Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 14:34, дипломная работа
Предмет исследования: взаимосвязь стиля руководства классного руководителя и психологического климата в классе. Гипотеза исследования: стиль управления классным коллективом непосредственно влияет на психологический климат в классе. Работа над реализацией цели будет вестись через решение следующих задач: 1. Изучить научную литературу по данной проблеме.
2. Познакомиться с особенностями психологического климата в классном коллективе и его формированием.
3. Изучить основные характеристики стилей руководства ученическом коллективом.
Введение
Глава I. Теоретические основы влияния стиля руководства учителя
на психологический климат школьного коллектива
1.1. Проблема психологического климата школьного коллектива в психолого-педагогической литературе
1.2. Стили руководства учителя школьным коллективом
1.3. Факторы, определяющие психологический климат
в школьном коллективе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению
влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива
2.1 Организация диагностики и методы исследования
2.2 Программа коррекции психологического климата школьного коллектива
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных
Заключение
Список использованной литературы
Признак совпадения или несовпадения формальной и неформальной структур позволяет достаточно верно судить о психологическом климате и характере межличностных отношений в классе. Там, где официальные лидеры пользуются уважением, доверием класса, складывается и более здоровый психологический климат с меньшей напряженностью, конфликтностью в отношениях ребят по сравнению с классами, где формальная и неформальная структуры не совпадают.
Эти же выводы подтверждаются сравнением индекса изоляции (ИИ) и уровня благополучия взаимоотношений (УБВ), предложенных Я.Л. Коломинским в качестве диагностических показателей межличностной структуры коллектива. Индекс изоляции (ИИ) определяется соотношением изолированных учащихся к общему числу членов коллектива, чем меньше этот показатель, тем благоприятнее психологический климат коллектива.
УБВ определяется соотношением учащихся, находящихся в благоприятном положении, к тем, кто находится в менее благоприятном положении, не имеет выборов вообще или имеет минимальное количество выборов. В данном случае, напротив, чем больше этот показатель, тем благоприятнее психологический климат коллектива.
Проведенное социометрическое исследование позволило выявить, как соотносятся вышеназванные показатели в коллективах с различным стилем классного руководителя.
Показатели статусной структуры в коллективах с различным стилем классного руководства, %
классы |
Стиль руководства |
индекс изоляции (ИИ) |
уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). |
Психологический климат |
4 а |
Авторитарный |
0.22% |
0.30- низкий 30% |
Не благополучный |
3 а |
Демократический |
0 изолированных |
0.40-средний 47% |
благополучный |
2 б |
Либеральный |
0,11% |
0.50-средний 50% |
Менее благополучный |
Как видим, диагностические показатели психологического климата заметно благоприятнее в классных коллективах, которыми руководят педагоги с демократическим стилем. В этих классах по сравнению с коллективами с авторитарным стилем классного руководства в три раза меньше изолированных, то есть в три раза меньше индекс изоляции и в 1,5 раза выше показатель уровня благополучия взаимоотношений.
Для этих классов характерны также совпадение формальной и неформальной структур коллективов, актив здесь пользуется авторитетом, доверием, органы самоуправления реализуют свои функции не только в строго официальном порядке, но и за счет личного влияния, дружеских контактов с одноклассниками. Эти классы более дружные, сплоченные, здесь психологически комфортно ощущают себя все дети, в том числе и трудновоспитуемые. Референтная значимость таких классов достаточно велика для младших школьников, и коллектив класса способен выступать и выступает как действенный фактор воспитания.
В свою очередь результаты проведенного исследования достаточно красноречиво свидетельствуют о том, какую негативную роль в воспитании играет авторитарная, императивная педагогика. У авторитарного учителя растет число изолированных учащихся, которые испытывают психологический дискомфорт, престижную неудовлетворенность в коллективе класса и вынуждены искать товарищей на стороне, чтобы в уличных, дворовых компаниях в асоциальных формах поведения реализовать потребность общения и самоутверждения.
Таким образом, тот эмоциональный дискомфорт, который испытывают педагогически запущенные учащиеся в коллективе класса в результате своей изолированности и престижной неудовлетворенности среди одноклассников, усугубляется авторитарными педагогами, что служит дополнительным неблагоприятным психологическим фактором отчуждения от школы и снижения ее влияния на формирование личности трудновоспитуемых учащихся.
Кроме того, авторитарный педагогический стиль приводит к деформации структуры формальных и неформальных отношений, в изоляции оказывается классный актив, в результате чего затрудняется процесс формирования коллектива, он утрачивает свои воспитательные возможности.
3. Для того чтобы исследование психологического климата было более объективно и отражало реальное положение дел в классе, можно использовать метод наблюдения за классом в деятельности, регламентируемой учителем во время уроков и во внеучебной деятельности (например, при организации и подготовки класса к какому-либо досуговому мероприятию в отсутствии педагога). Описанный нами метод наблюдения предложен А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой. Параметры наблюдения психологического климата разложены на 3 вектора:
1) эмоциональный фон,
2) способность к сотрудничеству,
3) эффективность взаимодействия.
Предложенные референты, по замечанию авторов А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой, не являются единственно возможными, и их список можно дополнять другими характеристиками.
При фиксации полученных результатов можно пойти по пути обобщения увиденных особенностей класса (в этом случае наблюдаемые особенности фиксируются без указания фамилии того, в чьем поведении они были замечены). Такие результаты помогут обозначить наиболее проблемные составляющие психологического климата, на которые следует обратить особое внимание в коррекционно-развивающей работе с классом (хотя, как правило, все они тесно связаны друг с другом). Однако в большинстве случаев целесообразнее записывать результаты наблюдения пофамильно, что позволит увидеть вклад каждого школьника в общую психологическую атмосферу класса, его индивидуальное самочувствие в нем.
Таблица 4
Эмпирические референты ПК класса:
1) благоприятного ПК
Параметры |
Вербальные референты |
Невербальные референты |
Эмоциональный фон |
Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам. |
Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний. |
Способность к сотрудничеству |
Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности в мнении других ("А как ты думаешь?", "Вам это нравится?" и др.) |
Выслушивания с демонстрацией внимания (поддакиванием, угуканием), контактом глаз. Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга). |
Эффективность взаимодействия |
Словесное подтверждение решения поставленной задачи. Словесное выражение удовлетворения результатом. |
Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы. |
1) неблагоприятного ПК
Параметры |
Вербальные референты |
Невербальные референты |
Эмоциональный фон |
Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам. |
Недоброжелательные улыбки, смех, обидные слова в адрес одноклассников. Печальный или враждебный тон высказываний. |
Способность к сотрудничеству |
Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности в мнении других ("А кто тебя спрашивает?", "А ты здесь причем?" и др.) |
Отсутствие угукания, поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению). |
Эффективность взаимодействия |
Словесное отрицание решения поставленной задачи. Словесное выражение неудовлетворения результатом. |
Жесты,выражающие неудовлетворение проделанной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы. |
4. Для проведения дальнейших исследований мы выбрали класс с авторитарным стилем классного руководства. Для выявления состояния психологического климата класса мы провели “экспресс-методику” по изучению психологического климата (методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета). Приложение № 5
Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу. В каждой клетке таблицы должен стоять один из трех знаков: +, - , 0
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента
Где - количество положительных ответов, содержащихся в столбце, - количество отрицательных ответов, n - число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от - 1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.
Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, а третий - положительными.
Таблица 5
Показатели психологического климата по экспресс-методике
Показатели Класса |
Коэффициенты | ||
Эмоциональный |
Поведенческий |
Когнитивный | |
4 а класс |
0,55 |
0,27 |
0,18 |
Эмоциональный компонент составляет 1/2 часть (55%) из трёх компонентов, в то время как на долю когнитивного компонента приходится 1/6 часть (18%), а поведенческого – 1/3 часть (27%).
Так как в качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий «нравится – не нравится», «приятный – не приятный», это говорит о том, что главным моментом в формировании благоприятного социально – психологического климата является взаимная симпатия друг к другу членов коллектива.
Но они плохо знают особенности друг друга. Школьники не стремятся совместно проводить досуг, мало общаются вне учебы. Это говорит о том, что личные взаимоотношения, совместное проведение досуга в данном классе не практикуется. Эти выводы построены нами на основании низкого показателя (27%) поведенческого компонента.
Самые низкие показатели у когнитивного компонента (18%), это означает, что члены коллектива не могут дать достаточно полную характеристику ни личных, ни учебных качеств остальных.
Для того, чтобы более точно определить состояние психологического климата в школьном коллективе были рассмотрены эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. На Рис. 1 наглядно представлено соотношение этих составляющих социально-психологического климата.
27% |
55% |
18% |
Рис.2 Диаграмма компонентов отношений в коллективе
Самый высокий балл (55%) составил эмоциональный компонент, указывающий на взаимную симпатию друг к другу членов коллектива. Это позволяет вывести структуру отношения к коллективу как положительное.
Благоприятный климат каждым человеком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с одноклассниками, процессом и результатами учебной деятельности. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данной атмосфере, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.
Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в классе. Это, естественно, сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье.
Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношений выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:
Полностью “положительное” - психологический климат трактуется как весьма благоприятный;
“Положительное” - в целом благоприятный;
Полностью “отрицательное” - совершенно неудовлетворительный;
“Отрицательное” - в целом неудовлетворительный;
Противоречивое, неопределенное - тенденции противоречивы и неопределенны.
Информация о работе Влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива