Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 14:34, дипломная работа
Предмет исследования: взаимосвязь стиля руководства классного руководителя и психологического климата в классе. Гипотеза исследования: стиль управления классным коллективом непосредственно влияет на психологический климат в классе. Работа над реализацией цели будет вестись через решение следующих задач: 1. Изучить научную литературу по данной проблеме.
2. Познакомиться с особенностями психологического климата в классном коллективе и его формированием.
3. Изучить основные характеристики стилей руководства ученическом коллективом.
Введение
Глава I. Теоретические основы влияния стиля руководства учителя
на психологический климат школьного коллектива
1.1. Проблема психологического климата школьного коллектива в психолого-педагогической литературе
1.2. Стили руководства учителя школьным коллективом
1.3. Факторы, определяющие психологический климат
в школьном коллективе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению
влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива
2.1 Организация диагностики и методы исследования
2.2 Программа коррекции психологического климата школьного коллектива
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных
Заключение
Список использованной литературы
Удовлетворенность деятельностью. Большое значение для формирования благоприятного психологического климата имеет то, насколько деятельность является для ученика интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, расти.
Привлекательность деятельности зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности:
- в хороших условиях деятельности;
- в общении и дружеских межличностных отношениях;
- успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;
- творческой и интересной работе, возможности личностного развития, реализации своего потенциала.
Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни школьников, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. - все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на психологическом климате в классном коллективе.
Организация совместной деятельности. Формальная структура группы,
способ распределения полномочий, наличие
единой цели влияет на ПК. Взаимозависимость
задач, нечеткое распределение функциональных
обязанностей, психологическая несовместимость
участников совместной деятельности повышают
напряженность отношений в группе и могут
стать источником конфликтов [2,с.52].
Психологическая совместимость является важным фактором,
влияющим на ПК. Под психологической совместимостью
понимают способность к совместной деятельности,
в основе которой лежит оптимальное сочетание
в коллективе личностных качеств участников.
Психологическая совместимость может
быть обусловлена сходством характеристик
участников совместной деятельности.
Людям, похожим друг на друга легче наладить
взаимодействие. Сходство способствует
появлению чувства безопасности и уверенности
в себе, повышает самооценку. В основе
психологической совместимости может
лежать и различие характеристик по принципу
взаимодополняемости. В таком случае говорят,
что люди подходят друг другу "как ключ
к замку". Условием и результатом совместимости
является межличностная симпатия, привязанность
участников взаимодействия друг к другу.
Вынужденное общение с неприятным субъектом
может стать источником отрицательных
эмоций [44, с.98].
Выводы по главе I.
Таким образом, психологический климат классного коллектива является существенным фактором жизнедеятельности человека, оказывающим влияние на всю систему социальных отношений, на образ жизни учащихся, на их повседневное самочувствие, работоспособность и уровень творческой и личностной самореализации. Влияние это может быть самым разнообразным, и его характер зависит от множества факторов. Педагогическое общение - это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.
Классный руководитель - это руководитель, по-разному осуществляющий свое взаимодействие при помощи стилей руководства классным коллективом. В психологии различают авторитарный, демократический и либеральный стиль руководства классным коллективом. Самым лучшим вариантом в практике классного руководителя является разумное сочетание данных стилей.
Благоприятный ПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятный ПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению
влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива
2.1 Организация диагностики и методы исследования
Наше исследование проводилось в течение сентября 2012 года – января 2013 года.
Опытно-экспериментальной базой нашего исследования являлась СОШ Гафурийский район, с.Имендяшево. На первом этапе исследования мы отобрали три класса (2«б», 3«а»,4 «а»), в которых учителя используют разные стили руководства. Были выделены следующие педагогические стили: императивный или авторитарный (А) - 3«а», сотрудничающий или демократический (Д) – 4 «а», либеральный или попустительский (Л) – 2 «б».
Цель нашей работы - изучить влияние стиля руководства учителя психологический климат в школьном коллективе.
Гипотеза исследования: стиль управления
классным коллективом непосредственно
влияет на психологический климат в классе.
Работа над реализацией цели будет вестись
через решение следующих задач:
1. Изучить научную литературу по данной
проблеме.
2. Познакомиться с особенностями психологического
климата в классном коллективе и его формированием.
3. Изучить основные характеристики стилей
руководства ученическом коллективом.
4. Выявить особенности стиля руководства
классных руководителей и психологического
климата в данных классах.
5. Выявить взаимосвязь между стилем руководства
классных руководителей и психологическим
климатом класса.
Методы исследования:
- Метод наблюдения предложенный А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой.
- “Экспресс-методика” по изучению психологического климата (методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета).
Исследование проходило в несколько этапов:
1. Для определения стиля классного руководства использовался метод экспертного оценивания С.А. Беличевой, по следующим показателям:
1. Отношение к органам классного самоуправления:
- развивает, опирается на органы самоуправления (Д);
- игнорирует, не придает им значения (Л);
- подавляет органы самоуправления, подбирает их самолично, без учета коллектива класса (А).
2. Предпочтительные меры коррекции поведения и стимулирования учащихся:
- предпочитает поощрение наказанию. Не забывает похвалить ученика за успех (Д);
- проявляет нейтральное отношение к успехам и проступкам учащихся (Л);
- предпочитает меры наказания мерам поощрения. При малейшей оплошности следует разнос, вызов родителей и т.д. (А).
3. Решение конфликтных ситуаций в классе:
- при возникновении конфликта пытается объективно разобраться в его причинах, способен признать свою ошибку (Д);
- уходит от решения конфликтной ситуации, не замечает ее (Л);
- в конфликте занимает наступательную позицию, подавляет (А).
4. Жесткость в требованиях:
- требователен в меру, способен войти в обстоятельства, не позволившие учащемуся выполнить должным образом требование учителя (Д);
- в отношениях с учащимися проявляет попустительство, не доводит до конца своих требований (Л);
- в требованиях непреклонен, не прощает учащимся малейшего отклонения от своих требований, не признает смягчающих вину обстоятельств (А).
5. Дистантность в общении:
- находится с учащимися в тесном контакте, пользуется доверием ребят, способен говорить с ними доверительно (Д);
- не придает значения взаимоотношениям с учащимися, мало общается вне урока (Л);
- подчеркнуто держит дистанцию. Общается с ребятами в официальном тоне, в русле сугубо деловых разговоров (А).
Для нашего исследования были отобраны три учителя, выявление и оценка стилей которых прошли без особых затруднений и которые устойчиво по всем критериям соответствовали авторитарному, демократическому либо либеральному, типу.
Таблица 1.
Стили руководства: |
Исследуемый класс: |
Ф.И.О. | |
авторитарный |
4а |
Маркова С.В | |
демократический |
3а |
Хижняк О.Г | |
либеральный |
2 б |
Когут В.Ф |
2. На следующем этапе проведенного исследования было осуществлено социометрическое изучение межличностных отношений (Якоба Морено) Приложение № 1 в классах отобранных учителей, сопоставлены формальная и неформальная структуры классных коллективов, произведено сравнение таких показателей психологического климата в коллективе, как индекс изоляции (ИИ) и уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).
Как известно, социометрические опросы, в процессе которых членам коллектива необходимо осуществить выбор партнера для какой-либо совместной деятельности, позволяют раскрыть так называемую неформальную структуру коллектива, строящуюся на симпатиях, антипатиях, авторитете, уважении. В структуре неформальных отношений имеются свои лидеры, т.е. к кому все тянутся, кто получает максимальное число выборов, а также изолированные, не получившие ни одного выбора.
Структура неформальных отношений далеко не всегда совпадает со структурой формальных отношений, которые складываются в соответствии с официальным статусом членов коллектива. Рассогласование этих двух “структур” когда официальные руководители либо, в случае классного коллектива, представители органов классного самоуправления оказываются в изоляции и фактически не пользуются уважением и симпатией в коллективе, есть тревожный симптом, показатель неблагоприятно складывающихся межличностных отношений, нездорового психологического климата.
Сравнение результатов социометрического опроса в классах с демократическим (Приложение 2), либеральным (Приложение 3) и авторитарным (Приложение 4) стилями классного руководства позволило сделать вывод о безусловном влиянии стиля классного руководства на межличностные отношения в классе.
Полученные данные по проведенной методике можно представить в виде таблицы:
Таблица 2
Название производимых вычислений |
Класс 3 «А» |
Класс 2 «Б» |
Класс 4 «А» |
« звезд» |
3 |
5 |
5 |
«предпочитаемых» |
5 |
4 |
3 |
« низкостатусных» |
10 |
7 |
9 |
« отверженных» |
0 |
2 |
5 |
Максимально возможное число взаимных выборов |
153 |
153 |
|
Индекс групповой сплоченности |
0,31 |
0,16 |
0.16 |
Коэффициент благополучия отношений. |
0,47% |
0,50% |
0.30% |
Коэффициент неблагополучия отношений. |
0,53% |
0,50% |
0.30% |
Коэффициент «звездности». |
0,16 |
0,27 |
0.27 |
Коэффициент «изолированности» |
0 |
0,11 |
0.22 |
Коэффициент взаимности выборов |
65% |
35 % |
35% |
Коэффициент осознанности |
45% |
46% |
46% |
Информация о работе Влияния стиля руководства учителя на психологический климат школьного коллектива