Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 14:34, дипломная работа
Предмет исследования: взаимосвязь стиля руководства классного руководителя и психологического климата в классе. Гипотеза исследования: стиль управления классным коллективом непосредственно влияет на психологический климат в классе. Работа над реализацией цели будет вестись через решение следующих задач: 1. Изучить научную литературу по данной проблеме.
2. Познакомиться с особенностями психологического климата в классном коллективе и его формированием.
3. Изучить основные характеристики стилей руководства ученическом коллективом.
Введение
Глава I. Теоретические основы влияния стиля руководства учителя
на психологический климат школьного коллектива
1.1. Проблема психологического климата школьного коллектива в психолого-педагогической литературе
1.2. Стили руководства учителя школьным коллективом
1.3. Факторы, определяющие психологический климат
в школьном коллективе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению
влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива
2.1 Организация диагностики и методы исследования
2.2 Программа коррекции психологического климата школьного коллектива
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных
Заключение
Список использованной литературы
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных
Через месяц после внедрения в действие наших рекомендаций и проведенной коррекционной программы ещё раз в выбранном нами ранее классе провели социометрическое исследование и “экспресс-методику” по изучению социально-психологического климата (методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета):
Результаты исследования:
1. Социометрическое исследование Дж. Морено
4 «А» класс
В классном коллективе 4 «А» 18 учеников: 9 девочек и 9 мальчиков.
- максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.
= ;
где n – число членов изученной группы.
К – общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы.
Индекс групповой сплоченности = ;
«Индекс групповой сплоченности» несколько ниже нормы (0,6-0,7), его можно оценить только как удовлетворительный. Но это можно объяснить тем, что дети учатся вмести всего около года. Двое детей пришли в класс несколько месяцев назад. Вместе с тем, стремление к сотрудничеству у ребят налицо.
Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников 4 - го класса:
1. Коэффициент благополучия отношений.
КБО = (С1 + С2)/n, = (3+ 5 )/18= 0. 44
где С1 - количество «звезд»,
С2 - количество «предпочитаемых», а n - число учеников в классе.
КБО = 3 + 5 /18*100% = 47%, соответственно : 53% - коэффициент неблагополучия отношений.
Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,4) исследуемого класса определяется как средний.
2. Коэффициент «звездности».
КЗ = С1/n = 3/18 = 0,16
4. Коэффициент «изолированности».
КИ = С4/n,
где С4 - количество «изолированных» в группе. В данной группе ни один ребенок не получил 1 выбор, соответственно « изолированных» в данной группе нет.
При КИ = 0% группа считается благополучной. В классе нет детей - «отверженных», поэтому «индекс изоляции», определяющийся соотношением изолированных учащихся к общему числу членов коллектива, равен нулю, что также подтверждает высокий «уровень благополучия взаимоотношений».
5. Коэффициент взаимности
выборов вычисляется
КВ = SВВ/SВ.
В нашем исследовании КВ = 47/68*100% = 65%Коэффициент взаимности выборов учеников 3 класса характеризуется как высокий. В данном классе нет четких разграничений на группировки.
6. Коэффициент осознанности.
КО = R0/Rx*100%, где R0 - число оправдавшихся ожидаемых выборов,
а Rx - число ожидаемых выборов.
В нашем исследовании КО = 68/153*100% = 45%, следовательно, коэффициент осознанности высок.
Таким образом, можно сказать, что класс представляет собой развивающийся коллектив. Наличие в классе 10 неавторитетных, то есть минимально включенных в межличностное взаимодействие школьников вызывает тревогу, но отсутствие «изгоев» характеризует группу как высокостатусную, с высоким уровнем межличностных отношений. Анализируя мотивы взаимных выборов учащихся, можно сделать вывод о том, что превалируют общественные мотивы над личными (совместная учеба, участие в коллективном походе, спортивные мероприятия). Индекс сплоченности классного коллектива равняется 0,47 – это означает, что коллектив имеет достаточно высокую групповую сплоченность, внешне она проявляется достаточно сдержанно. Индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе, т.е. в группе практически нет деления на разобщенные группировки. При необходимости все микрогруппы класса включаются в совместную деятельность и взаимодействуют между собой.
Можно сделать следующие выводы:
Межличностные отношения в группе проявляются, прежде всего, в атмосфере группы, ее психологическом климате;
Межличностные отношения разворачиваются как процессы коммуницирования, межличностного восприятия и взаимодействия;
Школьное объединение - это своеобразное наложение формальной структуры организации на неформальную структуру взаимоотношений детей;
Таблица 5
Показатели психологического климата по экспресс-методике
Показатели Класса |
Коэффициенты | ||
Эмоциональный |
Поведенческий |
Когнитивный | |
4 а класс |
0,56 |
0,30 |
0,14 |
Уже при проведении методик было видно, что данные учителю рекомендации по организации взаимодействия с учениками благоприятно повлияли на психологический климат класса. После обработки результатов мы в этом убедились до конца. Класс стал сплоченнее, количество детей-одиночек уменьшилось. Настроение детей значительно улучшилось (доброжелательные улыбки, смех), они с большой радостью и хорошим настроением приходили в школу, прекратились ссоры и драки (учащиеся выслушивают позиции друг друга и пытаются находить оптимальный выход). Ученики стали намного миролюбивее и терпеливее друг к другу. Они стали общаться не только в школе, но и за её пределами. По словам учителя, дети активнее стали себя вести на уроках, из-за чего количество информационной насыщенности увеличилось. Учителю стало проще работать с детьми, находить с ними общий язык. Дети стали легко идти на контакт с учителем, они перестали его бояться. Состояние психологического климата, в отличие от прошлого раза, стало в целом благоприятным .
Вывод по 2 главе:
Итак, исследования показали, что стиль общения учителя серьезно влияет на психологический климат в коллективе, на то, как часто возникают, как протекают и разрешаются конфликты в среде ребят и между учениками и учителем. От стиля во многом зависит эмоциональное самочувствие учеников, психологический климат в коллективе. Стиль руководства влияет и на формирование определенных черт личности школьника.
Обобщая все вышесказанное, можно заключить, что младший школьный возраст является очень ответственным периодом в жизни ребенка. Основной фигурой в это время для школьника становится его учитель. Отношения, которые складываются между ними, определяют все дальнейшее развитие личности ребенка, его психологическое здоровье. Взаимодействие между школьником и учителем осуществляется в процессе педагогического общения. Важной характеристикой этого общения является стиль, а в стиле общения учителя находит выражение его личность.
Все поставленные в данной
работе задачи выполнены. Мы выяснили,
что благоприятный
На стадии младшего школьного
возраста учитель является
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что для успешного взаимодействия педагога и учащихся начальных классов необходимо наличие у педагога следующих педагогических качеств и способностей:
Среди многообразных
факторов успешности
Стиль представляет собой индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Оптимальный стиль общения, демократический (сотрудничающий), мы доказали это экспериментально, создает в классе атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Педагогическое общение осуществляется в рамках определенного стиля. Также для поддержания эмоционального благополучия в классе учителю необходимо организовывать разнообразные виды деятельности. В нашем случаи это: познавательная, художественная, коммуникативная, трудовая, спортивная и общественная деятельности. Особое внимание следует уделять и многообразию видов отношений (сотрудничества, взаимного интереса, взаимного доверия, взаимопомощи).
Основная гипотеза данного исследования: успешное формирование социально-психологического климата класса возможно при условии, если: 1)в деятельности педагога преобладает демократический стиль отношений, а доминирующей формой общения является диалог; 2)организуется многообразие видов деятельностей и отношений - подтвердилась. С помощью полученных экспериментальных данных было доказано, что существуют отличия в особенностях личности учителей с разными стилями педагогического общения. Но, не смотря на выявленные отличия, в особенностях личности исследуемых педагогов были обнаружены и общие качества, характерные для каждого представителя педагогического коллектива в независимости от стиля общения.
Список использованной литературы
2. Аликина Г.В. Изучение
психологического климата
3. Аникеева Н.П. Групповой поведенческий тренинг /Электронная библиотека.
4. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2000. – 624с.
5. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ- Медиа, 2008. – 134с.
6. Амонашвили Ш.А. «Педагогическая симфония», М., МЦР, 2002.
7. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1977.
8. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.
9. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.., 2000.
10.Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
12. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. – М.: Изд.: Речь, серия: Психологический практикум, 2008. – 688с.
13. Головей Л.А. Развитие личности ребенка от 7 до 11 лет. – М.: Изд.: Речь, серия: Психология детства, 2006. – 640с.
14. Горбачева Н.А. Развивающее педагогическое взаимодействие учителей с учащимися в образовательных учреждениях: Учебно-методические рекомендации. – Коломна: КГПИ, 2002. – 64с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. – М.: Просвещение, 2000. – 480с.
16. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002
17. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. Субвенция – 2-е изд., доп. – Мн.: Тетра Системс, 2000
18. Коломинский Я.Л. Психология педагогического взаимодействия. – М.: Изд. Речь, 2007. – 240с.
Информация о работе Влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива