Взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучить взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте.
Гипотеза: уровень тревожности взаимосвязан со стратегией поведения в конфликте: испытуемые с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности предпочитают сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации, а с низким уровнем ситуативной и личностной тревожности - компромисс.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи уровня тревожности со
стратегией поведения в конфликте 6
1.1 Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению
тревожности 6
1.2 Основные факторы, влияющие на возникновение и проявление
тревожности 9
1.3 Причины конфликтов и стратегии поведения в конфликтных
ситуациях 11
2 Исследование взаимосвязи уровня тревожности со стратегией поведения в
конфликте 16
2.1 Организация и методы исследования 16
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 19
Заключение 24
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

Моя вторая курсовая.docx

— 96.46 Кб (Скачать)

5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к

альтернативе, полностью  удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Материалом, с которым работают испытуемые, является напечатанный на специальном бланке список пар утверждений. В каждой из пары утверждений испытуемый должен выбрать тот вариант, который является наиболее типичным для характеристики его поведения. Каждый испытуемый получает такой бланк в начале исследования.

Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

 

  1. Методика определения уровня тревожности: Тест - опросник

Спилбергера – Ханина

Предназначена для определения уровня личностной и ситуативной тревожности.

Тревожность – это особое эмоциональное состояние субъекта, выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми.    Личностная тревожность – это индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоциональным отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к самому себе и т.п.).  Ситуативная тревожность – это внутреннее устойчивое состояние тревожности как поведенческая реакция на определенные жизненные ситуации.

Материалом, с которым работают испытуемые, является напечатанный на специальном бланке список предложений, на каждый вопрос которого возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности. 

Каждый испытуемый получает такой бланк в начале исследования.

Процедура исследования включает две серии.

    1. Задача первой серии: определить уровень ситуационной тревожности.

Для этого испытуемым зачитывается инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

    1. Задача второй серии: определить уровень личностной тревожности.

Для этого испытуемым зачитывается инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

 

 

    1. Анализ и интерпретация результатов исследования

В ходе исследования были использованы две методики: методика определения уровня тревожности: Тест - опросник Спилбергера – Ханина и тест описания поведения К. Томаса.        По методике определения уровня тревожности: Тест - опросник Спилбергера – Ханина были исследованы 30 человек. С целью определения уровня личностной и ситуативной тревожности, испытуемым предлагался  список предложений, на каждый вопрос которого возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности. В ходе данного исследования были получены следующие результаты (рисунок 1):

Рисунок 1 – Доля испытуемых с высоким, средним и низким уровнем ситуационной и личностной тревожности.

Как видно из рисунка 1, у  27 % наблюдается высокий уровень ситуационной и личностной тревожности. Для респондентов характерна склонность к появлению состояния тревоги в ситуациях оценки его компетентности. Лицам с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе, необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для 30 %  характерен низкий уровень ситуационной и личностной тревожности, что требует пробуждения активности, повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности.     По тесту описания поведения К. Томаса были также исследованы 30 человек. С целью представления о выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях, испытуемым предлагался список пар утверждений. В каждой из пары утверждений испытуемый должен выбрать тот вариант, который является наиболее типичным для характеристики его поведения. В ходе данного исследования были получены следующие результаты (рисунок 2):

Рисунок 2 – Соотношение у испытуемых стратегий поведения в конфликте

 

Как видно из рисунка 2, у 27,5 % преобладает сопернический стиль

поведения в конфликте. Для респондентов характерно стремление добиваться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, который обладает сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной. Для 27,5 % характерен компромисс, суть которого заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Стратегия избегания наблюдается у 24 %, которая в свою очередь характеризуется отсутствием стремления к  кооперации, так и отсутствием тенденции к достижению собственных целей. Для 17 % респондентов характерен приспособительный стиль поведения в конфликте, который подразумевает под собой принесение в жертву собственных интересов ради другого.  Этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. Такая стратегия поведения как сотрудничество наблюдается всего лишь у 4 % респондентов,  когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью  удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Для подтверждения гипотезы о связи уровня тревожности со стратегией поведения в конфликтной ситуации был использован коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена. Результат корреляционного анализа представлен в приложении Г. Расчет коэффициента проводился в программе STATISTIKA 6.0.

Была обнаружена корреляционная связь между ситуативной тревожностью и такими стратегиями поведения в конфликте как соперничество (r = 0,46) и компромисс (r = -0,60). Характер полученной связи свидетельствует о том, что чем выше уровень ситуативной тревожности, тем чаще испытуемый использует стратегию соперничества и реже компромисс. Тем самым можно говорить о том, что попадая в определенную стрессовую ситуацию, испытуемый не стремится урегулировать разногласия взаимными уступками, а добивается удовлетворения своих интересов в ущерб другому. 

И была обнаружена корреляционная связь между показателями личностной тревожности и такими стратегиями поведения как соперничество (r = 0,38) и компромисс (r = - 0,60). Характер полученной связи свидетельствует о том, что чем выше уровень личностной тревожности, тем чаще испытуемый использует стратегию соперничества и реже компромисс. Таким образом, у испытуемого в состоянии повышенной эмоциональной напряженности прослеживается предрасположенность   к конкуренции  во взглядах, интересах, мнениях, и не стремится урегулировать разногласия взаимными уступками, что наиболее эффективно, если обе стороны хотят одного и того же.

Подводя итог можно говорить о том, что повышение уровня тревожности как личностной, так и ситуативной приводит к использованию деструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          В данной работе раскрываются  теоретические основы изучения проблемы взаимосвязи уровня тревожности со стратегией поведения в конфликте. В первой главе раскрыто содержание тревожности, под которой подразумевается переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи, а также виды, ее уровневое строение и основные факторы, влияющие на возникновение и проявление тревожности. Тревожность в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Во второй главе была прослежена взаимосвязь уровня тревожности со стратегией поведения в конфликте. Выдвинув гипотезу, были выбраны методики для проведения исследования. В ходе интерпретации полученных данных, была обнаружена корреляционная связь между ситуативной тревожности и такими стратегиями поведения в конфликте как соперничество и компромисс, которая свидетельствовала о том, что чем выше уровень ситуативной тревожности, тем чаще испытуемый использует стратегию соперничества и реже компромисс. И также была обнаружена корреляционная связь между показателями личностной тревожности и такими стратегиями поведения как соперничество и компромисс, которая показывает о том, что чем выше уровень личностной тревожности, тем чаще испытуемый использует стратегию соперничества и реже компромисс.

Таким образом, наша гипотеза о том, что испытуемым с высоким уровнем тревожности соответствуют сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации, а с  низким уровнем тревожности соответствует  компромисс, подтвердилась. Практическая значимость нашего исследования может заключаться в возможном применении его результатов в деятельности психолога.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Источники

  1.  Малкова Е. Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у

школьников / Е.Е. Малкова // Вопросы психологии. – 2009. - № 4. – С. 24-32.

  1.    Прихожан А. М.  Причины, профилактика и преодоление тревожности /

А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1998. - №2. –

С. 56 – 63.

  1.  Психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г.

Ярошевского; Сост. Л.А. Карпенко. – 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Политиздат. - 1990. - 494с.

  1.  Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании:

учеб. пособие / Е. И. Рогов, М. Ю. Кондратьев. - М.: ВЛАДОС. - 2006. - 478с.

  1.  Современный психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г.

Мещерякова. - СПб.: ПРАЙМ – ЕВРО - ЗНАК, 2007. - 490с.

  1.  Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В. П. Шейнов. 

–  Мн.: Амалфея, 1997. – 281с.

Литература

  1.  Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.

Н. Астапов // Психологический журнал. – 1992. - №5. – С. 47 -58.

  1.  Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие для вузов  /

Б. С. Волков. - М.: Эксмо, 2006. – 255с.

  1.  Глуханюк Н. С. Общая психология: учеб. пособие: Рек. Мин. обр. РФ / Н.

С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. – М.: ИЦ Академия, 2009. – 288с.

  1.  Кон И.С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М.: Просвещение,

1989. – 255с.

  1.  Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему? / Б. Кочубей // Семья и

школа. – 1998. - №7. – С. 56 -69.

  1.  Линде Н. Д. Стиль жизни и личностная тревожность / Н. Д. Линде, Ю. А.

Смирнов // Современные гуманитарные исследования. – 2007. – № 1. –

 С. 28 – 35.

  1.  Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей,

начинающих посещать детский сад / Л. В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. – 1998. - №2. – С. 37 – 45.

  1.  Малкина –Пых И. Г. Психосоматика: справ. практ. психолога / И.  Г.

Малкина – Пых. -  М.: Эксмо, 2004. – 992с.

  1.  Нестеренко А. И. Прогноз тревожности у студенток на основании их

типологических различий / А. И. Нестеренко, В. Н. Васильев, Д. В. Загулова, Т. В. Робенкова  // Психологический журнал. – 2003. – №6. – С. 37-46.

  1.  Панфилова М. А. Тревожность и ее коррекция у детей / М. А. Панфилова 

// Школа здоровья. – 2006. - №1.- С.17-25.

  1.  Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л. А.

Головей, Е. Ф. Рыбалко. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Речь, 2006. - 694с.

  1.  Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. В.

Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160с.

  1.  Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая

природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. –  Мн.: Тесей, 2000. – 303с.

  1.  Психологический словарь / под ред. М. И. Дьяченко ,  Л. А . Кондыбович.

– Мн.:  АСТ, 2001. – 576с.

  1.  Психология мотивации и эмоций: хрестоматия / под ред. Ю.Б.

Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо: Изд-во Моск. психол. – соц. ин-та, 2002. – 752с.

  1.  Сидоров К. Р. «Триада риска» и ее связь с состоянием

психосоматического здоровья в юности / К. Р. Сидоров // Психологический журнал. – 2006. – №6. – С. 81-89.

  1.  Сунжова Ф. Уровень тревожности школьников растет / Ф. Сунжова //

Воспитание школьников. – 2006.- №9 – С.26 – 35.

  1.  Феррои Л. М. Причины возникновения тревожности и ее проявления у

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте у студентов