Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 00:55, контрольная работа
Сущность и структурные элементе конфликта. Предпосылки и механизм возникновения конфликта для его оценивания в динамике.
Организационные аспекты и этичные правила бесконфликтного общения в трудовом коллективе.
Вопрос
№1 (2) Сущность и структурные элементе
конфликта. Предпосылки и механизм возникновения
конфликта для его оценивания в динамике.
1.1. Сущность и структурные элементы конфликта
Конфликты складывают основную часть жизни человека, группы лиц общества. А, следовательно, для их решения и предупреждения нужно произвести эффективный механизм управления конфликтами. Разработкой именно такого механизма, а также других вопросов возникновения, предупреждения и преодоления конфликтов занимается наука конфликтология.
Существуют
различные определения
Слово "конфликт" происходит от латинского conflictus — столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки (conflict — англ., konflikt — нем., conflit — франц.). Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения:
1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.
2.
Состояние дисгармонии в
3. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимоисключающих импульсов, желаний или тенденций.
[1] Психология управления: Учебное пособие/ Столяренко Л.Д. (507 с) 2007 г
4.
Противостояние характеров или
сил в литературном или
Ежедневно на почве расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей возникает возможность возникновения конфликтов. Они представляют собой один из результатов каждодневного соперничества и противостояния людей в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Не всякое столкновение перерастает в конфликт. В столкновении ясно очерчен его предмет, о котором спорящие разного мнения, или, по крайней мере, подходят к единому мнению с разных сторон. В конфликте предмет тщательно маскируется, а разговор идет об одном или нескольких объектах, которые являются лишь поводом, а не причиной конфликтного поведения. Последнее тоже не всегда ярко выражено: длительное время люди могут вести себя корректно, пока не наступит момент для поединка.
Конфликт — это всегда интрига, где цель и средства тщательно маскируются, интрига жестокая, коварная, предполагающая явные и скрытые удары и наслаждение от поражения противника.
Разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь даже не сами конфликты, а их следствия: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживания интенсивны и длительны, у человека может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т. е. поведение, которое
[2] Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с: ил. — (Серия ≪Мастера психологии≫) Столяренко Л.Д.
вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств. Подобные последствия распространяются и на другие ситуации, участником которых становится данный субъект, охватывая все более широкие области межличностных отношений. Например, человек, воспитанный в атмосфере страха и опасности, сам впоследствии может стать источником этой атмосферы, воспитывая своих детей или руководя подчиненными. При этом он действует не вполне осознанно, не руководствуясь злым умыслом. Он всего лишь воспроизводит некоторый стереотип межличностных контактов, который когда-то в прошлом был закреплен на нем как часть его личности.
Каждый человек обладает личностными качествами, привычками и предубеждениями, которые, неизбежно влияют на характер контактов с другими людьми.
Столкновения могут сопровождать конфликт, вскрывая источник разногласий, могут играть позитивную роль в коллективе. Именно эта особенность столкновений позволяет ученым говорить о конструктивности конфликта. Конструктивные конфликты в организации возникают по принципиальным проблемам, имеющим отношение, прежде всего к трудовой сфере деятельности. Кто-то любит трудиться и более ответственен, осознавая свою значимость на рабочем месте, кто-то ориентируется на личные ценности, не связанные с работой. Но, как только решается проблема, из-за которой возникли разногласия, такой конфликт исчезает. Проблема заключается в том, что любой деловой конфликт имеет тенденцию перерастать в эмоциональный, и тогда он приобретает деструктивные характеристики. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации. Иными словами, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации, или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Именно от этого зависят последствия конфликта.[3]
Каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, который связан либо с технологическими и организационными проблемами, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон. Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, то есть конкретных лиц, являющихся его участниками. И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин. Как видно, структура конфликта представлена противоречием, его негативно окрашенным отражением человеком или группой, и противодействием, возникающим при попытке разрешать это противоречие.
Психологи приходят к единому мнению, что, пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций.[3]
В современной психологии традиционно различают такие основные элементы конфликта:
1) стороны (участники, субъекты) конфликта;
2) условия протекания конфликта;
3) образы конфликтной ситуации (предмет конфликта);
3) возможные действия участников конфликта;
4) исход конфликтной ситуации.
Стороны (участники, субъекты) конфликта — участники
[3] Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.
конфликтного взаимодействия, конфликтующие или противоположные стороны в конфликте, которые могут быть представлены как отдельным индивидом, так и группой или социальной структурой. Участники, имеющие собственную точку зрения, собственное мнение и способные изложить его, становятся оппонентами.
Условия протекания конфликта. Характер любого разногласия в существенной степени определяется внешней средой. Выделяют такие важнейшие условия протекания конфликта:
• пространственные (сфера возникновения и проявления конфликта, условия и причины его возникновения, конкретные формы проявления и результаты конфликта, средства и действия, используемые сторонами в конфликте);
• временные (длительность, частота и повторяемость конфликта, продолжительность участия в конфликте каждой из сторон, временные характеристики каждого из этапов развития конфликта);
• социально-психологические (особенности психологического климата в группе, тип и уровень взаимодействия (общения), степень конфронтации и особенности психологического состояния участников конфликта, а также диапазон и уровень вовлеченности в противоречие интересов различных социальных групп — семейных, профессиональных, половых, этнических, национальных).
Образы конфликтной ситуации (предмет конфликта) являются своеобразным опосредованным звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением — с другой. На рис. 1 показана взаимосвязь образа конфликтной ситуации, характеристик участников и условий протекания конфликта.
Образы конфликтной ситуации, которые иногда называют своеобразными идеальными картами ситуации, включают следующие элементы:
• представления участников конфликта о себе (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. п.);
• представления участников конфликта о противоположной стороне (о потребностях, целях, ценностях, возможностях других участников конфликта и т. п.);
Характеристика участников конфликта | Условия протекания
Конфликта | |
Обзор конфликтной ситуации |
• представления участников конфликта о среде и условиях протекания конфликта.
Рис 1.Взаимосвязь образа конфликтной ситуации, характеристик участников и условий протекания конфликтов
Возможные действия участников конфликта. В основу классификации действий в конфликте положены:
Разнообразие действий участников конфликта можно объединить в несколько общих классов или типовых стратегий поведения в конфликте. Чаще всего различают такие стратегии поведения в конфликтах (общие схемы действий):
Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий или общих схем действий, но иногда доминирует одна из них. Часто конфликт начинается с кооперативного поведения, в случае неудачи прибегают к соперничающей стратегии, которая также может оказаться неэффективной. Тогда вновь обращаются к проблемно-решающей стратегии, что способствует успешному разрешению конфликта.[4]
Рис
2. Структура конфликтной
[4] http://www.igidravlika.com/
1.2 Предпосылки и механизм возникновения конфликта для его оценивания в динамике.
Конфликт не возникает вдруг. Причины его накапливаются, зреют иногда довольно длительное время.
В процессе вызревания конфликта можно выделить четыре стадии:
1. Скрытую стадию - обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах «иметь» и «мочь». Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная её причина – стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;