Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:18, курсовая работа
Цель настоящей работы: определить влияние тревожности человека на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________3
ГЛАВА 1. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В
ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ____5
1.1. Обзор теорий эмоций и чувств как основы поведения человека_____________________________5
1.2. Особенности проявления тревожности в процессе психологического консультирования______________________________14
1.3. Методы психологического воздействия на эмоционально-чувственную сферу________________26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И ВЛИЯНИЕ НА
НИХ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ_____________________________32
2.1. Обоснование выбора и описание методик________32
2.2. Обсуждение и анализ полученных результатов__________________________________35
2.3. Рекомендации по построению процесса психологического консультирования____________41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________49
Реферат: Влияние
тревожности на образование защитных
механизмов в процессе психологического
консультирования
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________
ГЛАВА 1. ЗАЩИТНЫЕ
МЕХАНИЗМЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ
В
ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ____5
1.1. Обзор теорий
эмоций и чувств как основы
поведения человека____________
1.2. Особенности
проявления тревожности в
1.3. Методы психологического
воздействия на эмоционально-чувственную
сферу________________26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ
ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И ВЛИЯНИЕ НА
НИХ ТРЕВОЖНОСТИ
В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ______________
2.1. Обоснование
выбора и описание методик________32
2.2. Обсуждение
и анализ полученных
2.3. Рекомендации
по построению процесса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________
ВВЕДЕНИЕ
Консультант должен
знать, как начать консультирование,
с помощью каких средств
Нахождение и
разрушение механизмов психологической
защиты в процессе психологического консультирования
- одна из важнейших задач психолога, без
решения которой невозможен терапевтический
эффект. Стиль психологической защиты
во многом говорит о личности клиента.
Психолог должен определить:
- как глубоко
укоренились и насколько долго
действуют механизмы защиты?
- какие мотивы
личности скрываются за
- насколько защитные
механизмы необходимы человеку
для успешного приспособления
к повседневности?
Цель настоящей
работы: определить влияние тревожности
человека на образование защитных механизмов
в процессе психологического консультирования.
Объект исследования:
лица со стойкой зависимостью от алкоголя
в возрасте 30-35 лет.
Предмет исследования:
тревожность и психологическая защита
в процессе консультирования.
Гипотеза исследования
заключается в том, что тревожность
влияет на возникновение защитных механизмов
в процессе психологического консультирования.
Объект, цели и
гипотеза исследования определили следующие
задачи
1. Проанализировать
литературу, существующие исследования
по вопросу психологического
консультирования.
2. Определить
роль эмоционально-чувственной
3. Исследовать
защитные механизмы
4. Проанализировать
результаты нашего
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, экспериментальное исследование с использованием опросника
Айзенка по определению
темперамента и тест-метода «Дифференциальные
шкалы эмоций» по К.Изарду.
ГЛАВА 1. ЗАЩИТНЫЕ
МЕХАНИЗМЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ
В ПРОЦЕССЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1.1. Обзор теорий
эмоций и чувств, как основы поведения
человека
Эмоции - сложные
процессы, которые имеют
Каждый взрослый
человек знает, что такое эмоции,
так как неоднократно их испытывал
с самого раннего детства. Однако
когда просят описать какую- нибудь
эмоцию, объяснить, что это такое,
как правило, человек испытывает
большие затруднения. Переживания, ощущения,
сопровождающие эмоции, с трудом поддаются
формальному описанию.
Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р.Вудвортса (1950), Д.Линдсли
(1960), П.Фресса (1975), Я.Рейковского (1979), К.Изарда (2000), переведенных па русский язык, а также отечественных авторов: П.М.Якобсона
(1958), В.К.Вилюнаса (1973), Б.И.Додонова (1987), П.В.Симонова (1962, 1975,
1981, 1987), Л.И.Куликова
(1997). Однако и до сих пор
проблема эмоций остается
Роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (Фрейд, 1894;
Вилюнас, 1990; Додонов, 1987; Изард, 1980; Леонтьев, 1982; Фресс, 1975;
Рейковскнй, 1979, Симонов и др.). Больше того, некоторые авторы отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Так, А.М.Эткинд (1981) пишет:
«...в обыденной жизни он (человек) не столько рассуждает, сколько чувствует, и не столько объясняет, сколько оценивает. Собственно когнитивные процессы, свободные от эмоциональных компонентов, занимают в обыденной жизни скромное место. По-видимому, в реальных процессах деятельности и во вплетенных в нее механизмах межличностного восприятия и самовосприятия "холодные" попытки объяснения и понимания имеют меньшее значение, чем "горячие" акты оценок и переживаний. Когда же процессы когнитивного анализа и имеют место, то находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат»
[23,с.107].
Эмоции и чувства,
выполняя различные функции, участвуют
в управлении поведением человека в
качестве непроизвольного компонента,
вмешиваясь в него как на стадии
осознания потребности и оценки
ситуации, так и на стадии принятия
решения и оценке достигнутого результата.
Поэтому понимание механизмов управления
поведением требует понимания и эмоциональной
сферы человека, ее роли в этом управлении.
Швейцарский психолог
Э.Клапаред еще в 1928 году: «Психология
аффективных процессов —
Простым перечислением
фундаментальных разногласий
Прослеживается скепсис и раздражение ряда ученых по поводу проблемы эмоций, например, У.Джемса, который в конце XIX века писал: «Что касается
"научной психологии"
чувствований, то, должно быть, я
испортил себе вкус, знакомясь
в слишком большом количестве
с классическими
Не случайно
русский психолог Н.Н.Ланге писал
в то время, что «Чувство занимает
в психологии место Сандрильоны,
нелюбимой, гонимой и вечно обобранной
в пользу старших сестер — "ума"
и "воли". Ему приходится обыкновенно
ютиться на задворках психологической
науки, тогда как воля, а особенно ум (познание)
занимают все парадные комнаты. Если собрать
все научные исследования о чувствах,
то получится список столь бедный, что
его далеко превзойдет литература любого
вопроса из области познавательных процессов,
даже очень мелкого... Причин этой общей
"нелюбви" много. Здесь, вероятно,
играет некоторую роль и общий характер
современной культуры, по преимуществу
технической и внешней, и то, что рассуждения
старых психологов о чувствах отталкивают
нас своей риторичностью и морализациями,
и то, что эта область вообще трудно поддается
точным и научным методам исследования
и, наконец, то, что для психолога, как и
ученого вообще, область ума и познания
обыкновенно ближе и доступнее, чем область
эмоций. Может быть, дело было бы иначе,
если бы в разработке психологической
науки женщины приняли большее участие,
чем доныне» [13,с.55].
С тех пор многое изменилось. Не оправдалось предсказание М.Мейера
(Меуег, 1933) о том, что эмоции постепенно исчезнут из сферы психологии, но сбылось пожелание Н.Н.Ланге — и профессия психолога теперь в основном стала женской. Появилось очень большое количество работ, посвященных эмоциям и чувствам, особенно в зарубежной психологической литературе. Однако и до сих пор вопрос, поставленный в заголовке статьи У.Джемса «Что такое эмоция?», остается актуальным как для психологов, так и для физиологов. В последние десятилетия заметна тенденция к эмпирическому изучению отдельных эмоциональных реакций без попыток теоретического осмысления, а подчас и к принципиальному отказу от этого. Например, Дж.Мандлер (1975) доказывает бесполезность поиска определения эмоций и создания теории эмоций. Он полагает, что накопление результатов эмпирических исследований автоматически приведет к решению всех тех вопросов, ради которых и строится теория эмоций. Б.Райм (В. Rime, 1984) пишет, что современное состояние изучения эмоций представляет разрозненные знания, непригодные для решения конкретных проблем. В руководстве Human physiology (1983) утверждается, что дать эмоциям точное научное определение невозможно. Это подтверждает и анализ определений эмоций, даваемых в отечественной литературе (Левченко и
Бергфельд, 1999).
Существующие теории эмоций в основном
касаются лишь частных аспектов проблемы.
А.Н.Леонтьев (1971) справедливо считает, что трудности, которые обнаруживаются при изучении этой проблемы, объясняются главным образом тем, что эмоции рассматриваются без достаточно четкой дифференциации их на различные подклассы, отличающиеся друг от друга как генетически, так и функционально. В предисловии к пятому тому «Экспериментальной психологии»
А.Н.Леонтьев (1975) пишет: «Совершенно очевидно… что, например, внезапная вспышка гнева имеет иную природу, чем, допустим, чувство любви к Родине, и что никакого континуума они не образуют» [9,с. 7]. По этому же поводу пишут и Ф.Тайсон и Р.Тайсон (1998): «Различные теории аффектов зачастую несовместимы друг с другом и запутывают читателя, потому что каждый автор пытается по-своему определить релевантные концепции и феномены, одни более явно, чем другие. Вдобавок термины "аффект", "эмоция", "чувство" нередко используются как взаимозаменяемые, что отнюдь не добавляет ясности концепции аффектов» [20,с.173]. Добавим, что нередко за чувства принимаются нравственные качества, самооценки, ощущения. Не случайно некоторые исследователи эмоций считают, что проблема находится в кризисном состоянии
(Васильев, 1992). Подтверждением
этому служит и то