Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 14:34, дипломная работа
Предмет исследования: взаимосвязь стиля руководства классного руководителя и психологического климата в классе. Гипотеза исследования: стиль управления классным коллективом непосредственно влияет на психологический климат в классе. Работа над реализацией цели будет вестись через решение следующих задач: 1. Изучить научную литературу по данной проблеме.
2. Познакомиться с особенностями психологического климата в классном коллективе и его формированием.
3. Изучить основные характеристики стилей руководства ученическом коллективом.
Введение
Глава I. Теоретические основы влияния стиля руководства учителя
на психологический климат школьного коллектива
1.1. Проблема психологического климата школьного коллектива в психолого-педагогической литературе
1.2. Стили руководства учителя школьным коллективом
1.3. Факторы, определяющие психологический климат
в школьном коллективе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению
влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива
2.1 Организация диагностики и методы исследования
2.2 Программа коррекции психологического климата школьного коллектива
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных
Заключение
Список использованной литературы
В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие. Как показывают исследования у классного руководителя со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Отрицательное отношение к детям, неустойчивость позиции учителя, попадающего под власть своих настроений и переживаний, создают почву для возникновения недоверия, замкнутости, лицемерия, подхалимства и пр.
В целом
исследователи вычленяют три основных
стиля отношения классного руководителя
к классному коллективу: устойчиво-положительный,
пассивно-положительный, неустойчивый.
Но встречаются классные руководители,
у которых отмечаются черты отрицательного
стиля отношения к детям - ситуативно-отрицательного
и даже устойчиво-отрицательного. Вместе
с тем, классный руководитель - это руководитель,
по-разному осуществляющий свое взаимодействие.
В психологии разработаны довольно четкие
черты портрета различных стилей руководства,
в основе которых – взаимодействие педагога
с учащимися. Это такие стили, как: авторитарный
(императивный), демократический (сотрудничающий),
либеральный (попустительский) [23, с.145].
Наиболее эффективным, хотя и трудно реализуемым стилем поведения руководителя в конфликтной ситуации является стиль «сотрудничества». Крайне неблагоприятными стилями является «избегание», «доминирование», «уступчивость», а также «компромисс». Они позволяют достичь лишь временного решения конфликта, позднее, он может появиться вновь [14, с. 26].
Еще один критерий эффективности руководителя, это степень авторитета руководителя. Выделяются три формы авторитета классного руководителя:
Положение
классного руководителя - это постоянный
искус, испытание властью. Дело не только
в субъективизме и личной предвзятости
в оценках и отношении к учащимся. В бюрократически
организованной системе образования классный
руководитель является прежде всего государственным
служащим, чиновником. Его главная задача
- не допускать каких-либо происшествий
и отклонений от официально принятых мнений.
В интересах собственного самосохранения
авторитарно настроенный классный руководитель
станет подавлять самостоятельность учеников,
требуя, чтобы они говорили не то, что думают,
а то, что положено. Причем ему очень легко
убедить себя в том, что он действует так
в интересах самих ребят, страхуя их от
будущих неприятностей. Для подавления
самостоятельной мысли используются и
отметки, и характеристики, и манипулирование
мнением соучеников, давление на родителей.
Результатом такого воздействия станут
конформизм, приспособленчество, двоемыслие.
Авторитарный стиль руководства может
обеспечить кажущуюся эффективность групповой
деятельности и создает крайне неблагоприятный
психологический климат. При таком стиле
задерживается становление коллективистских
качеств. Именно в таких коллективах, по
данным социологов, формируются невротики.
Лучший стиль руководства - демократический.
Хотя количественные показатели здесь
могут быть и ниже, чем при авторитарном
стиле, но у учеников желание работать
не иссякает и в отсутствие педагога. Повышается
творческий тонус, развивается чувство
ответственности, гордость за свой коллектив.
Наихудшим стилем руководства является
либеральный стиль; при нем работа, как
правило, выполняется меньше и качество
ее хуже.
Общение
на основе увлеченности творческой деятельностью
отражает устойчиво-положительное отношение
педагога к детям и делу, стремление совместно
(а значит и демократично) решать вопросы
организации деятельности. Увлеченность
совместным творческим поиском - наиболее
продуктивный для всех участников педагогического
процесса стиль общения, поскольку классные
руководители не управляют школьниками,
а вместе с ними заботятся о делах класса,
школы и т.п. Вместо односторонних воздействий
педагога на учащихся - общая творческая
деятельность.
Суть
стиля общение-дистанция в том, что в системе
взаимоотношений классного руководителя
и учащихся постоянно в качестве важного
ограничителя фигурирует дистанция. Даже
в тех случаях, когда классный руководитель
положительно относится к детям, организация
деятельности ближе к авторитарному стилю,
что снижает общий творческий уровень
совместной работы с учащимися, а значит
этот стиль ведет к педагогическим неудачам.
Крайняя форма общения-дистанции - такой
стиль, как общение-устрашение, который
соединяет в себе отрицательное отношение
к учащимся и авторитарность в способах
организации деятельности. Такой стиль
создает в отношениях с учащимися атмосферу
нервозности, эмоционального неблагополучия,
тормозит творческую деятельность, так
как ориентирует не на программу действий,
а на ее ограничения и запреты. Проявление
либерализма, нетребовательности при
возможном положительном отношении к
детям является стиль общение-заигрывание.
Оно вызвано стремлением завоевать ложный,
дешевый авторитет. Причиной проявления
этого стиля является, с одной стороны,
стремление быстро установить контакт,
желание понравиться классу, а с другой
- отсутствие навыков профессиональной
деятельности. Первые два стиля можно
отнести к так называемому общению- диалогу,
основным признаком которого является
установление особых отношений, определенных
В.А. Сухомлинским словами: «духовная общность,
взаимное доверие, откровенность, доброжелательность».
Диалог с воспитанником предполагает
совместное видение, обсуждение ситуаций.
Другими словами, диалог - это не устремленные
друг на друга взгляды учителя и ученика,
а взгляды того и другого, направленные
в одну сторону. [42, с.236].
Для начала рассмотрим основные составляющие психологического климата. Механизмом формирующего влияния группы на ребенка является психологический климат, а вернее, психологический климат группы.
Психологический
климат группы - это система отношений,
влияющих на самочувствие личности и тем
самым определяющих направленность и
характер деятельности, а, значит, и развития
личности. Он слагается из устойчивых
отношений группы к человеку, к делу, объединяющему
членов группы, к руководителю группы,
а также к событиям, происходящим в группе
и ее пределами [2, с.26].
Психологический климат - чрезвычайно сложный и тонкий феномен, существующий благодаря динамике выражаемых отношений, идущих от одного субъекта к другому. Отношенческое поле климата группы всегда в движении - как некое электромагнитное поле, как световое пространство, заполняемое волнами световых лучей.
Климат группы благоприятен, если названные отношения позитивны. Мера благоприятствия группового климата обусловлена уровнем положительных отношений. Неблагоприятным становится психологический климат, как только одно из этих ключевых отношений принимает свое негативное направление. Если дело неинтересно, если руководителю не доверяют, если неуважительны по отношению друг к другу, если каждый или большинство несет в себе антиобщественную направленность, то климат группы становится разлагающим фактором, тормозящим развитие каждого из группы, в том числе, и того, кто выбивается в лидеры.
Психологический
климат складывается в течение некоторого
времени деятельного существования групп,
рождаясь как устойчивое образование
из многократного воспроизведения социально-психологической
атмосферы, которая, в отличие от климата,
неустойчива и сиюминутна, летуча и переменчива.
Для установления климата необходимо
время и некоторая история жизнедеятельности
группы. Атмосфера - непосредственная
психологическая реакция в виде самочувствия
группы жизненный агент (тревога, повышение
общего тонуса и др.) [17, с.136].
Педагог может влиять на атмосферу, а, изменяя ее, улучшая ее, и каждый раз воссоздавая ее в благоприятных характеристиках, он, конечным порядком, создает климат, как длительную и устойчивую атрибутику группы.
Назовем характеристики психологического климата, благоприятного для личного развития:
- доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;
- защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и готовность оказать помощь;
- работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность группы;
- инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного «Я»;
- мажор и оптимизм как устремление группы к радостным перспективам.
Аналогичны характеристики
неблагоприятного климата группы: агрессивность,
незащищенность, леность, пассивность,
пессимизм, унылость, инертность [17,с.138].
Данные характеристики определяют состояние ребенка в группе, а ключевые отношения в группе обусловливают формирование ценностных отношений ребенка. Первое и второе тесно связаны. Неблагоприятное состояние ребенка препятствует свободному развитию его ценностных отношений. Поэтому педагог, прежде всего, направляет свои профессиональные усилия на создание психологической атмосферы группы.
Психологический
климат продолжает свое воздействие и
тогда, когда в группе нет педагога. Вот
почему А.С. Макаренко замечал, «воспитание
протекает «когда нас нет дома». Социально-ценностный
климат группы - это каждодневное воспроизводство
ценностных отношений вне зависимости
от присутствия либо отсутствия педагогического
контроля, когда дети в полной мере субъекты
проявляемых отношений. Тайна влияния
психологического климата прячется в
свободе субъектного выражения и, следовательно,
в практике ценностного утверждения. [42,
с.236].
Важным фактором благополучия психологического климата являются отношения учителя с группой воспитанников, что выражается в стиле руководства группой и стиле педагогического общения.
Существует целый ряд факторов, определяющих психологический климат в ученическом коллективе. Попробуем их перечислить.
Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на психологический климат класса.
Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру
которой входит классный коллектив (в
нашем случае-школа). [18, с.86].
Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия обучения. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в классе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного психологического климата.
Информация о работе Влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива