Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа
Цель данной работы выявить взаимосвязь творческих способностей и успеваемости в младшем школьном возрасте.
В процессе исследования были поставлены задачи:
1) Рассмотреть проблему творческих способностей в психолого-педагогическом исследовании.
2) Определить особенности учебной успеваемости младших школьников.
3) Выявить взаимосвязь творческих способностей и успеваемости младших школьников.
4) Определить этапы, методы и методики исследования.
5) Охарактеризовать выборку исследования и проанализировать результаты.
6) Разработать рекомендации родителям и педагогам.
В других семьях чрезвычайные
детские способности
Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти общи язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека [11, c. 73].
Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет «принято к сведению», оно не минует детского сознания.
Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание [9, c.70].
Но ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно.
Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия.
Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения или письма, но одновременно уделяют внимание анализу соотношения звуков и букв, а также истории слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в теорию языка. Такое развивающее обучение несет в себе нечто новое и для самых сильных учеников (для них оно может быть особенно привлекательно), но беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди [7, c.47].
Большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими познаниями, с не всегда понятной умственной активностью. Бывает и так: педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику более трудные задания, уделять ему специальное внимание. Но потом такие намерения (а иногда и обещания родителям) забываются - нет для этого у учителя ни времени, ни сил. К тому же в ученике незаурядном, с необычно высоким умственным уровнем педагог нередко видит прежде всего лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребенок нуждается в особом подходе [14, c. 60].
Выводы по главе.
Творческая личность - это
индивид, который владеет высоким
уровнем знаний, имеет стремление
к новому, оригинальному. Творческие
способности связаны с
Огромную роль в формировании
творческой личности учащихся принадлежит
школьному обучению и воспитанию.
Школа, должна как можно раньше выявить
качества творческой личности у учащихся
и развивать их у всех школьников,
обращая внимание и на то, что
дети рождаются с разными задатками
творчества. Главную роль в решении
этой проблемы играет предмет - математика,
так как именно здесь наиболее
развиваются мыслительные и интеллектуальные
операции, самостоятельная и
Таким образом, решение этой
проблемы заключается в том, чтобы
каждый учитель должен быть познакомлен
с сущностью творческого
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование влияния творческих способностей на успеваемость младших школьников
2.1 Этапы, методы, методики исследования
Данное исследование мы осуществили в четыре этапа.
Исходя из цели нашего исследования, мы использовали такие методы:
Эксперимент представляет собой один из основных методов научного познания, отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверить гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь консультацией связи между переменными. Различают традиционные и факторные планы проведения эксперимента. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном-несколько. Для статистической обработки результатов эксперимента применяется дисперсионный анализ.
Если изучаемая область
относительно неизвестна и система
гипотез отсутствует, то говорят
о пилотажном эксперименте. Когда
имеются две конкурирующие
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.
Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. В ситуациях устного речевого общения общающиеся имеют дело с собственными речами. Слушающий формирует речь в соответствии с тем, как артикуляционный аппарат говорящего возбуждает процессы в воздушной среде. У слушающего в автоматизированном режиме происходит выбор, запуск и исполнение соответствующих им ранее сформированных нейропрограмм, что он субъективно воспринимает как речь говорящего. У говорящего свои процессы, которые не могут быть достоянием слушающего. Говорящий может воображать, что передает свои мысли слушающему, информирует его, передает информацию. У слушающего могут быть только свои процессы мышления, результаты которых могут устраивать говорящего или нет, но эти результаты также не даны говорящему непосредственно. Он может о них догадываться, имея ориентационные модели ситуации.
Исследование проводилось с помощью следующих методик:
1. Методика "Дорисовывание фигур".
2. Методика оценки уровня развития творческих способностей.
Автор: Соснина С.П. Целью данной
методики является оценка уровня развития
творческих способностей, позволяющих
ребенку выражать свое отношение к объектам
и явлениям окружающего мира с помощью
индивидуальных или принятых в культуре
символических обозначений (способность
к символизации). Творческие способности
позволяют нам создавать что-то новое
в процессе преобразования исходного
продукта или ситуации. К творческим способностям
относятся способности к преобразованию
(способности оперирования отношениями
противоположности) и способности к символизации
(символическому опосредствованию).
Способности к преобразованию необходимы
для творческого решения задач в различных
сферах действительности. Благодаря этим
способностям младшие школьники преобразуют
имеющиеся у них представления об обычных,
знакомых предметах, ситуациях и создают
новые образы, планируют пути изменения
ситуации. Развитие способностей к преобразованию
происходит тогда, когда ребенок разрешает
противоречивые ситуации, узнает отношения
противоположности. Развитие ребенка
как активной творческой личности начинается
с развития этих способностей.
3. Контент-анализ успеваемости младших школьников.
Контент-анализ - метод качественно-
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования
Младший школьный возраст – возраст
достаточно заметного формирования
личности. Для него характерны новые
отношения со взрослыми и сверстниками,
включение в целую систему
коллективов, включение в новый
вид деятельности – учение, которое
предъявляет ряд серьёзных
В младшем школьном возрасте закладывается
фундамент нравственного
Характер младших школьников отличается
некоторыми особенностями. Прежде всего
они импульсивны – склонны
незамедлительно действовать
Младшие школьники очень эмоциональны.
Эмоциональность сказывается, во-первых,
в том, что их психическая деятельность
обычно окрашена эмоциями. Всё, что
дети наблюдают, о чём думают, что
делают, вызывает у них эмоционально
окрашенное отношение. Во-вторых, младшие
школьники не умеют сдерживать свои
чувства, контролировать их внешнее
проявление, они очень непосредственны
и откровенны в выражении радости.
Горя, печали, страха, удовольствия или
неудовольствия. В-третьих, эмоциональность
выражается в их большой эмоциональной
неустойчивости, частой смене настроений,
склонности к аффектам, кратковременным
и бурным проявлениям радости, горя,
гнева, страха. С годами всё больше
развивается способность
Младший школьный возраст период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они
сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей
выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Информация о работе Влияние творческих способностей на успеваемость младших школьников