Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 04:07, реферат
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. Слово “конфликт”-латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. (Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные- с позитивным знаком и деструктивные- с негативным знаком.
1. Введение3
2. Причины конфликта3
3. рАзрешение кофликта6
3.1. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации6
3.2. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника8
4. Заключение или как использовать конфликт9
5. использованная литература11
СОДЕРЖАНИЕ
3.1. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации6
3.2. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника8
4. Заключение или как использовать конфликт9
5. использованная
литература11
Введение
Конфликты
являются вечным спутником нашей
жизни. И потому даже самая последовательная
политика гуманизации на предприятиях
и в учреждениях и лучшие методы управления
не защитят от необходимости жить в условиях
конфликтов. Слово “конфликт”-латинского
корня и в буквальном переводе означает
“столкновение”. В основе любого конфликта
лежит противоречие, которое ведет обычно
либо к конструктивным (например, к усилению
групповой динамики, развитию коллектива),
либо к деструктивным (например, к развалу
коллектива) последствиям. (Таким образом,
конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться
как конструктивные- с позитивным знаком
и деструктивные- с негативным знаком.
Некоторые авторы, в частности У. Крейдлер,
подразделяют конфликты на функциональные
(ведущие к оптимизации внутригрупповых
отношений, более глубокому взаимопониманию
людей) и дисфункциональные (имеющие следствием
ухудшение, ожесточение внутригрупповых
отношений)
Причины
конфликта
Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект. Рассмотрим перечень причин возникновения конфликта, предложенный специалистом в области управления персоналом Кричевским Р. Л.3 Весьма условно он может быть представлен в виде трех основных групп причин: во-первых, причин порожденных трудовым процессом; во-вторых, причин, вызываемых психологическими особенностями человеческих взаимоотношений; в-третьих, коренящихся в личном своеобразии членов коллектива. Встречаются также причины конфликта, обусловленные экономическим состоянием жизни в нашей стране, которые нельзя игнорировать.
Итак, остановимся на группе причин, порожденных трудовым процессом.
Для многих трудовых коллективов они являются главными источником возникновения конфликтных ситуаций.
Н. В. Гришина изучая межличностные конфликты на ряде предприятий, выявила и систематизировала их причины:
Во-первых, конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми основной цели трудовой деятельности- получению определенных продуктов. Такими факторами могут быть:
а) непосредственная технологическая взаимосвязь работников, когда действия одного из них влияют (в данном случае негативно) на эффективность действий другого (например, при работе на конвейере) ;
б) перенос, проблем решение которых должно было идти по вертикали, на горизонтальный уровень отношений (так нехватка оборудования, инструментов нередко приводит к конфликтам между рядовыми работниками, хотя решать эту проблему должны не они, а их руководители);
в)
невыполнение функциональных обязанностей
в системе “руководства-
Во-вторых, конфликты на производстве вызываются факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности- достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда и отдыха. К этой группе факторов относятся:
а) опять-таки взаимосвязь людей, при которой достижение целей одним из них зависит и от других членов коллектива;
б) нерешимость ряда организационных вопросов “по вертикали”(т.е. руководством), следствием чего может явиться обострение отношений между людьми, располагающимися на организационной горизонтали;
в) функциональные нарушения в системе "руководства-подчинения”, препятствующие достижению личных целей как руководителем, так и подчиненным.
В-третьих,
возникающие в процессе реализации
трудовой деятельности конфликты нередко
порождаются несоответствием
Последняя причина обусловлена главным образом плохим описанием во многих наших учреждениях служебных функций персонала. В результате у людей складывается превратное представление о том, кто за что отвечает и что делает.
Исчерпывающего
списка причин, вызывающих конфликты,
в том числе и в трудовой
деятельности, не существует. И к
причинам, только что названным, можно
добавить еще немало других, порожденных
организационной практикой. Например,
подмеченную Л. Яккокой и типичную
для вертикального
Следует
упомянуть также еще о
Другая группа причин межличностного конфликта- причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих отношений. Наиболее яркий пример такого рода особенностей- взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости.
Казалось бы довольно безобидный фактор “симпатия- антипатия” касается не только двух или несколько большего числа людей, но может иметь и более серьезные последствия для всего коллектива. Ведь нередко разного рода кадровые назначения в учреждениях, на предприятиях имеют своей основой именно этот принцип. В свою очередь несправедливость в должностных назначениях, как правило, имеет следствием обострение межличностных отношений.
Можно выделить еще несколько причин конфликта, родственных только что приведенной:
а)
неблагоприятная
б)
плохая психологическая коммуникация
(т.е. люди не понимают, не учитывают
намерения, состояния друг друга, не
считаются с потребностями
Ключевский
выделяет еще одну причину конфликта,
относящуюся к разряду
С проявлением территориальности мы часто сталкиваемся в повседневной жизни, в том числе и на работе. Люди, входящие в ту или иную рабочую группу “обживают” определенную территорию (рабочее пространство или комнату отдыха) и занятие ее членами другой группы нередко оборачивается межгрупповыми столкновениями. Точно также каждый член группы занимает часть общего пространства вместе с находящимися там предметами без энтузиазма относится к вторжению в него. Например, имея свой рабочий стол, вряд ли мы испытываем радость, обнаружив за ним во время заседания отдела другого человека. Если подобная ситуация повторится, это может вызвать раздражение.
И наконец, о причинах конфликтов, коренящихся в личностном своеобразии членов коллектива. В этом случае имеются в виду возможные личностные особенности, порой “загоняющие” нас в конфликтные ситуации. Неумение контролировать свое эмоциональное состояние, низкий уровень самоуважения, агрессивность, повышенная тревожность, некоммуникабельность, чрезмерная принципиальность. Список личностных причин конфликта не сводится только набору соответствующих черт. Демографические характеристики тоже не нейтральны в этом вопросе. Так, по данным Н.В.Гришиной для женщины характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личностными потребностями (зарплата, распределение отпусков), мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью (организация труда, определенность трудовых функций).
С увеличением возраста рабочих больший удельный вес начинает начинают занимать конфликты, связанные с целевыми характеристиками их деятельности, одновременно сокращается число конфликтов, вызванных проблемами адаптации работников в трудовом коллективе (нарушения трудовой дисциплины, несоответствие требованиям).
Далее
остановимся вот на каком очень
важном моменте. Мы нередко усматриваем
конфликты там, где их в действительности
нет, и, напротив, оцениваем порой
отношения с другими как
В разработанной ею схеме анализа межличностного конфликта хорошо показано, что конфликт может быть адекватно, или неадекватно, или ложно понятым.
В первом случае (адекватность) это означает, что конфликтная ситуация существует объективно, т.е. стремление стороны А к достижению некоторого желаемого для нее состояния С объективно препятствует достижению стороной В некоторого желаемого для нее состояния Д. И наоборот. Причем стороны справедливо полагают, что структура их целей, интересов конфликтна, и правильно ощущают существо реального конфликта, т.е. дают адекватную трактовку происходящему.
Во
втором случае (неадекватность) конфликтная
ситуация существует реально и стороны
это осознают, но их понимание ситуации
не вполне соответствует
В третьем случае (ложно понимаемый конфликт) дело обстоит таким образом, что объективно конфликтная ситуация отсутствует, но вот стороны склонны рассматривать свои отношения как конфликтные.
Л.А.Петровская
еще две реально допустимые ситуации:
во-первых, когда объективно конфликт
существует, но сторонами как таковой
не обознается, и, во-вторых, когда конфликтность
отсутствует и объективно и на уровне
сознания.
Разрешение
конфликта
К настоящему времени специалистами разработано немало всевозможных рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в ситуациях конфликта, выбора соответствующих стратегий и средств их разрешения, а также управления ими.
Важно
рассмотреть как действия самих
участников конфликта, так и действия,
роль посредника, которым может быть
и руководитель.
Анализ поведения людей в конфликтной ситуации.
В основу описываемой поведенческой модели положены идеи Д. и Р.Джонсонов, получившие затем распространение в работе Е.Мелибруды. Суть этой модели состоит в следующем:
Считается, что конструктивное разрешение конфликтов зависит, как минимум, от четырех факторов: