Влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 14:34, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования: взаимосвязь стиля руководства классного руководителя и психологического климата в классе. Гипотеза исследования: стиль управления классным коллективом непосредственно влияет на психологический климат в классе. Работа над реализацией цели будет вестись через решение следующих задач: 1. Изучить научную литературу по данной проблеме.
2. Познакомиться с особенностями психологического климата в классном коллективе и его формированием.
3. Изучить основные характеристики стилей руководства ученическом коллективом.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы влияния стиля руководства учителя
на психологический климат школьного коллектива
1.1. Проблема психологического климата школьного коллектива в психолого-педагогической литературе
1.2. Стили руководства учителя школьным коллективом
1.3. Факторы, определяющие психологический климат
в школьном коллективе

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению
влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива
2.1 Организация диагностики и методы исследования
2.2 Программа коррекции психологического климата школьного коллектива
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 609.00 Кб (Скачать)

И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге "Делай, что исповедуешь", которые могут быть полезны педагогам:

  1. Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
  2. Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
  3. Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
  4. Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
  5. Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
  6. Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.
  7. Забудьте о покровительственном тоне.
  8. Создавайте условия, а не диктуйте их.
  9. Верьте людям, с которыми работаете.
  10. Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.
  11. Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
  12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

Исходя из всего перечисленного,  соблюдая все принципы,  мы предлагаем программу коррекции психологического климата в 4 «а» классе, так как именно в этом классе выявлен авторитарный стиль руководства:

     В ноябре 2012 года с младшими школьниками из экспериментальной группы нами были проведены занятия по формированию благоприятного психологического климата в коллективе.

Цель: создание благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.

Задачи:

оптимизация межличностных отношений младших школьников;

повышение уровня коммуникативных способностей у младших школьников;

снижение уровня агрессивности у младших школьников;

оптимизация уровня эмпатии у младших школьников.

Особенности организации.

Возраст участников занятий: 10 - 11 лет.

Численный состав группы:18 человек.

Количество занятий: 8.

Продолжительность занятия: 20-30 минут.

Тематический план

1. «Я» и «мы» Вводное. Знакомство

2.Наши чувства

3.Наши поступки 

4.Учимся выражать себя 

5.Учимся понимать других

6. «Мир вокруг нас»

7. «Сильнее всех - владеющий собой»

8. «Как мир меняется, и как я сам меняюсь»


 

Занятие 1.

Вводное. Знакомство.

Цели: знакомство участников группы, установление связей, формирование умения вести позитивный внутренний разговор о себе. Приложение № 10

  1. Игра «Неожиданная картинка».

Материалы: один лист бумаги (размер А3), восковые мелки.

Инструкция: Начинаем рисовать общую картинку, постараемся передать то настроение, которое сейчас у вас. Рисуете 2-3 минуты. По моей команде перестаете рисовать и передаете лист вашему соседу слева. Он продолжает рисовать начатую картинку.

Игру можно оживить музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети передают рисунок.

Анализ игры - учитель обращается к каждому ребенку: - Нравится ли вам картина? Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки? Отличается ли картина от тех, которые ты обычно рисуешь? Затем следует Общее обсуждение.

  1. Домашнее задание: Написанные плакаты повесить на стенку. Чем чаще вы будете смотреть на них, тем легче вам будет добиться того, чтобы эти слова стали правдой.
  2. Ритуал группового прощания: Дети встают в круг, смотрят в глаза друг другу, улыбаются. Кладут руки друг другу на плечи, совершают плавные движения вправо, влево.

Занятие 2.

Наши чувства.

Цели: знакомство с чувствами и состояниями человека; обучение отреагированию агрессивности, враждебности; осознание причин, особенностей, последствий агрессивного, вспыльчивого поведения детьми; стимуляция двигательной активности, положительных эмоций. Приложение № 11

  1. Игра «Полотенцем вкруговую машу, злым ветром себя назову!».

Один участник (самый тревожный или самый агрессивный) выбирается мухоловом, другие - мухами. Учитель показывает, как надо играть: - Я буду злым ветром, а вы - мухами. Я буду вас бить полотенцем, а вы бегайте и дразните меня необидными словами (можно названиями овощей, фруктов). Кого я задену полотенцем, замирает, считает до 10, затем снова играет. Правила: нельзя толкать других, нельзя выходить из круга, если ты «злой ветер».

Игра проходит под живую музыку в разных вариантах: с пиканьем мух и без писка (для овладения двигательной расторможенностью).

  1. Анализ игры - учитель обращается к каждому ребенку, затем следует общее обсуждение.
  2. Рефлексия.
  3. Домашнее задание: Открыть тетради-дневники. Там написать и закончить фразы «Сегодня я понял …», «Меня удивило…», «Я почувствовал…», «Думаю…».
  4. Ритуал группового прощания.

Занятие 3.

Наши поступки.

Цели: Коррекция отрицательных эмоций, развитие рефлексии, самокритики, снижение эмоционального напряжения, агрессивности; обучение адаптивным навыкам поведения; развитие коммуникативных навыков общения.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка - упражнение «Идет дождь»: - Представьте, что у вас один зонтик на всех. Подул ветер, изобразите. Началась гроза, пошел дождь. (Дети изображают).
  3. Впечатления от прошедших занятий, чтение выполненного домашнего задания.
  4. Игра «Баба Яга».

Дети сидят на стульях в кругу лицом друг к другу. Учитель просит показать, какие бывают выражения лица, жесты, позы у взрослых, когда те сердятся на них.

  • За что взрослые чаще всего сердятся на вас?
  • Ребята разыгрывают 2 сценки.
  • Как ругают вас старшие? Грозят наказать, берут ремень?
  • Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, боитесь?

Разыгрывается сценка, обсуждаются данные поступки, чувства другого человека. Затем ребята меняются ролями, стараются решить трудную ситуацию без конфликта.

Анализ игры.

  1. Развитие рефлексии: - Напишите в своих тетрадях 5 своих положительных качеств характера и 5 - отрицательных.

Обсуждение написанного может быть более или менее глубоким в зависимости от готовности группы.

  1. Игра «Щит и меч».

Один участник держит «щит», другие бьют по нему мячами, потом меняются ролями. Преподаватель:

  • Я «щит» возьму, буду защищаться, а ты пытайся в меня мячом попасть. Я буду дразнить, а ты не обижайся.

Правила-ограничения: Нельзя бросать мяч раньше условного сигнала. Если защищаешься, нельзя выходить из круга. Нельзя метиться в ноги мячом.

Игра проходит под подвижную музыку.

  1. Анализ игры.
  2. Рефлексия.
  3. Домашнее задание: Дописать фразы: «Сегодня меня раздражало…», «Мне трудно…», »Мне очень понравилось…».
  4. Ритуал прощания.

Занятие 4 .

Учимся выражать себя

Цели: Обучение осознанию причин, особенностей, последствий агрессивного поведения, умению отреагировать на него через слово; формирование адаптивных способов поведения, положительного эмоционального фона.

Ритуал приветствия.

Разминка «Повтори!» (пантомимика).

Впечатления от прошедших занятий, обмен внутренними чувствами. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Этюд «В автобусе».

Упражнение на моделирование (провокацию) и преодоление состояния агрессивных реакций.

Ритуал прощания.

Занятие 5.

Учимся понимать друг друга

Цели: развитие эмпатии, обучение умению адекватно выражать свои чувства, оценивать эмоции и чувства других людей, обучение способам саморасслабления, формирование коммуникативных умений и навыков, стимуляция воображения и чувства юмора у детей.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка - игра «Тень». Звучит музыка А.Петрова «Зов синевы» (из кинофильма «Синяя птица»). Дети разбиваются по часовой стрелке на пары (кто с кем сидит в кругу). Один ребенок идет по дороге «через поле», второй - «тень» первого - точно повторяет все его действия.
  3. Впечатления от прошедших занятий, обмен внутренними чувствами, обсуждение выполненного домашнего задания.
  4. Игра «Что изображено на картинке?».
  5. Игра «Три характера».
  6. Анализ игр.
  7. Комплекс успокаивающих упражнений под классическую музыку «На берегу моря»
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание: написать в дневниках: Какие чувства окружающие проявляли к тебе в течение дня? Какие чувства проявлял ты к окружающим?
  10. Ритуал прощания.

Занятие 6.

 Сильнее всех, владеющий собой.

Цели: обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, развитие адекватной самооценки, воображения, эмоциональной грамотности, формирование адаптивных навыков поведения.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка - игра «Слушай команду!». Дети идут под бодрую музыку в колонне друг за другом. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, тотчас ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений.
  3. Впечатления от прошедших занятий, обсуждение выполненного домашнего задания.
  4. Игра «Зеркало».

Группа встает в круг, каждый по очереди выходит в его центр и совершает какие-либо движения. Остальные - «зеркальная комната» - его изображают. Каждое движение должно нести эмоцию. Задача играющих: ее определить и правильно назвать. Инструкция находящемуся в центре: «Можно делать все, что угодно, но нельзя касаться зеркал».

  1. Анализ игры. Важно обсудить, что чувствовал каждый из участников, находясь в центре.
  2. Беседа о необходимости владеть собой, об умении сдерживать свои негативные эмоции. Обучение приемам самоконтроля, саморегуляции. Игра «Безмолвный крик».
  3. Игра «Король».
  4. Рефлексия.
  5. Домашнее задание: Разделите пополам лист бумаги и запишите 7 раз в столбик «Я должен…». А теперь, дома, закончите эти фразы, каждую по-своему. Напишите, что вы должны в своей жизни. Напротив каждой фразы, начинающейся с «Я должен…», напишите »Я хочу…».
  6. Ритуал прощания.

Занятие 7.

Как мир меняется, и как я сам меняюсь

Цели: коррекция негативных эмоций, враждебности, агрессивности, обучение адаптивным навыкам поведения, развитие критики и самокритики, формирование адекватной самооценки.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка - подвижная игра «Дракон кусает свой хвост» под музыку Д. Нуриева «Восточный танец».
  3. Обмен впечатлениями от прошедших занятий. Обсуждение выполненного домашнего задания.
  4. Игра «Спустить пар».
  5. Анализ игры.
  6. Игра «Довольный - сердитый».
  7. Анализ игры. Рефлексия.
  8. Домашнее задание: Рисование на тему «Наше настроение». Дома возьмите лист бумаги и нарисуйте свое настроение, душевное состояние , которое будет у вас в тот момент.
  9. Ритуал прощания.

Занятие 8 .

Мир вокруг нас

Цели: Коррекция эмоциональной сферы, развитие эмпатии, формирование умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развитие рефлексии, формирование положительных нравственных качеств, навыков адаптивного поведения.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка - игра «Чунга-Чанга» (под музыку В.Шаинского).
  3. Обсуждение прошедших занятий, выполненного домашнего задания.
  4. Игра «День Рождения».
  5. Рисование «Наша дружная семья» на большом листе ватмана.
  6. Рефлексия итоговая.

7.Ритуал прощания.

Таким образом, мы провели с младшими школьниками систему взаимоувязанных занятий по развитию у детей коммуникативных навыков, личностных качеств, способствующих установлению благоприятного психологического климата в их коллективе.

Информация о работе Влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива