Влияние творческих способностей на успеваемость младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы выявить взаимосвязь творческих способностей и успеваемости в младшем школьном возрасте.
В процессе исследования были поставлены задачи:
1) Рассмотреть проблему творческих способностей в психолого-педагогическом исследовании.
2) Определить особенности учебной успеваемости младших школьников.
3) Выявить взаимосвязь творческих способностей и успеваемости младших школьников.
4) Определить этапы, методы и методики исследования.
5) Охарактеризовать выборку исследования и проанализировать результаты.
6) Разработать рекомендации родителям и педагогам.

Файлы: 1 файл

обновленный вид (Автосохраненный).docx

— 194.33 Кб (Скачать)

В других семьях чрезвычайные детские способности принимаются  как готовый дар, которым спешат пользоваться наслаждаться, который  сулит большое будущее.

Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается  детское тщеславие; а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти общи язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего  человека [11, c. 73].

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны  к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут  ввести запрет на разговоры о талантливости  ребенка но не всегда он достаточен, кто-нибудь   из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А  ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько  не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и  такое отношение тоже будет «принято к сведению», оно не минует детского сознания.

Таким образом, в вопросе  о воспитании одаренных детей  большая ответственность лежит  на специалистах: воспитателях детских  садов, учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить  родительское воспитание [9, c.70].

Но ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает  трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что  ему уже не интересно.

Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие  читать и считать, им приходится пребывать  в безделье, пока другие осваивают  азбуку и начальные арифметические действия.

Конечно, очень многое зависит  от того, как ведется преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения или письма, но одновременно уделяют внимание анализу  соотношения звуков и букв, а также  истории слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в теорию языка. Такое развивающее обучение несет  в себе нечто новое и для  самых сильных учеников (для них  оно может быть особенно привлекательно), но беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с  целым классом, лишен возможности  ориентироваться на тех, кто идет впереди [7, c.47].

Большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а некоторым из них   как  бы   мешают ученики с поражающими  познаниями, с  не всегда понятной умственной активностью. Бывает и так: педагог  поначалу собирается давать явно выдающемуся   ученику   более трудные  задания,   уделять   ему специальное внимание. Но   потом   такие намерения (а иногда и обещания родителям) забываются - нет для этого у учителя ни времени, ни сил. К тому же в ученике незаурядном, с необычно высоким умственным уровнем педагог нередко видит прежде всего лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребенок нуждается в особом                   подходе [14, c. 60].

Выводы по главе.

Творческая личность - это  индивид, который владеет высоким  уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Творческие способности связаны с созданием  нового, оригинального продукта, с  поиском новых средств деятельности. Необходимо, чтобы дети, прейдя в  школу, могли углубляться в атмосферу  творчества, поиска нового, что способствует усовершенствованию навыков Творческого  мышления, активизации умственной деятельности, развитию индивидуальных наклонностей каждого учащегося, а это необходимо для того, чтобы полностью использовать возможности процесса творчества и  реализовать себя в будущей жизни, справляясь со всеми возникающими трудностями  и ситуациями.

Огромную роль в формировании творческой личности учащихся принадлежит  школьному обучению и воспитанию. Школа, должна как можно раньше выявить  качества творческой личности у учащихся и развивать их у всех школьников, обращая внимание и на то, что  дети рождаются с разными задатками  творчества. Главную роль в решении  этой проблемы играет предмет - математика, так как именно здесь наиболее развиваются мыслительные и интеллектуальные операции, самостоятельная и индивидуальная работа учащихся.

Таким образом, решение этой проблемы заключается в том, чтобы  каждый учитель должен быть познакомлен  с сущностью творческого процесса, современными представлениями о нем, методами изучения творчества, качествами творческой личности, их системой, чтобы иметь возможность формировать такие качества у школьников начальных классов.

 

Глава 2. Опытно-экспериментальное  исследование влияния творческих способностей на успеваемость младших школьников

 

2.1 Этапы, методы, методики исследования

 

Данное исследование мы осуществили  в четыре этапа.

  1. Подготовительный этап (сентябрь – декабрь 2011 года) – выбор темы исследования, формирование цели, объекта, предмета, задач, анализ и реферирование научной литературы по проблеме исследования.
  2. Организационный этап (январь – февраль 2012 года) – формировалась теоретическая концепция исследования, выявлялись особенности агрессивности и конфликтности у подростков, выбор диагностического инструментария, первичное знакомство с выборкой, планирования эмпирического исследования.
  3. Эмпирический этап (март 2012 года) – проведение диагностических методик.
  4. Обобщающий этап (апрель – май 2012 года) – готовилось теоретическое обоснование основных положений исследования, подведение итогов теоретического исследования, проведение количественного и качественного анализа результатов, полученных в ходе 3 этапа, выявление зависимости между проявлениями агрессивности и конфликтностью подростков, разработка рекомендаций для учащихся, родителей и учителей.

Исходя из цели нашего исследования, мы использовали такие методы:

  • Эксперимент;
  • Наблюдение;
  • Беседа.

Эксперимент представляет собой  один из основных методов научного познания, отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверить гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь консультацией связи между переменными. Различают традиционные и факторные планы проведения эксперимента. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном-несколько. Для статистической обработки результатов эксперимента применяется дисперсионный анализ.

Если изучаемая область  относительно неизвестна и система  гипотез отсутствует, то говорят  о пилотажном эксперименте. Когда  имеются две конкурирующие между  собой гипотезы и эксперимент  позволяет выбрать одну из них, говорят  о решающем эксперименте. Контрольный  эксперимент осуществляется с целью  проверки каких-либо зависимостей  [16].

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. В ситуациях устного речевого общения общающиеся имеют дело с собственными речами. Слушающий формирует речь в соответствии с тем, как артикуляционный аппарат говорящего возбуждает процессы в воздушной среде. У слушающего в автоматизированном режиме происходит выбор, запуск и исполнение соответствующих им ранее сформированных нейропрограмм, что он субъективно воспринимает как речь говорящего. У говорящего свои процессы, которые не могут быть достоянием слушающего. Говорящий может воображать, что передает свои мысли слушающему, информирует его, передает информацию. У слушающего могут быть только свои процессы мышления, результаты которых могут устраивать говорящего или нет, но эти результаты также не даны говорящему непосредственно. Он может о них догадываться, имея ориентационные модели ситуации.

Исследование проводилось  с помощью следующих методик:

1.  Методика "Дорисовывание фигур".

Существует дифференцированный подход к воспитанию и обучению. Психологами и педагогами проведен ряд исследований по выявлению у  детей 5-8 лет влияния стимулирования воображения как психологического процесса на развитие творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Одна из таких методик «Дорисовывание фигур» автор: О.М. Дьяченко. Данная методика является модифицированным вариантом методики Е. П. Торанса. Целью методики является определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. Методика направлена на оценку уровня развития воображения. В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе 10 карточек. Во время одного обследования ребенку предлагается один из комплектов, второй же может быть использован во время повторного обследования или через год.

2.  Методика оценки уровня развития творческих способностей.

Автор: Соснина С.П. Целью данной методики является оценка уровня развития творческих способностей, позволяющих ребенку выражать свое отношение к объектам и явлениям окружающего мира с помощью индивидуальных или принятых в культуре символических обозначений (способность к символизации). Творческие способности позволяют нам создавать что-то новое в процессе преобразования исходного продукта или ситуации. К творческим способностям относятся способности к преобразованию (способности оперирования отношениями противоположности) и способности к символизации (символическому опосредствованию). 
Способности к преобразованию необходимы для творческого решения задач в различных сферах действительности. Благодаря этим способностям младшие школьники преобразуют имеющиеся у них представления об обычных, знакомых предметах, ситуациях и создают новые образы, планируют пути изменения ситуации. Развитие способностей к преобразованию происходит тогда, когда ребенок разрешает противоречивые ситуации, узнает отношения противоположности. Развитие ребенка как активной творческой личности начинается с развития этих способностей.

3.  Контент-анализ успеваемости младших школьников.

Контент-анализ - метод качественно-количественного  анализа содержания документов с  целью выявления или измерения  различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа  состоит в том, что он изучает  документы в их социальном контексте.

 

 

2.2 Характеристика  выборки и анализ результатов  исследования

 

Младший школьный возраст – возраст  достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые  отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему  коллективов, включение в новый  вид деятельности – учение, которое  предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается  фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться  общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего  они импульсивны – склонны  незамедлительно действовать под  влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения [15].

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что  дети наблюдают, о чём думают, что  делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие  школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее  проявление, они очень непосредственны  и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или  неудовольствия. В-третьих, эмоциональность  выражается в их большой эмоциональной  неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным  и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные  проявления [14].

Младший школьный возраст  период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному  выполнению этой важной жизненной функции  благоприятствуют характерные способности  детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое  отношение ко многому из того, с  чем они

сталкиваются. У младших  школьников каждая из отмеченных способностей

выступает, главным образом, своей положительной стороной, и  это неповторимое своеобразие данного  возраста.

Информация о работе Влияние творческих способностей на успеваемость младших школьников