороки, в том числе и неумеренное потребление алкогольных напитков, являются в значительной степени проблемой молодежной. Современное состояние общества как никогда способствует массовому распространению социальных пороков, врастанию их в наш быт, в наше мировоззрение7.

      Отмечаемое, в частности, специалистами постоянное увеличение уровня потребления, снижение возраста приобщения, массовое распространение  среди молодежи и подростков, связаны  прежде всего с охватившим страну кризисом в идеологической, духовной, экономической и других сферах общественной жизни, который привел к разрушению существующих идеалов, стереотипов поведения, не дав ничего взамен. Существенное влияние оказывают и сложившиеся за последние годы социально-экономические условия жизни общества: резкое падение жизненного уровня населения, небывалое и непривычное для нас расслоение на бедных и богатых, тотальная криминализация, неуверенность в завтрашнем дне, угроза оказаться участником военных действий, обесценивание человеческой жизни, отсутствие социальных гарантий и социальной защищенности.

      Следует отметить также, что одной из существенных причин неблагополучия в молодежной среде является ослабление или отсутствие гигиенической работы, гигиенического воспитания и обучения в учебных заведениях, неорганизованные досуг и летние каникулы и т.д.

      Все это сказывается крайне неблагоприятно и способствует формированию у значительной части молодежи различных форм антисоциального  поведения, в том числе и неумеренного потребления алкогольных напитков.

      С помощью разработанной и многократно  апробированной методики, в соответствии с программой мониторинга наркологической  ситуации в подростковой и молодежной среде, регулярно в течение почти 10 лет проводятся исследования учащихся средних и средних специальных учебных заведений, а также подростков, нигде не обучающихся и не работающих.

      Многолетняя практика исследования закономерностей  и тенденций формирования у подростков и молодежи отношения к психоактивным веществам позволяет сделать вывод о том, что наиболее характерную картину приобщения можно проследить при изучении отношения к психоактивным веществам учащихся системы профтехобразования.

      Это связано с тем, что здесь, как  правило, учатся дети из неблагополучных, неполных семей, дети педагогически "запущенные" (по разным причинам), нередко с задержкой развития. От многих из них школа отступилась в силу нежелания или неспособности осваивать ими школьную программу. Кроме того, играет роль появление новых стрессовых ситуаций, таких как изменение социального окружения, присоединение к учебной нагрузке производственной деятельности и, как следствие, изменение привычного режима труда и учебы, и отдыха, ослабление семейного контроля. По мере освоения профессии у подростков начинают появляться собственные заработки (стипендия, оплата во время производственной практики и т.д.), которыми можно распорядиться по своему усмотрению8.

      Все эти внешние изменения происходят на фоне внутренних изменений, свойственных периоду полового созревания, который справедливо считается одним из наиболее критических в жизни человека. Такие изменения провоцируют начало приобщения к психоактивным веществам и делают учащихся СПТУ объектом внимания исследователей.

      Представляют  интерес и школьники – учащиеся средних и старших классов – ровесники учащихся ПТУ. Они составляют довольно многочисленный категорию молодежи. Эти подростки с разной степенью успешности осваивают сложную программу современного образования. Большинство их свои дальнейшие жизненные планы связывают с продолжением образования. Так, анализ профессиональных планов учеников показал, что 75% из них собираются приобрести профессии, связанные с получением высшего образования (18% – экономисты, 12% – врачи, 24% – сфера искусства, 9% – деньги и т.д.), остальные 25% хотят работать в милиции, охране, сфере обслуживания. Заметно следование моде: желание стать визажистами, дизайнерами, секретарями-референтами, топ-моделями и т.д. – встречается довольно часто. Эти планы выглядят поверхностно, также как и, например, желание мальчика-выпускника, потребляющего анашу, стать летчиком или девочки-выпускницы стать балериной (известно, что этой профессии обучаются с 10 лет в специальных учебных заведениях).

Информация о работе Антропология алкоголизма в подростковом возрасте