Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 17:29, курсовая работа
Цель данной работы - изучить взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте.
Гипотеза: уровень тревожности взаимосвязан со стратегией поведения в конфликте: испытуемые с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности предпочитают сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации, а с низким уровнем ситуативной и личностной тревожности - компромисс.
Введение 4
1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи уровня тревожности со
стратегией поведения в конфликте 6
1.1 Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению
тревожности 6
1.2 Основные факторы, влияющие на возникновение и проявление
тревожности 9
1.3 Причины конфликтов и стратегии поведения в конфликтных
ситуациях 11
2 Исследование взаимосвязи уровня тревожности со стратегией поведения в
конфликте 16
2.1 Организация и методы исследования 16
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 19
Заключение 24
Библиографический список 25
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Факультет социальных наук
Кафедра психологии и педагогики
Специальность 030301 «Психология»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
по дисциплине: ПСИХОДИАГНОСТИКА
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 34 страницы печатного текста, 2 рисунка, 25 использованных источников, 4 приложения.
Тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, конфликт
Аспект взаимосвязи уровня тревожности со стратегией поведения в конфликте освещен слабо, вследствие чего внимание было обращено именно к данной проблеме. Тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Любая нестабильность, нарушение привычного хода событий может привести к развитию тревожности. Так как конфликт охватывает все сферы жизнедеятельности людей, то современному человеку необходимо независимо от уровня тревожности, выбирать наиболее эффективную стратегию поведения в конфликте, пытаться управлять и разрешать его. Целью работы являлось изучение взаимосвязи уровня тревожности со стратегией поведения в конфликте. Основу методологии исследования составили методика определения уровня тревожности: Тест - опросник Спилбергера – Ханина и тест описания поведения К. Томаса.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи уровня тревожности со
стратегией
поведения в конфликте
1.1 Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению
тревожности
1.2 Основные факторы, влияющие на возникновение и проявление
тревожности
1.3
Причины конфликтов и
ситуациях
2 Исследование
взаимосвязи уровня
конфликте
2.1
Организация и методы
2.2
Анализ и интерпретация
Заключение
24
Библиографический список 25
Приложение А. Методика определения уровня тревожности: тест – опросник
Спилбергера - Ханина
Приложение Б. Тест описания поведения в конфликте (К. Томаса) 30
Приложение
В. Сводная таблица данных исследования
Приложение
Г. Результаты корреляционного анализа
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время общество имеет тенденцию к быстрому развитию. И современному человеку необходимо уметь эффективно адаптироваться к новым условиям, находить общий контакт с окружающими людьми, быть успешным во всех сферах – все это в определенной мере зависит от степени проявления у личности показателя тревожности. Однако в повседневной жизни человек постоянно сталкивается с противоположными мнениями, интересами, которые приводят к конфликту. Так как конфликт охватывает все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия, то современному человеку необходимо независимо от уровня тревожности, выбирать наиболее эффективную стратегию поведения в конфликте, пытаться управлять и разрешать его. В связи с этим в данная работа посвящена выявлению взаимосвязи уровня тревожности со стратегией поведения в конфликтной ситуации. Проблема тревожности, ее видов, форм и факторов, влияющих на возникновение и проявление тревожности занимались такие авторы, как Н.Д Левитов, Ю.Л.Ханин; Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, Г. С. Салливан, Р.С. Немов, В.В. Давыдов, А.М. Прихожан, Е.В. Новикова, Б. И. Кочубей и другие. Над исследованием конфликта, его типологии, стадий протекания, причин конфликтов и стратегий поведения в конфликтных ситуациях работали следующие авторы: В. В. Дружинин, Н. В. Гришина, К. Томас, Н. И. Леонов; Дж. Г. Скотт, Ф.М. Бородкина, А.К. Зайцева, Г.Л. Смолина, С.В. Дворяк, Б.Т. Лихачев и другие.
Объектом данного исследования является тревожность как фактор, предопределяющий стратегию поведения в конфликте.
Предмет исследования – взаимосвязь уровня тревожности и стратегии поведения в конфликте.
Цель данной работы - изучить взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте.
Гипотеза: уровень тревожности взаимосвязан со стратегией поведения в конфликте: испытуемые с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности предпочитают сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации, а с низким уровнем ситуативной и личностной тревожности - компромисс.
Задачи:
Методы: анализ литературы, тестирование, методы математической статистики.
База исследования: Амурский Государственный университет, факультет социальных наук.
Выборка составила 30 человек в возрасте от 17 до 21 года.
ТРЕВОЖНОСТИ СО СТРАТЕГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
1.1. Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению тревожности
Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста.
Принято считать, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда, который признавал необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх — реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность — реакция на опасность, не известную и не определяемую. З.Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками — специфическим чувством неприятного, соответствующими соматическими реакциями, осознанием этого переживания [2, с. 58]. З. Фрейд выделял три основных вида тревожности: 1) объективную, вызванную реальной внешней опасностью; 2) невротическую, вызванную опасностью не известной и не определенной; 3) моральную, определяемую им как «тревожность совести».
Анализ невротической тревожности позволил Фрейду выделить два основных отличия от реального страха. Во – первых опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признается. Во-вторых, основной источник невротической тревожности — боязнь потенциального вреда, который может причинить освобождение влечений.
Проблема
тревожности получила дальнейшее развитие
в русле неофрейдизма, в первую очередь
в работах К. Хорни, Э. Фромма и Г. С.
Салливана. Так, например, в работах К.
Хорни особый акцент делается на роли
неудовлетворения потребности в межличностной
надежности. Рассматривая в качестве главной
цели развития человека стремление к самореализации,
Хорни оценивает тревогу как основное
противодействие этой тенденции [2, с. 59].
Э. Фромм подчеркивал, что основным источником
тревожности является переживание отчужденности,
связанное с представлением человека
о себе как об отдельной личности, чувствующей
в связи с этим свою беспомощность перед
силами природы и общества.
Итак, тревожность рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий [3, с. 342].
По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется, как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают [5, с. 401].
Наряду с определениями тревожности, исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности. Так, например, Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная). Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности). Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку. В то же время, А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных: с процессом обучения (учебная тревожность), с представлениями о себе (самооценочная тревожность), с общением (межличностная тревожность).
Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение. Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.
Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы. По мнению А.М. Прихожан, тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности, а под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности [2, с. 62].
Таким образом, понятие тревожность, трактуется у различных авторов по-разному. З.Фрейд определяет тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Чувства неопределенности и беспомощности - это содержание тревожности. В работах К. Хорни, особый акцент делается на роли неудовлетворения потребности в межличностной надежности. Тревога рассматривается как основное противодействие тенденции к самореализации. Э. Фромм подчеркивает, что основным источником тревожности, внутреннего беспокойства является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности, чувствующей в связи с этим свою беспомощность перед силами природы и общества.
Тревожность как индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.
Так как, понятие тревожности трактуется у различных авторов по разному, то тревожность можно рассматривать как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства. В данном разделе были рассмотрены различные подходы к классификациям видов тревожности, ее уровневое строение и формы.
1.2. Основные факторы, влияющие на возникновение и проявление тревожности
Тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Любая нестабильность, нарушение привычного хода событий может привести к развитию тревожности. Принято различать тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую черту (личностная тревожность) [1, с. 25].
Ситуативная тревожность определяется Спилбергером как эмоциональная реакция, которая характеризуется мрачными предчувствиями, субъективными ощущениями напряженности, нервозности, беспокойства и сопровождается активизацией вегетативной нервной системы [1, с. 26].
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком, как опасные [1, с. 26].
Информация о работе Взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте у студентов