Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа
Цель данной работы выявить взаимосвязь творческих способностей и успеваемости в младшем школьном возрасте.
В процессе исследования были поставлены задачи:
1) Рассмотреть проблему творческих способностей в психолого-педагогическом исследовании.
2) Определить особенности учебной успеваемости младших школьников.
3) Выявить взаимосвязь творческих способностей и успеваемости младших школьников.
4) Определить этапы, методы и методики исследования.
5) Охарактеризовать выборку исследования и проанализировать результаты.
6) Разработать рекомендации родителям и педагогам.
Таким образом, младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.
Выборкой в проведении исследования послужили дети 2-А класса. Общее количество учеников-19 человек. Из них 8 мальчиков и 11 девочек. Средний возраст испытуемых-7-8 лет. Уровень подготовки и общего развития школьников ближе к среднему. Иногда заметны пробелы в некоторых областях знаний и скорее это связано с недостатками школьного образования. Интересы студентов лежат в широкой области и это связано с большим количеством изучаемых предметов. Заметен повышенный интерес к компьютерному обучению и, видимо, это связано с востребованностью таких знаний. По моему мнению учащиеся знают и понимают друг друга достаточно хорошо, быстро находят общий язык и это связано с их одинаковым возрастом и общностью интересов. Коллектив достаточно сплочен и целен. Наиболее быстро общий язык находится при решении совместных задач, касающихся отдыха. Общая интеллектуальная атмосфера в коллективе выше среднего, не смотря на все трудности заметно стремление большинства к знаниям.
В коллективе преобладает
хороший, располагающий тон
В общем можно отметить доброжелательность, уважение и симпатию к друг другу. Таким образом, рассмотренный коллектив сплочен, дружен, имеет единые позитивные цели и задачи.
Анализ результатов:
Рис.1. Распределение результатов исследования по методике «Дорисовывание фигур».
Целью исследований было выявить влияние стимулирования вооображения, как психологического процесса, на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста Из проведенной методики, заметно, что большинство школьников относятся к 3 и 4 типу, это значит, что большая часть класса имеет средний уровень развития творческих способностей.
Рис.2. Распределение результатов исследования по методике оценки уровня развития творческих способностей.
Целью методики стала оценка уровня развития творческих способностей, позволяющих ребенку выражать свое отношение к объектам и явлениям окружающего мира с помощью индивидуальных или принятых в культуре символических обозначений (способность к символизации).
Оценка результатов
Оценка 3 балла ставилась, если ребенок самостоятельно и без ошибок обозначает с помощью символов эмоциональное состояние, свое отношение к ситуации и персонажу. Оценка 2 балла ставилась, если ребенок не всегда может с помощью общепринятых символов правильно обозначить свое эмоциональное состояние, отношение к литературному персонажу и жизненной ситуации. Оценка 1 балл ставилась, если ребенок не имеет четкого представления о культурно принятом символическом обозначении эмоциональных состояний и отношений, ориентируется на внешние, второстепенные обстоятельства ситуации.
Рис.3. Распределение результатов контент - анализа успеваемости младших школьников.
Мы видим, что в данном классе большинство учащихся имеет средний (43%) и высокий (31%) уровни учебной успеваемости, что свидетельствует о хороших показателях данного класса.
Однако наряду с хорошо учащимися школьниками есть и такие, которые испытывают трудности в образовании – 21% учеников с низким и 5% - с очень низким уровнем успеваемости.
Таким образом, учащимся, с очень низким уровнем успеваемости, необходима специализированная педагогическая помощь в освоении учебной программы.
4. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
Сформулируем гипотезы.
аемости и уровнем творческих способностей не отличается от 0.
аемости и уровнем творческих способностей статистически значимо отличается от 0.
Далее нам необходимо проранжировать оба показателя, приписывая меньшему значению меньший ранг, затем подсчитать разности между рангами, которые получил каждый испытуемый по двум переменным (признакам), и возвести эти разности в квадрат.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:
где d – разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого;
N – количество ранжируемых значений, в данном случае количество испытуемых.
Рассчитаем эмпирическое значение
Полученное эмпирическое значение статистически значимо отличается от 0. И все же определим критические значения при N=19:
Таким образом, принимается. Корреляция между показателем успеваемости и уровнем творческих способностей статистически значимо отличается от 0. Отсюда делаем вывод, что существует взаимосвязь успеваемости и творческих способностей.
2.3 Рекомендации родителям и педагогам
Анализируя литературу по изучаемой проблеме, а так же проведя исследование, мы составили рекомендации для учителей и родителей по формированию творческих способностей младших школьников:
Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина и Л. Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.
Выводы по главе.
Результаты моей работы показали, что взаимосвязь творческих способностей и успеваемости очень тесна. Несмотря на то, что у некоторых учащихся успеваемость гораздо ниже, чем уровень развития творческих способностей, можно сказать, что есть такие дети, у которых уровень развития творческих способностей соответствует уровню их успеваемости в учебной деятельности.
Результаты исследований показали, что творческие способности детей у большинства школьников характеризуются средним уровнем и нуждаются в повышении данных показателей.
Метод ранговой корреляции Спирмена позволил определить тесноту связи между показателем успеваемости и уровнем творческих способностей.
Заключение
Проведенное исследование показало, что система школьного образования имеет большие неиспользованные ресурсы развития творческих способностей детей. Эти ресурсы не могут быть реализованы эпизодическим и бессистемным использованием содержания материала, методик школьного образования.
Полученные в нашем исследовании данные позволяют говорить о возможности формирования такой системы занятий, которая бы способствовала развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста. Оптимальным является обучение, связанное с пополнением знаний и представлений детей, с вариативностью способов изучения и изучаемого, помимо этого развивать творческие способности позволяет наличие проблемной ситуации.
Проблемы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на современном этапе развития общества является наиболее актуальной, так как творческие способности в жизни ребенка играют исключительно важную роль в его развитии как личности.
Формирование творческих способностей личности ребенка – одна из главнейших задач школы. Это является необходимым условием для развития личности в целом. При этом ведущая роль принадлежит взрослым – педагогам и родителям. Особое значение для развития творческой деятельности ребенка имеет стимулирование творчества в системе обучения детей младшего школьного возраста.
Информация о работе Влияние творческих способностей на успеваемость младших школьников