Взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте у студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучить взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте.
Гипотеза: уровень тревожности взаимосвязан со стратегией поведения в конфликте: испытуемые с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности предпочитают сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации, а с низким уровнем ситуативной и личностной тревожности - компромисс.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи уровня тревожности со
стратегией поведения в конфликте 6
1.1 Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению
тревожности 6
1.2 Основные факторы, влияющие на возникновение и проявление
тревожности 9
1.3 Причины конфликтов и стратегии поведения в конфликтных
ситуациях 11
2 Исследование взаимосвязи уровня тревожности со стратегией поведения в
конфликте 16
2.1 Организация и методы исследования 16
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 19
Заключение 24
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

Моя вторая курсовая.docx

— 96.46 Кб (Скачать)

Выделяют внешние объективные факторы, способствующие повышению уровня тревожности,  и внутренние, субъективные - те индивидуальные особенности личности, которые влияют на процесс роста уровня тревожности. 

К объективным факторам возникновения тревожности А.И. Нестеренко относит:

1) Неблагоприятный социально-психологический климат, который складывается под влиянием сложной системы взаимоотношений и выражается в определенном эмоциональном состоянии.

2) Перегрузки. Есть люди, которые лучше всего  работают в состоянии постоянного  напряжения, однако для большинства  людей, ситуация жесткого временного  прессинга является стрессовой.

3) Неопределенность. Очень немногие люди чувствуют  себя уверенно в ситуации неопределенности.

4) Однообразие. Когда ситуация слишком стабильна, это тоже может вызвать тревожность, проявляющуюся в апатичности, лености. Человек время от времени нуждается  в новых впечатлениях, чтобы сохранить  собранность и творческий потенциал.

5) Беспомощность. Сильную тревожность может вызывать  не только необходимость принимать  решения в сложной обстановке, но и противоположная ситуация, когда человек осознает свою  неспособность повлиять на происходящие  события, и вынужден смиряться  с чужим решением как с неизбежностью [2, с. 58].

Таким образом, ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективными переживаниями, эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Ситуативная тревожность порождается объективными условиями, содержащими вероятность неуспеха и неблагополучия (в частности, в ситуации оценки способностей и достижений личности).

В качестве субъективных факторов А.И. Нестеренко выделяет:

1) Высокий  уровень нейротизма как показатель эмоциональной неустойчивости индивида, эмоциональной лабильности, неуравновешенности нервно-психических процессов, проявляющийся в повышенной возбудимости, реактивности и высокой степени откликаемости, низком пороге переживания дисстресса и преобладании негативно окрашенных эмоциональных состояний.

2) Низкий  уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции эмоций и поведения. Некоторые авторы выделят в качестве субъективных факторов и наличие рассогласований в ценностной сфере, что является актуальным в сегодняшней ситуации [2, с. 59].

Проявления тревожности могут носить соматический и поведенческий характер. Соматические проявления касаются изменений во внутренних органах, системах организма: ускоренное сердцебиение, неровное дыхание, дрожание конечностей, скованность движений. Может повышаться артериальное давление, возникать расстройства желудка.

На поведенческом уровне проявления повышенной тревожности еще более разнообразны. Они могут колебаться от полной апатии и безынициативности к демонстративной агрессии. Бессознательно маскируя свою тревожность, человек провоцирует негативное к себе отношение, что усложняет и без того тяжелое внутреннее состояние.

Таким образом, можно сказать, что тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. В данном разделе были рассмотрены внешние объективные (способствующие изменению уровня тревожности) и внутренние субъективные (индивидуальные особенности личности, которые влияют на процесс изменения уровня тревожности) факторы возникновения тревожности, а также проявление тревожности на соматическом и поведенческом уровне.

1.3.  Причины конфликтов и стратегии  поведения в конфликтных ситуациях

Конфликт охватывает все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия, поэтому современному человеку необходимо выбирать наиболее эффективную стратегию поведения в конфликте, пытаться управлять и разрешать его. В первую очередь хотелось бы обозначить определение конфликта. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.

Конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» [3, с. 147].

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получат возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер. Существует четыре основных типа конфликтов:

- Внутриличностный конфликт.

- Межличностный конфликт.

- Конфликт между личностью и группой.

- Межгрупповой конфликт [6, с. 98].

Причиной конфликта могут стать только те события (действия, решения, обстоятельства), которые затрагивают интересы членов коллектива. А интересы членов коллектива (группы) выражаются в занимаемых членами группы психологических позициях. Так вот, какое-либо событие может стать предметом конфликта, т.е. породить конфликтную ситуацию, если в результате этого события некоторые члены группы будут поставлены перед необходимостью изменить свои психологические позиции на менее выгодное, т.е. если пострадают, будут прямо или косвенно ущемлены их интересы. Интересы весьма разнообразны, однако их можно представить в виде четырех  типов:

  1. Производственные интересы (связаны с конкретной деятельностью человека);
  2. Социальные интересы (связаны с тем, что каждый член группы занимает в ней определенную неформальную позиции);
  3. Личностные интересы (связаны с представлением людей о жизни, о добре, зле, жизненных ценностях);
  4. Финансовые интересы (связаны с возможностью материального обеспечения).

Причиной конфликта становятся действия или обстоятельства, которые привели к изменению интересов. Одной из причин конфликта является взаимозависимость задач, т.к. возможность конфликтов существует везде, где один человек зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи. Причинами также являются различия в целях и различия во взглядах и представлениях. Конфликты часто связаны с неудовлетворительными коммуникациями (плохая коммуникация препятствует управлению конфликтом). И еще одна важная причина конфликтов — различия в психологических особенностях (темперамент, характер, потребности, мотивы и т.п.) [6, с. 127].

К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте,  определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания и выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным.

Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. 

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

Стиль приспособления означат, что вы действуете совместно с  другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.      Итак, ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший, они  используются все без исключения. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Стили поведения в конфликтной ситуации связаны с главным источником конфликта — различием интересов и ценностных ориентации взаимодействующих субъектов. Стилей поведения в конфликтной ситуации достаточно, чтобы каждый человек выбрал для себя определенную стратегию  поведения и пытался управлять конфликтом и разрешать его.

Подводя итог по первой главе, можно сказать о том, что тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Любая нестабильность, нарушение привычного хода событий может привести к развитию тревожности. Так как конфликт охватывает все сферы жизнедеятельности людей, то современному человеку необходимо независимо от уровня тревожности, выбирать наиболее эффективную стратегию поведения в конфликте, пытаться управлять и разрешать его. При анализе литературы были рассмотрены основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению тревожности, основные факторы, влияющие на возникновение и проявление тревожности, а также причины конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Таким образом, попробуем проследить в следующей главе взаимосвязь уровня тревожности со стратегией поведения в конфликте.

 

 

 

 

 

 

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ СО

СТРАТЕГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ.

2.1. Организация и методы исследования

Исследование взаимосвязи уровня тревожности со стратегией поведения в конфликте проводилось на базе Амурского государственного университета, факультете социальных наук. Выборку составили студенты в количестве 30 человек, в возрасте от 17 до 21 лет. Исследование проходило  в  аудитории Амурского Государственного университета в вечернее  время,  перед  началом  лекций.  Испытуемым   вслух   зачитывалась инструкция,  после  чего  раздавались  бланки   для   ответов, заполняемые самостоятельно.  

Цель исследования  –  выявить взаимосвязь уровня тревожности и стратегии  поведения в конфликтных ситуациях между студентами.

Гипотеза: уровень тревожности взаимосвязан со стратегией поведения в конфликте:  испытуемые с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности предпочитают сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации, а с  низким уровнем ситуативной и личностной тревожности - компромисс.

В ходе исследования были использованы следующие методики: методика определения уровня тревожности: Тест - опросник Спилбергера – Ханина и тест описания поведения К. Томаса.

  1. Тест описания поведения К. Томаса

Предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов:

  1.     соревнование (конкуренция) как стремление добиться

удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. компромисс (соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-нибудь интересов, стремлений).

4.     избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к  кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте у студентов