Взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучить взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте.
Гипотеза: уровень тревожности взаимосвязан со стратегией поведения в конфликте: испытуемые с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности предпочитают сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации, а с низким уровнем ситуативной и личностной тревожности - компромисс.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи уровня тревожности со
стратегией поведения в конфликте 6
1.1 Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению
тревожности 6
1.2 Основные факторы, влияющие на возникновение и проявление
тревожности 9
1.3 Причины конфликтов и стратегии поведения в конфликтных
ситуациях 11
2 Исследование взаимосвязи уровня тревожности со стратегией поведения в
конфликте 16
2.1 Организация и методы исследования 16
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 19
Заключение 24
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

Моя вторая курсовая.docx

— 96.46 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

 

 

Факультет социальных наук

Кафедра психологии и педагогики

Специальность 030301 «Психология»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему: ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

по дисциплине: ПСИХОДИАГНОСТИКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа содержит 34 страницы печатного текста, 2 рисунка,  25 использованных источников, 4 приложения.

 

Тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, конфликт

 

Аспект взаимосвязи уровня тревожности со стратегией поведения в конфликте освещен слабо, вследствие чего внимание было обращено  именно к данной проблеме. Тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Любая нестабильность, нарушение привычного хода событий может привести к развитию тревожности. Так как конфликт охватывает все сферы жизнедеятельности людей, то современному человеку необходимо независимо от уровня тревожности, выбирать наиболее эффективную стратегию поведения в конфликте, пытаться управлять и разрешать его. Целью работы являлось изучение взаимосвязи уровня тревожности со стратегией поведения в конфликте. Основу методологии исследования составили методика определения уровня тревожности: Тест - опросник Спилбергера – Ханина и тест описания поведения К. Томаса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                4                      

1  Теоретический  анализ проблемы взаимосвязи  уровня тревожности со            

    стратегией поведения в конфликте                                                                    6                    

    1.1 Основные подходы зарубежных  и отечественных авторов к  изучению    

           тревожности                                                                                             6          

    1.2 Основные факторы, влияющие на  возникновение и проявление 

          тревожности                                                                                                9

    1.3 Причины конфликтов и стратегии  поведения в конфликтных

           ситуациях                                                                                                     11

2  Исследование  взаимосвязи уровня тревожности  со стратегией поведения в

    конфликте                                                                                                         16

    2.1 Организация и методы исследования                                                        16

    2.2 Анализ и интерпретация результатов  исследования                                   19                                   

Заключение                   24                                                     

Библиографический список     25

Приложение А. Методика определения уровня тревожности: тест – опросник 

                         Спилбергера - Ханина                                                              28

Приложение Б. Тест описания поведения в конфликте (К. Томаса)                   30

Приложение В. Сводная таблица данных исследования                                    33

Приложение Г. Результаты корреляционного анализа                                      34

                       

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время общество имеет тенденцию к быстрому развитию. И современному человеку необходимо уметь эффективно адаптироваться к новым условиям, находить общий контакт с окружающими людьми, быть успешным во всех сферах – все это в определенной мере зависит от степени проявления у личности показателя тревожности. Однако в повседневной жизни человек постоянно сталкивается с противоположными мнениями, интересами, которые приводят к конфликту. Так как конфликт охватывает все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия, то современному человеку необходимо независимо от уровня тревожности, выбирать наиболее эффективную стратегию поведения в конфликте, пытаться управлять и разрешать его. В связи с этим в данная работа посвящена выявлению взаимосвязи уровня тревожности со стратегией поведения в конфликтной ситуации.       Проблема тревожности, ее видов, форм и факторов, влияющих на возникновение и проявление тревожности занимались такие авторы, как Н.Д Левитов, Ю.Л.Ханин; Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд,  К. Хорни, Э. Фромм, Г. С. Салливан, Р.С. Немов, В.В. Давыдов, А.М. Прихожан, Е.В. Новикова, Б. И. Кочубей и другие.          Над исследованием  конфликта, его   типологии, стадий протекания, причин конфликтов и стратегий  поведения в конфликтных ситуациях работали следующие авторы: В. В. Дружинин, Н. В. Гришина, К. Томас, Н. И. Леонов; Дж. Г. Скотт, Ф.М. Бородкина, А.К. Зайцева, Г.Л. Смолина, С.В. Дворяк, Б.Т. Лихачев и другие.

Объектом данного исследования является тревожность как фактор, предопределяющий стратегию поведения в конфликте.

Предмет   исследования – взаимосвязь уровня тревожности и стратегии поведения в конфликте.

Цель данной  работы  -  изучить взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте.

Гипотеза: уровень тревожности взаимосвязан со стратегией поведения в конфликте:  испытуемые с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности предпочитают сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации, а с  низким уровнем ситуативной и личностной тревожности - компромисс.

Задачи:

  1. проанализировать литературу по проблеме взаимосвязи уровня тревожности со стратегией поведения в конфликте;
  2. описать основные факторы, влияющие на возникновение и проявление тревожности;
  3. выявить у испытуемых уровни ситуативной и личностной тревожности;
  4. исследовать взаимосвязь уровня ситуативной и личностной тревожности со стратегией поведения в конфликте;

Методы: анализ литературы, тестирование, методы математической статистики.

База исследования: Амурский Государственный университет, факультет социальных наук.

Выборка составила 30 человек в возрасте от 17 до 21 года.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ  

ТРЕВОЖНОСТИ СО СТРАТЕГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

1.1. Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению тревожности

Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста. 

Принято считать, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда, который признавал необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх — реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность — реакция на опасность, не известную и не определяемую.  З.Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками — специфическим чувством неприятного, соответствующими соматическими реакциями, осознанием этого переживания [2, с. 58]. З. Фрейд выделял три основных вида тревожности: 1) объективную, вызванную реальной внешней опасностью; 2) невротическую, вызванную опасностью не известной и не определенной; 3) моральную, определяемую им как «тревожность совести».

Анализ невротической тревожности позволил Фрейду выделить два основных отличия от реального страха. Во – первых  опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признается. Во-вторых, основной источник невротической тревожности — боязнь потенциального вреда, который может причинить освобождение влечений.

Проблема тревожности получила дальнейшее развитие в русле неофрейдизма, в первую очередь в работах К. Хорни, Э. Фромма и  Г. С. Салливана. Так, например, в работах К. Хорни особый акцент делается на роли неудовлетворения потребности в межличностной надежности. Рассматривая в качестве главной цели развития человека стремление к самореализации,  Хорни оценивает тревогу как основное противодействие этой тенденции [2, с. 59].   Э. Фромм подчеркивал, что основным источником тревожности является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности, чувствующей в связи с этим свою беспомощность перед силами природы и общества.                                                                                                      

Итак, тревожность рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий [3, с. 342].

По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется, как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают [5, с. 401].

Наряду с определениями тревожности,  исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности. Так, например, Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная). Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности). Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку. В то же время,  А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных: с процессом обучения (учебная тревожность), с представлениями о себе (самооценочная тревожность), с общением (межличностная тревожность).

Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение. Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.

Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы. По мнению А.М. Прихожан, тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности, а  под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности [2, с. 62].

Таким образом, понятие тревожность, трактуется у различных авторов по-разному.  З.Фрейд определяет тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Чувства неопределенности и беспомощности -  это содержание тревожности. В работах  К. Хорни,  особый акцент делается на роли неудовлетворения потребности в межличностной надежности. Тревога рассматривается как основное противодействие тенденции к самореализации.  Э. Фромм подчеркивает, что основным источником тревожности, внутреннего беспокойства является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности, чувствующей в связи с этим свою беспомощность перед силами природы и общества. 

Тревожность как индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.

Так как, понятие тревожности трактуется у различных авторов по разному, то тревожность можно рассматривать как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности;  склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства. В данном разделе были рассмотрены различные подходы к классификациям видов тревожности, ее уровневое строение и формы.

1.2. Основные факторы, влияющие на возникновение и проявление тревожности

Тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Любая нестабильность, нарушение привычного хода событий может привести к развитию тревожности. Принято  различать тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую черту (личностная тревожность) [1, с. 25].

Ситуативная тревожность определяется Спилбергером как эмоциональная реакция, которая характеризуется мрачными предчувствиями, субъективными ощущениями напряженности, нервозности, беспокойства и сопровождается активизацией вегетативной нервной системы [1, с. 26].

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком, как опасные [1, с. 26].

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте у студентов