Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 17:29, курсовая работа
Цель данной работы - изучить взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте.
Гипотеза: уровень тревожности взаимосвязан со стратегией поведения в конфликте: испытуемые с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности предпочитают сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации, а с низким уровнем ситуативной и личностной тревожности - компромисс.
Введение 4
1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи уровня тревожности со
стратегией поведения в конфликте 6
1.1 Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению
тревожности 6
1.2 Основные факторы, влияющие на возникновение и проявление
тревожности 9
1.3 Причины конфликтов и стратегии поведения в конфликтных
ситуациях 11
2 Исследование взаимосвязи уровня тревожности со стратегией поведения в
конфликте 16
2.1 Организация и методы исследования 16
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 19
Заключение 24
Библиографический список 25
детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. М. Феррои // Школа здоровья. - 2005. - №3. – С. 32-38.
А. А. Хван, Ю. А. Зайцев // Психологическая диагностика. – 2008. - №3. –
С. 22-51.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методика определения уровня тревожности: тест - опросник Спилбергера – Ханина
№ п/п |
Суждение |
Ответы | |||
Нет, это не так |
Пожалуй, так |
Верно |
Совершенно верно | ||
1 |
Я спокоен |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Мне ничто не угрожает |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Я нахожусь в напряжении |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я внутренне скован |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я чувствую себя свободно |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Я расстроен |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Меня волнуют возможные неудачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Я ощущаю душевный покой |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Я встревожен |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Я уверен в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Я нервничаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Я не нахожу себе места |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я взвинчен |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Я не чувствую скованности, напряженности |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Я озабочен |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Я слишком возбужден, и мне не по себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Мне радостно |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Мне приятно |
1 |
2 |
3 |
4 |
Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А
№ п/п |
Суждение |
Ответы | |||
Никогда |
Почти никогда |
Часто |
Почти всегда | ||
21 |
У меня бывает приподнятое настроение |
1 |
2 |
3 |
4 |
22 |
Я бываю раздражительным |
1 |
2 |
3 |
4 |
23 |
Я легко могу расстроиться |
1 |
2 |
3 |
4 |
24 |
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие |
1 |
2 |
3 |
4 |
25 |
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть |
1 |
2 |
3 |
4 |
26 |
Я чувствую прилив сил, желание работать |
1 |
2 |
3 |
4 |
27 |
Я спокоен, хладнокровен и собран |
1 |
2 |
3 |
4 |
28 |
Меня тревожат возможные трудности |
1 |
2 |
3 |
4 |
29 |
Я слишком переживаю из-за пустяков |
1 |
2 |
3 |
4 |
30 |
Я бываю вполне счастлив |
1 |
2 |
3 |
4 |
31 |
Я все принимаю близко к сердцу |
1 |
2 |
3 |
4 |
32 |
Мне не хватает уверенности в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
33 |
Я чувствую себя беззащитным |
1 |
2 |
3 |
4 |
34 |
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
35 |
У меня бывает хандра |
1 |
2 |
3 |
4 |
36 |
Я бываю доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
37 |
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
38 |
Бывает, что я чувствую себя неудачником |
1 |
2 |
3 |
4 |
39 |
Я уравновешенный человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
40 |
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
1 |
2 |
3 |
4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Тест описания поведения в конфликте (К. Томаса)
Инструкция: Выберите из каждой пары утверждений тот вариант, который наиболее вам подходит.
1.
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
3.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
4.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
6.
А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
8.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ Б
12.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.
А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
21.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23.
А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ Б
25.
А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.
А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
29.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
30.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица В 1 - Сводная таблица данных исследования
№ |
Ситуационная тревожность |
Личностная тревожность |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 |
2,95 |
3 |
12 |
1 |
6 |
5 |
5 |
2 |
1 |
1,85 |
0 |
7 |
9 |
5 |
8 |
3 |
2,5 |
2,1 |
5 |
5 |
7 |
7 |
5 |
4 |
1,05 |
1,55 |
12 |
4 |
5 |
7 |
1 |
5 |
1,65 |
1,85 |
5 |
6 |
8 |
6 |
4 |
6 |
2,5 |
2,25 |
6 |
8 |
7 |
5 |
4 |
7 |
1,65 |
1,85 |
5 |
7 |
8 |
5 |
4 |
8 |
2,95 |
2,95 |
10 |
5 |
6 |
8 |
0 |
9 |
1,95 |
2,9 |
0 |
6 |
5 |
8 |
10 |
10 |
2 |
2,4 |
5 |
4 |
6 |
8 |
5 |
11 |
1,75 |
1,9 |
5 |
7 |
8 |
5 |
4 |
12 |
2,95 |
2,95 |
9 |
4 |
4 |
7 |
5 |
13 |
2 |
2,2 |
5 |
4 |
6 |
8 |
5 |
14 |
2 |
2,05 |
5 |
3 |
6 |
7 |
8 |
15 |
1,8 |
1,75 |
5 |
2 |
9 |
5 |
8 |
16 |
2,05 |
2,55 |
0 |
5 |
8 |
9 |
7 |
17 |
3,1 |
3 |
12 |
4 |
3 |
7 |
3 |
18 |
2,8 |
2,05 |
0 |
8 |
5 |
5 |
11 |
19 |
1,45 |
1,85 |
5 |
4 |
8 |
5 |
7 |
20 |
2,5 |
2,8 |
0 |
5 |
8 |
10 |
6 |
21 |
3,55 |
3 |
9 |
4 |
4 |
7 |
5 |
22 |
3,1 |
2,95 |
11 |
3 |
7 |
8 |
0 |
23 |
1,85 |
1,85 |
4 |
6 |
7 |
6 |
6 |
24 |
1,6 |
1,9 |
4 |
5 |
8 |
6 |
6 |
25 |
3,55 |
2,95 |
12 |
5 |
4 |
5 |
3 |
26 |
2,4 |
2,2 |
5 |
4 |
6 |
6 |
8 |
27 |
2,1 |
2,8 |
3 |
7 |
3 |
7 |
9 |
28 |
2,05 |
2,4 |
4 |
5 |
7 |
9 |
4 |
29 |
3,1 |
3 |
12 |
5 |
5 |
3 |
4 |
30 |
2 |
2,05 |
1 |
6 |
6 |
9 |
7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Результаты корреляционного анализа
Ситуационная Тревожность |
Личностная Тревожность |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление | |
Ситуационная Тревожность |
1,000000 |
0,874849 |
0,461097 |
-0,224085 |
-0,602304 |
0,115960 |
-0,301078 |
Личностная Тревожность |
0,874849 |
1,000000 |
0,384171 |
-0,246947 |
-0,608522 |
0,260924 |
-0,265367 |
Соперничество |
0,461097 |
0,384171 |
1,000000 |
-0,512807 |
-0,397021 |
-0,284247 |
-0,738275 |
Сотрудничество |
-0,224085 |
-0,246947 |
-0,512807 |
1,000000 |
0,144824 |
-0,182073 |
0,134108 |
Компромисс |
-0,602304 |
-0,608522 |
-0,397021 |
0,144824 |
1,000000 |
-0,131143 |
0,099637 |
Избегание |
0,115960 |
0,260924 |
-0,284247 |
-0,182073 |
-0,131143 |
1,000000 |
-0,013350 |
Приспособление |
-0,301078 |
-0,265367 |
-0,738275 |
0,134108 |
0,099637 |
-0,013350 |
1,000000 |
Информация о работе Взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте у студентов