Влияние творческих способностей на успеваемость младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы выявить взаимосвязь творческих способностей и успеваемости в младшем школьном возрасте.
В процессе исследования были поставлены задачи:
1) Рассмотреть проблему творческих способностей в психолого-педагогическом исследовании.
2) Определить особенности учебной успеваемости младших школьников.
3) Выявить взаимосвязь творческих способностей и успеваемости младших школьников.
4) Определить этапы, методы и методики исследования.
5) Охарактеризовать выборку исследования и проанализировать результаты.
6) Разработать рекомендации родителям и педагогам.

Файлы: 1 файл

обновленный вид (Автосохраненный).docx

— 194.33 Кб (Скачать)

Введение

Вопрос, который рассматривается  в данной курсовой работе один из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о влиянии творческих способностей на успеваемость младших школьников. И самое главное — какое влияние на эти способности оказывает развитие  творческого потенциала ребенка, каким образом психологически правильно развивая воображение, обогащая духовный и культурный уровень можно достичь качественного улучшения успеваемости младших школьников.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, проявляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще.

Нынешним школьникам приходиться  вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходиться говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора

психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули А.В. Запорожец, А. Матюшкин,                 Н.Н. Подьяков, Д.Н. Узнадзе.

Свои психологические  модели были разработаны и рядом западных психологов: Э. Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли,                П. Торренс.

Актуальность проблемы развития творческих способностей привела к тому, что появилось достаточно много коррекционных программ, направленных на их развитие в дошкольном возрасте. Очевидно, что с точки зрения их эффективности одни программы будут более, другие менее эффективными. В данной курсовой работе нами было произведено исследование влияния одной из таких программ.

Цель данной работы выявить  взаимосвязь творческих способностей и успеваемости в младшем школьном возрасте.

Объектом исследования выступили творческие способности и успеваемость младших школьников.

Предметом исследования является взаимосвязь творческих способностей и успеваемости младших школьников.

Гипотеза исследования: выявить взаимосвязь творческих способностей и успеваемости младших школьников.

В процессе исследования были поставлены задачи:                        

1) Рассмотреть проблему творческих способностей в психолого-педагогическом исследовании.

2) Определить особенности  учебной успеваемости младших  школьников.

3)   Выявить взаимосвязь творческих способностей и успеваемости младших школьников.

4)     Определить  этапы, методы и методики исследования.

5)  Охарактеризовать выборку  исследования и проанализировать  результаты.

6)   Разработать рекомендации  родителям и педагогам.

 

    

 

Глава 1. Теоретические  предпосылки исследования влияния  творческих способностей на успеваемость в младшем школьном возрасте

 

    1.  Проблема творческих способностей в психолого-педагогических исследованиях

Значительные трудности  в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия «умение» в словаре нет. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности [7, c. 47].

При определении понятия  «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант — это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С.И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов [17, c.78].

Из сказанного можно сделать  вывод, что способности, с одной  стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям.

Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию — успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические  особенности,  отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность — как качественно своеобразное сочетание способностей   (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности [19, c.82].

Иногда способности считают  врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

     Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся прежде всего особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения.

Задатки представляют собой  лишь возможности, и предпосылки  развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником,  не  занимаясь  много  и  упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны.

На основе одних и тех  же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания [19, c.83-84].

Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессежизни — системы условных рефлексов.

На развитие способностей оказывает влияние особенности  высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от быстроты выработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители — возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа — приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому. Перейдем непосредственно к рассмотрению способностей человека, как психологических свойств личности [2, c.95].

Способности различаются  по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.

     Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на математические, технические,художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д. [4, c.33].

По широте различаются:

  • общие;
  • специальные способности.

Специальные способности  являются условиями, необходимыми для  успешного выполнения  какого-либо  одного  конкретного  вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у учителя и т.п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности.

Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и  художнику, иписателю,  и  врачу,  и  педагогу;  организаторские  способности,

распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая  зрительная

память, творческое воображение  должны быть присущи людям многих профессий [6, c.147-148].

Эти способности поэтому  принято называть общими. Самой общей  и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая различных людей в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа и, обобщая эти черты, создает типичный образ. Выделяя сравнивая различные приемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим мастерством [8, c. 113-115].

Однако, беда в том, что  современная психологическая наука  аналитична. За задатками анатомо-физиологическими возможностями человека и способностями, отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности не видно реального действующего человека. В связи с этим я хочу обратиться к работам В. В. Клименко. По его словам задатки (чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецептором, воспринимающим энергию и информацию как извне, гак и из самого тела; кондуктором проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не осуществляется - просто сохраняется) превращение их в факт сознания [9, c.68-75].

Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека.

Иллюстрацией может послужить  такой простой пример: у человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток потенциальная нереализованная способность [18, c.39].

Многие люди страдают отсутствием  звуковысотного слуха и т. д.

Таким образом, способности - процесс материализации исполнительными органами психики и моторики природной чувствительности   и   смыслов отраженного   в   предметные конструкции.

Материализация продуктов  чувствительности состоит из трех видов  способностей:

• способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы природы (мы слышим, видим, нюхаем и т. д. — все органы чувств работают на этот процесс);

• способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез — завтра сделать то-то и то-то.);

• способности создавать в процессе своей деятельности продукты и предметы, удовлетворяющие устремления и потребности человека, и перерабатывать себя изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов, конкретные  действия  с  конкретными  вещами  и предметами) [16, c.59]. Способность отражения и психомоторику человек научился усилять многократно с помощью огромного множества приборов, устройств, машин: от обыкновенных очков до космических станций. Но способность к созданию, а особенно к творчеству, пока еще не усиливается ничем. Необходимо заметить, что в психологии чувствительность и способности изучаются как относительно самостоятельные элементы психики, сознания и деятельности человека. Рассматриваются под углом зрения совокупности   и   последовательности   действий   (умственных и психомоторных), благодаря которым получается более или менее точное отражение предметов и явлений, привлеченных к процессу деятельности [22, c. 27].

Таким образом, назрела необходимость  поставить в психологии на смену  тенденции аналитической другую целостность. Нужно повернуться к человеку, к пониманию, что в нем все взаимосвязано и от природы гармонично. И главная целостность любой деятельности и ее технологии — человек, в котором чувствительность, способности и механизмы неделимы. Где, механизмы это объединение способностей, крепко связанных между собой, систематизирующих разнообразное содержание отраженного человеком и удерживающее его в едином целом.

Информация о работе Влияние творческих способностей на успеваемость младших школьников