Влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 14:34, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования: взаимосвязь стиля руководства классного руководителя и психологического климата в классе. Гипотеза исследования: стиль управления классным коллективом непосредственно влияет на психологический климат в классе. Работа над реализацией цели будет вестись через решение следующих задач: 1. Изучить научную литературу по данной проблеме.
2. Познакомиться с особенностями психологического климата в классном коллективе и его формированием.
3. Изучить основные характеристики стилей руководства ученическом коллективом.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы влияния стиля руководства учителя
на психологический климат школьного коллектива
1.1. Проблема психологического климата школьного коллектива в психолого-педагогической литературе
1.2. Стили руководства учителя школьным коллективом
1.3. Факторы, определяющие психологический климат
в школьном коллективе

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению
влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива
2.1 Организация диагностики и методы исследования
2.2 Программа коррекции психологического климата школьного коллектива
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 609.00 Кб (Скачать)
  1. 1.Нет, конечно.
  2. Скорее нет, чем да.
  3. Не знаю, не задумывался об этом.
  4. Скорее да, чем нет.
  5. Да, конечно.

III.Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:

А) Деловых качеств большинства членов класса.

  1. Да.
  2. Пожалуй, да.
  3. Не знаю, не задумывался над этим.
  4. Пожалуй, нет.
  5. Нет.

Б) Личных качеств большинства членов класса.

  1. Да.
  2. Пожалуй, да.
  3. Не знаю, не задумывался над этим.
  4. Пожалуй, нет.
  5. Нет.

IV. Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 характеризует класс, который вам очень нравится, а цифра 9 - класс, который вам очень не нравится. В какую цифру вы поместите ваш класс.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

V. Если бы у вас  появилась возможность провести  каникулы с членами вашего  класса, то как бы вы к этому  отнеслись?

  1. Это меня бы вполне устроило.
  2. Не знаю, не задумывался над этим.
  3. Это меня бы совершенно не устроило.

VI. Могли бы вы с  достаточной уверенностью сказать  о большинстве членов вашего  класса, с кем они охотно общаются  по различным вопросам?

  1. Нет, не мог бы.
  2. Не могу сказать, не задумывался над этим.
  3. Да, мог бы.

VII. Какая атмосфера обычно преобладает в вашем классе?

Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 соответствует нездоровой, недружеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения. К какой из цифр вы отнесли бы свой класс?

1 2 3 4 5 6 7 8 9

VIII. Как вы думаете, если  бы вы заболели, или долго не  появлялись по какой-либо причине  в школе, стремились бы вы встречаться  с членами вашего класса?

  1. Да, конечно.
  2. Скорее да, чем нет.
  3. Затрудняюсь ответить.
  4. Скорее нет, чем да.
  5. Нет, конечно.

Обработка результатов:

Анализируются 3 компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в классе. Каждый из них тестируется 3 вопросами: I, IV и VII относятся к эмоциональному компоненту; II, V и VIII - к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами III и VI, причем вопрос III содержит 2 вопроса - причем ответ на каждый из них принимает, только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента, полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

    • положительная оценка (к этой категории относятся сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий имеет любой другой знак).
    • отрицательная оценка (сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком).
    • неопределенная, противоречивая оценка (когда на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №6

Игра-тест "Альпинист".

На доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте".

Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.)

 

 

 

 

 

 

Приложение №7

Игра-проект "Символика моего класса"

"Видите, ребята, что мы  только чуть больше половины  пути прошли. Давайте попробуем  покорить вершину все вместе! Вы готовы? (Ответ детей.)

Попробуем!? С чего же начать? Знаю! Чем отличается Россия от других стран? А какие атрибуты? (Флаг - триколор, герб - двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем - Россию!

Есть идея: а что если мы придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз - краткое изречение, выражающее суть нашего объединения - класса. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза класса. Главное условие - они, эти символы, должны выразить мнение всех и способствовать объединению. Вы согласны?.. (Ответ детей.) Тогда начинаем. Нам понадобятся цветные карандаши и, главное, хорошее настроение.

1 этап "Объединение": Работу мы выполнять будем в группах по 4 человека. Для того чтобы образовать группы, каждому из вас необходимо подойти ко мне и взять фрагмент картинки, а после найти еще 3 человек, у которых находятся оставшиеся три части картинки. В результате сложить части и получится целое. Эта работа оценивается по двум критериям: 1 - быстрота объединения в группу и 2 - вежливость и такт при объединении. Таким образом, действия каждого участника оцениваются по пятибалльной шкале, а сумма оценок четырех участников - это результат (балл) группы!

2 этап: Раздаются ватманы, из расчета по половине листа на группу. Дается установка на то, что сейчас от каждого в группе зависит общий итог работы. Учитель также говорит о том, что защита проектов будет проходить по трем номинациям:

  • название класса;
  • девиз класса (краткое изречение, можно привести любой пример);
  • символ класса.

Главное условие - проект должен объединить весь класс.

3 этап: Защита группами своих проектов.

4 этап: Обсуждение (какие работы понравились больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывались)

3. Упражнение "Создание правил  и законов нашего класса".

Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.

Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.

Творческое задание ребятам: методом "мозгового штурма" разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования - записать на листе ватмана и поставить подписи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №8

 

Создание "Дневника класса"

 

Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему "Что я люблю и чего я не люблю". Эти записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место - ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников - рассказать им о правилах класса, показать "Дневник" и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 9

Занятие 1.

Вводное. Знакомство.

Цели: знакомство участников группы, установление связей, формирование умения вести позитивный внутренний разговор о себе.

  1. Установка на работу, правила: избегать непосредственных оценок друг друга, обращаться по именам, высказывать мысли и чувства, возникшие «здесь и теперь».
  2. Знакомство в форме игры «Снежный ком»: каждый сидящий в круге перед тем, как назвать свое имя, повторяет все имена, которые были названы перед ним. Имя может быть настоящим и вымышленным. Это имя на все групповые встречи.
  3. Разминка - двигательные упражнения «Поменяйтесь местами» Установка: узнать друг о друге как можно больше.
  4. Игра «Без ложной скромности».

Материалы: Большой лист бумаги (размера А3) и восковые мелки.

Инструкция: Обычно всем людям нравится, когда их хвалят. Чья похвала нравится вам больше всего? Говорите ли вы сами что-то хорошее о себе? Что, например?

Когда мы говорим о себе хорошо, это помогает нам добиваться в жизни успеха, переживать сложные ситуации и доводить до конца трудные дела. Это помогает нам действительно становиться лучше.

Я хотела бы, чтобы вы сейчас подумали о трех вещах, которым вы хотели бы научиться или которые хотели бы сделать лучше, чем сейчас. Выбрав эти три вещи, представьте себе, что вы уже умеете делать их. Сформулируйте это в утвердительной форме. Например: «Я отлично пробегаю 100-метровку», «Я пишу интересные сочинения», «Я очень хорошо плаваю»…

Теперь возьмите лист бумаги и запишите эти фразы большими буквами. Возьмите восковые мелки и украсьте буквы, которыми написаны эти предложения.

По завершении упражнения, каждый ребенок показывает свой маленький плакат классу и громко зачитывает то, что на нем написано.

Анализ игры - учитель обращается к каждому ребенку:

Понравилась ли тебе эта игра?

  • Легко ли тебе было говорить о своих успехах?
  • Узнал ли ты новое о ребятах?

Затем следует общее обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 10

Занятие 2.

Наши чувства.

Цели: знакомство с чувствами и состояниями человека; обучение отреагированию агрессивности, враждебности; осознание причин, особенностей, последствий агрессивного, вспыльчивого поведения детьми; стимуляция двигательной активности, положительных эмоций.

  1. Ритуал приветствия. Участники группы здороваются друг с другом по имени с прибавлением к нему положительных качеств характера или внешности данного человека.
  2. Разминка - идут по кругу под музыку и «передают» друг другу - хлопки, чувство радости, восхищения, одиночества и пр.
  3. Впечатления от 1-го занятия.
  4. Беседа об эмоциях, чувствах человека - «Путешествие по лесу».

Представьте, что мы пришли в лес. Кругом тишина, день солнечный, теплый, птицы поют. Изобразите ваше настроение. Это эмоция довольства, спокойствия. Вдруг в чаще послышался хруст веток, шуршание. Неужели это медведь? Мы испугались! (Изображают на лицах страх.) Какая эмоция подходит? (Эмоция страха, испуга) и т.д., знакомятся с эмоциональными состояниями человека.

 

 


 



Информация о работе Влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива