Влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 14:34, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования: взаимосвязь стиля руководства классного руководителя и психологического климата в классе. Гипотеза исследования: стиль управления классным коллективом непосредственно влияет на психологический климат в классе. Работа над реализацией цели будет вестись через решение следующих задач: 1. Изучить научную литературу по данной проблеме.
2. Познакомиться с особенностями психологического климата в классном коллективе и его формированием.
3. Изучить основные характеристики стилей руководства ученическом коллективом.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы влияния стиля руководства учителя
на психологический климат школьного коллектива
1.1. Проблема психологического климата школьного коллектива в психолого-педагогической литературе
1.2. Стили руководства учителя школьным коллективом
1.3. Факторы, определяющие психологический климат
в школьном коллективе

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению
влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива
2.1 Организация диагностики и методы исследования
2.2 Программа коррекции психологического климата школьного коллектива
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 609.00 Кб (Скачать)

 

2.3 Анализ и интерпретация полученных данных

 

Через месяц после внедрения в действие наших рекомендаций и  проведенной коррекционной программы ещё раз в выбранном нами ранее классе провели социометрическое исследование и “экспресс-методику” по изучению социально-психологического климата (методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета):

Результаты исследования:

1. Социометрическое исследование Дж. Морено

4 «А» класс

В классном коллективе 4 «А» 18 учеников: 9 девочек и 9 мальчиков.

 - максимально возможное число  взаимных выборов в данной  группе.

= ;

где n – число членов изученной группы.

К – общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы.

Индекс групповой сплоченности = ;

«Индекс групповой сплоченности» несколько ниже нормы (0,6-0,7), его можно оценить только как удовлетворительный. Но это можно объяснить тем, что дети учатся вмести всего около года. Двое детей пришли в класс несколько месяцев назад. Вместе с тем, стремление к сотрудничеству у ребят налицо.

Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников 4 - го класса:

1. Коэффициент благополучия  отношений.

КБО = (С1 + С2)/n, = (3+ 5 )/18= 0. 44

где С1 - количество «звезд»,

С2 - количество «предпочитаемых», а n - число учеников в классе.

КБО = 3 + 5 /18*100% = 47%, соответственно : 53% - коэффициент неблагополучия отношений.

Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,4) исследуемого класса определяется как средний.

2. Коэффициент «звездности».

КЗ = С1/n = 3/18 = 0,16

4. Коэффициент «изолированности».

КИ = С4/n,

где С4 - количество «изолированных» в группе. В данной группе ни один ребенок не получил 1 выбор, соответственно « изолированных» в данной группе нет.

При КИ = 0% группа считается благополучной. В классе нет детей - «отверженных», поэтому «индекс изоляции», определяющийся соотношением изолированных учащихся к общему числу членов коллектива, равен нулю, что также подтверждает высокий «уровень благополучия взаимоотношений».

5. Коэффициент взаимности  выборов вычисляется отношением  суммы взаимных выборов в группе  к сумме всех произведенных испытуемыми выборов. Он выражает характер отношений, существующий в группе, может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.

КВ = SВВ/SВ.

 

В нашем исследовании КВ = 47/68*100% = 65%Коэффициент взаимности выборов учеников 3 класса характеризуется как высокий. В данном классе нет четких разграничений на группировки.

6. Коэффициент осознанности.

КО = R0/Rx*100%, где R0 - число оправдавшихся ожидаемых выборов,

а Rx - число ожидаемых выборов.

В нашем исследовании КО = 68/153*100% = 45%, следовательно, коэффициент осознанности высок.

Таким образом, можно сказать, что класс представляет собой развивающийся коллектив. Наличие в классе 10 неавторитетных, то есть минимально включенных в межличностное взаимодействие школьников вызывает тревогу, но отсутствие «изгоев» характеризует группу как высокостатусную, с высоким уровнем межличностных отношений. Анализируя мотивы взаимных выборов учащихся, можно сделать вывод о том, что превалируют общественные мотивы над личными (совместная учеба, участие в коллективном походе, спортивные мероприятия). Индекс сплоченности классного коллектива равняется 0,47 – это означает, что коллектив имеет достаточно высокую групповую сплоченность, внешне она проявляется достаточно сдержанно. Индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе, т.е. в группе практически нет деления на разобщенные группировки. При необходимости все микрогруппы класса включаются в совместную деятельность и взаимодействуют между собой.

Можно сделать следующие выводы:  

Межличностные отношения в группе проявляются, прежде всего, в атмосфере группы, ее психологическом климате;

Межличностные отношения разворачиваются как процессы коммуницирования, межличностного восприятия и взаимодействия;

Школьное объединение - это своеобразное наложение формальной структуры организации на неформальную структуру взаимоотношений детей;

 

 

  1. “Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата (методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета): 

Таблица 5

Показатели психологического климата по экспресс-методике

Показатели

Класса

Коэффициенты

Эмоциональный

Поведенческий

Когнитивный

4 а класс

0,56

0,30

0,14


 

Уже при проведении методик было видно, что данные учителю рекомендации по организации взаимодействия с учениками благоприятно повлияли на психологический климат класса. После обработки результатов мы в этом убедились до конца. Класс стал сплоченнее, количество детей-одиночек уменьшилось.  Настроение детей значительно улучшилось (доброжелательные улыбки, смех), они с большой радостью и хорошим настроением приходили в школу, прекратились ссоры и драки (учащиеся выслушивают позиции друг друга и пытаются находить оптимальный выход). Ученики стали намного миролюбивее и терпеливее друг к другу. Они стали общаться не только в школе, но и за её пределами. По словам учителя, дети активнее стали себя вести на уроках, из-за чего количество информационной насыщенности увеличилось. Учителю стало проще работать с детьми, находить с ними общий язык. Дети стали легко идти на контакт с учителем, они перестали его бояться. Состояние психологического климата, в отличие от прошлого раза, стало в целом благоприятным .

Вывод по 2 главе:

Итак, исследования показали, что стиль общения учителя серьезно влияет на психологический климат в коллективе, на то, как часто возникают, как протекают и разрешаются конфликты в среде ребят и между учениками и учителем. От стиля во многом зависит эмоциональное самочувствие учеников, психологический климат в коллективе. Стиль руководства влияет и на формирование определенных черт личности школьника.

Обобщая все вышесказанное, можно заключить, что младший школьный возраст является очень ответственным периодом в жизни ребенка. Основной фигурой в это время для школьника становится его учитель. Отношения, которые складываются между ними, определяют все дальнейшее развитие личности ребенка, его психологическое здоровье. Взаимодействие между школьником и учителем осуществляется в процессе педагогического общения. Важной характеристикой этого общения является стиль, а в стиле общения учителя находит выражение его личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

          Все поставленные в данной  работе задачи выполнены. Мы выяснили, что благоприятный психологический  климат может развиваться только  при правильном влиянии на  него учителя и хорошо сформированном педагогическом общении (правильно выбранным стилем руководства – демократический или сотрудничающий).

          На стадии младшего школьного  возраста учитель является старшим  помощником, наставником, другом. Учитель  играет большую роль в формировании  психологического климата детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитание. Он является одним из главных взрослых людей для детей этого возраста, а также ключевой фигурой в организации педагогического взаимодействия.

          Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что для успешного взаимодействия педагога и учащихся начальных классов необходимо наличие у педагога следующих педагогических качеств и способностей:

  1. интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность коммуникативные качества;
  2. способность эмоциональной эмпатии и понимания детей;
  3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей детей;
  4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
  5. умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами;
  6. способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
  7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
  8. хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
  9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на детей в требуемом направлении;
  10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение и т.д.);
  11. не следует бояться признавать свои ошибки;
  12. организация многообразия видов деятельности.

 Среди многообразных  факторов успешности педагогической деятельности и общения важная роль принадлежит свойствам личности учителя. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности. Особенности личности учителя находят свое выражение в стиле педагогического общения.

           Стиль представляет собой индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Оптимальный стиль общения, демократический (сотрудничающий), мы доказали это экспериментально, создает в классе атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Педагогическое общение осуществляется в рамках определенного стиля. Также для поддержания эмоционального благополучия в классе учителю необходимо организовывать разнообразные виды деятельности. В нашем случаи это: познавательная, художественная, коммуникативная, трудовая, спортивная и общественная деятельности. Особое внимание следует уделять и многообразию видов отношений (сотрудничества, взаимного интереса, взаимного доверия, взаимопомощи).

Основная гипотеза данного исследования: успешное формирование социально-психологического климата класса возможно при условии, если: 1)в деятельности педагога преобладает демократический стиль отношений, а доминирующей формой общения является диалог; 2)организуется многообразие видов деятельностей и отношений - подтвердилась. С помощью полученных экспериментальных данных было доказано, что существуют отличия в особенностях личности учителей с разными стилями педагогического общения. Но, не смотря на выявленные отличия, в особенностях личности исследуемых педагогов были обнаружены и общие качества, характерные для каждого представителя педагогического коллектива в независимости от стиля общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1993.

2. Аликина Г.В. Изучение  психологического климата классов  у младших и старших подростков/Электронная библиотека.

3. Аникеева Н.П. Групповой поведенческий тренинг /Электронная библиотека.

4. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2000. – 624с.

   5. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-     Медиа, 2008. – 134с.

    6. Амонашвили Ш.А. «Педагогическая симфония», М., МЦР, 2002.

    7. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1977.

    8. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.

    9. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.., 2000.

10.Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

11. Баныкина С. Конфликты в школе – можно ли их избежать? //Воспитание школьников, март – апрель, 1997.

12. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. – М.: Изд.: Речь, серия: Психологический практикум, 2008. – 688с.

13. Головей Л.А. Развитие личности ребенка от 7 до 11 лет. – М.: Изд.: Речь, серия: Психология детства, 2006. – 640с.

14. Горбачева Н.А. Развивающее педагогическое взаимодействие учителей с учащимися в образовательных учреждениях: Учебно-методические рекомендации. – Коломна: КГПИ, 2002. – 64с.

15. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. – М.: Просвещение, 2000. – 480с.

16. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002

17. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. Субвенция – 2-е изд., доп. – Мн.: Тетра Системс, 2000

18. Коломинский Я.Л. Психология педагогического взаимодействия. – М.: Изд. Речь, 2007. – 240с.

Информация о работе Влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива