Антропология алкоголизма в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Одной из самых острых проблем современного общества является приверженность большого числа людей к злоупотреблению спиртными напитками.
Алкоголизм - заболевание с хроническим течением, в основе которого лежит пристрастие к этиловому спирту. В социальном плане алкоголизм означает злоупотребление спиртными напитками (пьянство), приводящих к нарушением нравственных и социальных норм поведения. Злоупотребление алкоголизмом по данным ВОЗ, является третий после сердечно – сосудистых и онкологических заболеваний причиной смертности.

Оглавление

Введение 3
I. Антропология алкоголизма 5
II.Алкоголизм в подростковом возрасте 9
2.1.Основные аспекты алкоголизма в подростковом возрасте 9
2.2.Социальные последствия потребления алкоголя подростками 14
III.Эмпирическое исследование отношения подростков к алкоголю 25
Заключение 27
Библиографический список 29
Приложение 32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

      В структуре жизненных ценностей  подростков категория "здоровье" занимает перво место. Это дает основание  считать, что молодежная аудитория готова к восприятию соответствующей молодежной информации в рамках антиалкогольного воспитания, осуществлять которое можно только через общую систему воспитания, не выделяя его из этой системы как автономное, отдельное, изолированное, независимое, а рассматривая его как составную часть воспитания навыков здорового образа жизни, правильного отношения к своему здоровью.

      Любая профилактическая программа должна начинаться с оптимизации "уклада жизни подростка, прежде всего с  нормализации условий обучения, труда и быта, оздоровления внутрисемейных отношений, налаживания полноценного питания, организации медицинского обслуживания, в соответствии со все возрастающими требованиями окружающей среды.

      При этом всегда надо помнить, что легче  предупредить возникновение вредных привычек, чем потом ликвидировать их. Содержание, объем и подача медицинских знаний относительно проблемы потребления алкогольных напитков и других психоактивных веществ должны быть четко согласованы с задачами профилактических программ по другим проблемам охраны здоровья и соответствовать возрастным, социально-экономическим и культурным характеристикам детей, подростков и молодежи.

 

Глава III. Эмпирическое исследование отношения подростков к алкоголю 

      Исследование  посредством анкетирования проводилось в средней образовательной школе № 129. Исследование посредством метода не включенного, не фиксированного наблюдения проводилось в ночном клубе “Рок сити” (место выбрано исходя из критерия наибольшего скопления подростковой публики)

      Работа в образовательном учреждении предусматривала установление контакта со учениками школы, с целью получения у них информации по исследуемой проблематике.

      Цель: определение отношения подростков к спиртным напиткам.

      Критерии: частота употребления спиртных напитков, интерес к алкоголю.

      Методы  исследования.

      Анкета

«Что  значит алкоголь для  подростка» 

      Материал: перечень вопросов.

      Инструкция: подростку предлагает изучить анкету и ответить на 15 вопросов. (см. приложение)

      По  результатам анкетирования подростки были распределены на следующие группы:

      К 1-й группе подростков относятся подростки, которые не употребляют спиртных напитков (15%);

      ко 2-й группе подростков относятся  подростки, эпизодически употребляющие спиртные напитки (50%);

      3-я  группа подростков характеризуется умеренным употребление спиртных напитков (35%);

      в 4-й группе подростков никто систематически не употребляет спиртных напитков (0%). 
 

      Метод наблюдения

      Цель: определение отношения подростков к спиртным напиткам.

      Критерии: частота употребления спиртных напитков, интерес к алкоголю.

      Наблюдение  показало, что большинство посетителей клуба являются лицами подросткового возраста. Основываясь на их поведении в увеселительном заведении можно сделать вывод о том , что они не находят ничего предрассудительного в употреблении спиртных напитков. Так же для них это не первый опыт в распивании спиртного. Были опрошены некоторые представители подросткового возраста, находящиеся в клубе на момент исследования. На основе вопросов  “часто ли ты посещаешь клубы?” и “часто ли ты выпиваешь ? ” опрашиваемых можно разделить на две группы:

      К 1-й группе относятся подростки, которые  посещают увеселительные заведения каждые выходные. А так же употребляют алкоголь каждые выходные (50%);

      ко 2-й группе относятся подростки, которые употребляют алкоголь эпизодически (по случаю), они редко посещают заведения данного типа (50%). 

 

     

     Заключение

     Проведенные исследования позволяют нам сделать  следующие выводы:

     1. Алкогольная ситуация в России  является крайне напряженной.  Наблюдается накопление больных с наиболее тяжелыми формами алкоголизма, рост числа больных алкогольными психозами, осложненность течения алкоголизма тяжелыми соматическими расстройствами. Наряду с этим отмечается сокращение существующей системы наркологической службы, что создает дополнительные трудности в оказании медицинской помощи больным алкоголизмом. Нарастание "алкогольных проблем" в населении позволяет прогнозировать обострение не только медицинских, но и социальных последствий алкоголизма: рост числа женщин, больных алкоголизмом, изменения внутрисемейных отношений и вовлечение детей и подростков в процессе приобщения к потреблению алкоголя.

     2. Алкоголизм в настоящее время  приобрел характер "семейной болезни", что создает необходимость вовлечения  всей семьи в лечебный процесс на основе объединения опыта и усилий самых различных служб, имеющих отношение к социальной и медицинской помощи.

     Обществу  необходимо осознать и принять концепцию  алкоголизма как семейной болезни, что позволит постепенно, на основе изменения общественного мнения, преодолевать проблемы, связанные с потреблением алкоголя.

     3. Прямым следствием "семейной отягощенности  алкоголизмом" и алкоголизма женщин  является также и непосредственное  приобщение детей и подростков  к употреблению алкоголя. Официальные статистические данные свидетельствуют о резком ухудшении алкогольной ситуации в подростковой среде: число подростков, больных алкоголизмом, за последние 3 года возросло с 10,6 до 16,9 на 100 тыс.населения в возрасте 15-17 лет. Число подростков с впервые в жизни установленным диагнозом в 1995 г. существенно превысило уровень 1984 г. Свидетельством раннего развития алкоголизма является увеличение случаев алкогольных психозов у подростков, что ранее регистрировалось крайне редко.

     4. Представленный материал свидетельствует о крайне неблагоприятной ситуации, которая сложилась в молодежной среде. Повсеместно отмечается постоянный рост уровня потребления алкогольных напитков и других психоактивных веществ. Изменения касаются всех частотно-количественных характеристик потребления. Нарастание размеров потребления сопровождается снижением возраста приобщения. Исследования мотивов потребления, ценностных ориентации, форм проведения досуга и других социо-демографических параметров показывает четкую связь их с изменившимися условиями жизни общества, находящегося в состоянии глубокого кризиса. При составлении профилактических программ следует учитывать, что подавляющее большинство подростков обоего пола, независимо от их отношения к алкогольным напиткам, первостепенное значение придают собственному здоровью. Они фактически готовы к восприятию воспитательного воздействия, с целью формирования навыков здорового образа жизни. Существование дифференцированных групп подростков и молодежи диктует необходимость разработки дифференцированных программ гигиенического обучения и воспитания. 

 

Библиографический список  

  1. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995.
  2. Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М.: Изд-во МГУ, 1984.
  3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издат. центр «Академия», 1999.
  5. Волкова Е. М. Трудные дети или трудные родители? – М.: Профиздат, 1992.
  6. Вроно Е. С. Трудные родители, несчастные дети // Семья и школа. – 1996.
  7. Выготский Л. С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка // Психология личности. – М.: Тексты, 1989.
  8. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1990.
  9. Кевля Ф. И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998.
  10. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1989.
  11. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – 2-е изд. М.: Педагогика, 1984.
  12. Кочетов А. И., Верницкая Н. Н. Работа с трудными детьми: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
  13. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1999.
  14. Ласточкина В. А., Якужева А. Н. Антиалкогольное воспитание учащихся средних, учебных заведений. – М., 1987.
  15. Макеева А. Г. Лысенко И. А. Долго ли до беды? Пед. профилактика детского наркотизма. – М.: Инка-Пресс, 2000.
  16. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.
  17. Патронг Д. П. Профилактика социальной дезадаптации учащихся // Сов. педагогика. – 1990. – № 5.
  18. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение; Гуманит. изд. центр «Владос», 1996.
  19. Селеванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.
  20. Сидоров П. И., Митюхляев А. В. Ранний алкоголизм. – Архангельск: Изд. АГМД, 1999.
  21. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994.
  22. Смирнова Е. // Семья и школа. – 1987. – № 12.
  23. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000.
  24. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. .
  25. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 1998.
  26. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2000. .
  27. Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987.
  28. Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – № 3.
  29. Турбовской Я. С. Парадоксы воспитания / Педагогический факультет. – М.: Знание, 1984. – № 12.
  30. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000.
  31. Харчева В. Г. Основы социологии: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. – М.: Логос, 1997.
  32. Шершнева А. И. Безопасность человека. – М., 1994.
  33. Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьей: Метод. рекомендации специалистов. – М.: Благотворительный фонд «Слово» – ООО «Симс», 1999.
  34. Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Методика работы с неблагополучной семьей: Из опыта учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков. – М.: Благотворительный фонд «Слово» – ООО «Симс», 1999. Ягодинский В. Н. Уберечь от дурмана: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 

               Анкета

      1 Пол.

      2 Класс.

      3 Ходите ли вы на дискотеку?

      4 Спиртное – это…

      5 Вы его употребляете:

            а) да; б) нет; в) иногда

    1. Во сколько лет вы попробовали спиртные напитки?
    2. Для чего вы их употребляете:

            а) поднять настроение;

            б) таким образом  утверждаю свое я;

            в) потому что это  делают все мои друзья.

    1. Какие из спиртных напитков вам больше нравятся?

            а) пиво;

            б) вино;

            в) коктейль;

            г) свой вариант.

    1. Как вы выбираете спиртные напитки?

            а) по градусам;

            б) по вкусу;

            в) мне все равно, что употреблять;

            г) свой вариант.

    1. Часто ли вы употребляете спиртные напитки?

            а) да

            б) нет

            в) иногда

            г) свой вариант

    1. Где это обычно происходит?

            а) дома

            б) на дискотеке

            в) в кругу друзей

            г) свой вариант

    1. вас дома принято употреблять спиртные напитки?

            а) да

            б) нет

            в) иногда

    1. Как вы думаете, в праздники обязательно употреблять спиртные напитки?

            а) да (почему?)

            б) нет (почему?)

    1. Как вы думаете, что такое алкоголизм?
    2. Ваше отношение к нему?

            а) положительное

            б) отрицательное

            в) безразличное

            г) свой вариант 
       
       

 

           Метод наблюдения

          Карточка  наблюдения.

          Место: ночной клуб “Рок сити”.

          Время наблюдения.13.09.11 Начало: 22.00 ; окончание 2.00.

      1. Что мы наблюдаем?

      Поведение подростков , их реакция на алкогольную  продукцию, частота употребления алкоголя в увеселительном учреждении.

      1. Действия наблюдаемых.

      По приходу  в ночное заведение, наблюдаемые  ведут себя скованно, высматривают знакомых, подходят к барным стойкам. После часа наблюдения атмосфера  в клубе заметно меняется, большинство  наблюдаемых успели употребить горячительные напитки, что видимо сказалось на их поведении: они стали более раскрепощенными и если в начале вечеринки никто на танцевал, то после определенного количества выпитого , большая часть наблюдаемых переместилась на танцевальную площадку, другие танцевали непосредственно перед барными стойками и столиками, остальная часть оживленно общалась с друзьями, знакомыми и новыми знакомыми. После еще одного часа наблюдения атмосфера стала еще оживленнее, некоторые наблюдаемые стали игнорировать рамки приличия, это проявлялось в агрессивности одних посетителей клуба к другим, а так же в укорачивании одежды(платья, юбки), а в редких случаях и вовсе доходило до снимания рубашек лицами мужского пола.

      В ходе наблюдения я подошла к порядка двадцати личностям исследуемого возраста ( во избежание погрешности в исследовании предварительно узнавала возраст) с вопросами часто ли они “тусуются” и часто ли они пьют  ( я представлялась им точно такой же посетительницей клуба, пришедшей на вечеринку). Опрашиваемые отвечали без заминок и стеснения.

Информация о работе Антропология алкоголизма в подростковом возрасте