Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:18, курсовая работа
Цель настоящей работы: определить влияние тревожности человека на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________3
ГЛАВА 1. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В
ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ____5
1.1. Обзор теорий эмоций и чувств как основы поведения человека_____________________________5
1.2. Особенности проявления тревожности в процессе психологического консультирования______________________________14
1.3. Методы психологического воздействия на эмоционально-чувственную сферу________________26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И ВЛИЯНИЕ НА
НИХ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ_____________________________32
2.1. Обоснование выбора и описание методик________32
2.2. Обсуждение и анализ полученных результатов__________________________________35
2.3. Рекомендации по построению процесса психологического консультирования____________41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________49
38. Раздражительны
ли вы?
39. Нравится ли
вам работа, требующая быстродействия?
40. Верно ли, что
вам часто не дают покоя
мысли о разных неприятностях
и ужасах, которые могли бы
произойти, хотя все кончилось
благополучно?
41. Верно ли, что
вы неторопливы в движениях и несколько
медлительны?
42. Опаздываете
ли вы когда-нибудь на работу
или на встречу с кем-либо?
43. Часто ли
вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что
вы так любите поговорить, что
не упускаете любого случая
побеседовать с новым человеком?
45. Беспокоят
ли вас какие-нибудь боли?
46. Огорчились
бы вы, если бы долго не могли
видеться с друзьями?
47. Вы нервный
человек?
48. Есть ли
среди ваших знакомых люди, которые
явно вам не нравятся?
49. Вы уверенный
в себе человек?
50. Легко ли вас
задевает критика ваших недостатков или
вашей работы?
51. Трудно ли
вам получить настоящее
52. Беспокоит
ли вас чувство, что вы чем-то
хуже других?
53. Сумели бы
вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли,
что вы говорите о вещах,
в которых совсем не
55. Беспокоитесь
ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли
вы подшутить над другими?
57. Страдаете
ли вы бессонницей?
В методе «Дифференциальные
шкалы эмоций» испытуемому предлагается
оценить в 4-балльной шкале то, в какой
степени каждое понятие описывает его
самочувствие в данный момент, проставив
необходимую цифру справа.
Предполагаемые
значения цифр: "1"- совсем не подходит;
"2"- пожалуй, верно; "3"- верно;
"4"- совершенно верно.
|Шкалы эмоций в понятиях |Сумма |Эмоция |
| |баллов | |
|Внимательный..|Концентриро-
|... |нный... | | | |
|Наслаждающийся|Счастливый.. |Радостный... | |2. Радость |
|Удивленный |Изумленный.. |Пораженный | |3. Удивление |
|Унылый.... |Печальный... |Сломленный.. | |4. Горе |
|Взбешенный.. |Гневный..... |Безумный.... | |5. Гнев |
|Чувствующий |Чувствующий |Чувствующий | |б.Отвращение |
|неприязнь |отвращение... |омерзение... | | |
|Презрительный.|
|... |ный.. | | | |
|Пугающий......|Страшный.... |Сеющий | |8. Страх |
|.. | |панику.. | | |
|Застенчивый...|Робкий....... |Стыдливый... | |9. Стыд |
|..... | | | | |
|Сожалеющий....|Виноватый.... |Раскаивающийся| |10.Вина |
|... | | | | |
2.2. Обсуждение
и анализ полученных
Для исследования
эффективности выбранных
Тестируемые – мужчины в возрасте 35-45 лет. Тестирование проводилось в психологическом центре г.Тобольска по направлению врача - нарколога.
Принудительный
характер тестирования предполагал
наличие высокой степени
В опроснике Айзенка показатель по «шкале лжи» определяется по сумме баллов ответов «да» в вопросах 6, 24, 36 и ответов «нет» в вопросах 12, 18,
30, 42, 48, 54.
0-3 — норма, ответам можно доверять. Показатель 4-5 является критическим, он свидетельствует о тенденции давать только «хорошие» ответы.
6-9 — ответы
недостоверны.
При тестировании испытуемых данный показатель составил от 5 до 9 баллов, что явно свидетельствовало о несерьезном отношении их к тесту
(таб.1).
Для определения
степени невротизма находится количество
ответов «да» в вопросах
2,4,7,9,11,14,16,19,21,23,26,
Количество ответов от 0 до 10 соответствует эмоциональной устойчивости испытуемого. 11-16 — присутствует эмоциональная впечатлительность. При 17-
22 ответах «да»
появляются отдельные признаки
расшатанности нервной системы.
23—24 ответов «да» определяют
невротизм, граничащий с
При тестировании данный показатель составил от 18 до 23 ответов «да», что свидетельствовало о патологии невротизма у всех участников эксперимента
(таб.1).
Экстраверсия — находится сумма ответов «да» в вопросах
1,3,8,10,13,17,22,25,27,39,44,
5,15,20,29,32,37,41,51.
Если сумма
баллов равна 0-10, то испытуемый интраверт,
замкнут внутри себя.
Если 15-24, то испытуемый
экстраверт - общителен, обращен ко
внешнему миру.
Если 11-14, то испытуемый
амбиверт – вступает в общение
тогда когда ему это нужно.
При тестировании
экстраверсия распределилась у каждого
испытуемого по- разному, но преобладала
оценка до 10 баллов (таб.1). Таким образом,
большинство испытуемых оказались замкнутыми
внутри себя.
Таблица 1.
Результаты тестирования по опроснику Айзенка (бал.)
|№ |Испытуемые |Шкала лжи|Степень |Экстраверсия-интро|
|п/п | | |невротизма |версия |
|1 |Голков А.Н. |6 |18 |9 |
|2 |Голыженков А.В. |5 |21 |14 |
|3 |Гурьин К.Б. |6 |20 |12 |
|4 |Детков Ю.М. |8 |20 |8 |
|5 |Иванов П.П. |7 |19 |9 |
|6 |Кетков М.Е. |5 |21 |7 |
|7 |Кнутов К.Г. |7 |20 |7 |
|8 |Коновод С.Ф. |9 |19 |9 |
|9 |Курьин К.И. |6 |20 |15 |
|10 |Ланаков И.Б. |6 |20 |13 |
|11 |Манаков К.С. |7 |19 |8 |
|12 |Семенов И.И. |6 |23 |8 |
|13 |Чебышев Г.А. |6 |19 |10 |
|14 |Шестаков А.А. |5 |21 |9 |
|15 |Шутов В.Л.
|7 |22 |10 |
Фамилии и инициалы
являются вымышленными
При наличии
оснований полагать ответы на вопросы
искренними по полученным данным строится
график (рис.1).
[pic]
Рис. 1. Тип личности
(по опроснику Айзенка)
Далее из графика
(рис.1) определяем тип личности испытуемого:
Сангвиник-экстраверт:
стабильная личность, социален, направлен
к внешнему миру, общителен, порой
болтлив, беззаботный, веселый, любит
лидерство, много друзей, жизнерадостен.
Данный тип личности мало склонен
к защитным действиям в процессе
психологического консультирования.
Холерик-экстраверт;
нестабильная личность, обидчив, возбужден,
несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен,
активен, но работоспособность и
настроение нестабильны, цикличны. В
ситуации стресса — склонность к
истерико-психопатическим реакциям.
Флегматик-интроверт:
стабильная личность, медлителен, спокоен,
пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив,
мирный, сдержанный, надежный, спокойный
в отношениях, способен выдержать
длительные невзгоды без срывов здоровья
и настроения.
Меланхолик-интраверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса — склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности
(стресс кролика).
Поскольку у психолога были все основания считать ответы на вопросы теста неискренними, то вторая часть обработки результатов не производилась.
На основании
тестирования сделан вывод о значительной
степени психологической защиты испытуемых.
В методе «Дифференциальные шкалы эмоций» подсчитываются суммы баллов по каждой строке, и эти значения проставляются в строку "Сумма баллов".
Коэффициент самочувствия
(Кс) определяется по формуле:
сумма положительных
эмоций (С1 + С2 + СЗ + С9 + С10)
______________________________
Если Кс больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному, а при Кс меньше 1 — отрицательному, т.е. самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышенным настроением), либо дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека.
В случаях неудовлетворительного
самочувствия (Кс меньше 1) самооценка
испытуемого в целом
Депрессивное
состояние характеризуется
Второй тест
полностью подтвердил результаты первого
тестирования: Кс у всех 15 испытуемых
оказался меньше 1 (таб.2). Следовательно,
все испытуемые находились в состоянии
стойкой депрессии.
Таблица 2.
Результаты тестирования
по методике
«Дифференциальные шкалы эмоций»
|№ |Испытуемые |Сумма |Сумма |Коэффициент |
|п/п| |положительных |отрицательных |самочувствия |
| | |эмоций (бал.) |эмоций (бал.) | |
|1 |Голков А.Н. |47 |52 |0,9 |
|2 |Голыженков А.В. |37 |46 |0,8 |
|3 |Гурьин К.Б. |34 |48 |0,7 |
|4 |Детков Ю.М. |32 |46 |0,7 |
|5 |Иванов П.П. |38 |48 |0,8 |
|6 |Кетков М.Е. |29 |48 |0,6 |
|7 |Кнутов К.Г. |42 |47 |0,9 |
|8 |Коновод С.Ф. |38 |48 |0,8 |
|9 |Курьин К.И. |78 |47 |0,8 |
|10 |Ланаков И.Б. |37 |48 |0,7 |
|11 |Манаков К.С. |41 |46 |0,9 |
|12 |Семенов И.И. |32 |45 |0,7 |
|13 |Чебышев Г.А. |15 |38 |0,4 |
|14 |Шестаков А.А. |32 |45 |0,7 |
|15 |Шутов В.Л.
|38 |47 |0,8 |
Фамилии и инициалы
являются вымышленными
Для более наглядного
представления о результатах тестирования,
ниже представлен график показателей
Кс (рис.2).
Рис. 2. Показатели
коэффициента самочувствия
Таким образом,
практические исследования полностью
подтвердили гипотезу, выдвинутую в
начале исследования. Предложенные тесты
позволяют с достаточной достоверностью
определить наличие психологической защиты
у клиентов с высоким уровнем тревожности.
Совместное использование тестов повышает
точность определения наличия защиты
и позволяет определить меры по ее нейтрализации.
В последующем пункте приведены рекомендации
по проведению консультаций клиентов,
использующих защитные механизмы.
2.3. Рекомендации
по построению процесса
В процессе консультации
очень важно позволить клиенту
выговориться и выразить свою тревожность,
потому что беспокойный клиент мало что
слышит, до него не доходят увещевания
консультанта. Невысказанная тревожность
безгранична. Когда она "одевается"
в словесную оболочку, то фиксируется
в пределах слов и становится объектом,
который может "увидеть" как клиент,
так и консультант. Происходит значительное
уменьшение дезорганизующей силы тревожности.
Следовательно, с тревожным клиентом необходимо
обсуждать его состояние. Нельзя забывать,
что мы имеем дело по существу со скрытыми
в бессознательном чувствами, поэтому
бесполезно давить на клиента, чтобы он
скорее назвал причины своей тревожности.