Влияние тревожности на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы: определить влияние тревожности человека на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________3
ГЛАВА 1. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В
ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ____5
1.1. Обзор теорий эмоций и чувств как основы поведения человека_____________________________5
1.2. Особенности проявления тревожности в процессе психологического консультирования______________________________14
1.3. Методы психологического воздействия на эмоционально-чувственную сферу________________26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И ВЛИЯНИЕ НА
НИХ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ_____________________________32
2.1. Обоснование выбора и описание методик________32
2.2. Обсуждение и анализ полученных результатов__________________________________35
2.3. Рекомендации по построению процесса психологического консультирования____________41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________49

Файлы: 1 файл

влияние тревожности на защитные механизмы в процессе консультирования.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

Рассмотрим некоторые  из наиболее распространенных в практике методы. 

Самовнушение  тесно связано с такими понятиями  как самовоспитание, саморегуляция, самовоздействие. Трактовок этого  понятия существует множество. В  частности, А.С.Ромен определяет самовнушение как – «волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному действию и при необходимости к его реализации» [13,с.22].

Самовнушение  может быть не произвольным и произвольным. В первом случае самовнушение предполагает дополнительный заряд фактора, во втором необходима концентрация мыслей и внимания на чем-либо одном. Существует множество психотерапевтических методов, основанных на самовнушении.

Аутогенная тренировка, основателем которой считается немецкий психолог

И.Г.Шульц, сочетает в себе самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряжение [13,с.34]. Это упорядоченное  использование специальных упражнений и психологической релаксации, преодоления стрессовых состояний, для ускоренной мобилизации духовных возможностей может быть рекомендовано и применено не только к клиентам социальных служб, но и к работникам этих служб в целях повышения продуктивности труда, улучшения контроля за своим эмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях, развития способности к пониманию психического состояния других. 

Поведенческая психотерапия основана на принципах  бихевиоризма. Главное

- это изменение  поведения клиента под воздействием позитивного стимула.

Психолог обучает  клиента таким способам поведения, которые снимают дискомфорт, неадекватную реакцию или болезнь. 

К методам поведенческой  терапии можно отнести социальный тренинг, тренинг уверенности в  себе и др., осуществляемый в группе. По мнению

Рудестама К. «присутствие или отсутствие людей может влиять на поведение, группа становится микрокосмосом, представляющим реальный мир. Это социальная сеть, в которой можно определить и практиковать изменения»

[13,с.39]. 

Целью временных групп является выработка такого поведения, которое является приемлемым не только для индивида, но и для общества в целом.

Тренинг обучает  управлять своими эмоциями, планировать  ближайшее и отдаленное будущее, принимать решение, учит коммуникативности, уверенности в себе. Рациональная психотерапия как метод включает в себя разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, логическую аргументацию. 

Одна из ее главных  задач - создание в сознании клиента  правильного представления о заболевании или проблеме и выработке разумного адекватного отношения к этому. Эволюционная окраска болезненных переживаний может наложиться на личностные особенности клиента и задача психолога - правильно, доступно трактовать характер, причины возникновения и прогноза заболевания. Причиной многих социальных проблем часто бывает конфликт личности с его средой, который не всегда можно быстро выявить. Используя приемы рациональной психотерапии, аргументируя или опровергая положения, связанные с представлениями клиента о возникшей проблеме, можно прояснить истинную суть конфликта и осуществить коррекцию взглядов клиента на причины, ход и пути его разрешения. Несомненным достоинством рациональной психотерапии является участие клиента в процессе осуществления психотерапевтического воздействия. 

Групповая психотерапия - это лечение людей в группах, через включение их в психологически положительное взаимодействие со специально- организованной управляемой средой. 

Мотивом деятельности индивида в группе является его собственное выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются как средство достижения этой цели. По характеру можно выделить: 

- Семейную психотерапию, предусматривающую одновременную  работу с родителями, детьми и  родителями; 

- Групповую психотерапию в условиях совместной деятельности; 

- Игровую психотерапию. 

Главные показания  к применению групповой психотерапии: наличие неврозов с нарушением социальных связей, с трудностями в области  общения и социальной адаптации. 

Малая группа - это  общество в миниатюре, в котором также могут проявляться такие социальные факторы как социальное влияние и давление партнеров. Преимущество терапевтической группы - это возможность получения по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы, имеющих общие проблемы и общие цели. В такой группе человек чувствует себя и принимающим и оказывающим помощь, доверяющим и пользующимся доверием. Это облегчает процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы, т.к. у человека уже была возможность опробовать различные стили на занятиях в группе. 

Многие специалисты  считают, что один из лучших способов лечения наркоманов - терапевтические  коммуны. Это нечто вроде лагеря, где живут люди. Они почти не поддерживают связей с внешним миром, трудятся, ведут натуральное хозяйство. 

Концепция терапевтической  общины (группы) лежит в основе многих зарубежных программ лечения алкоголизма. Главную терапевтическую роль в  них играют так называемые консультанты - люди, преодолевшие собственные проблемы, связанные с алкогольной зависимостью и использующие собственный опыт во благо других людей. Подобные программы предполагают желание человека следовать предложенному пути и готовность к большой работе над собой. 

Различные терапевтические  методы часто используются в сочетании с трудотерапией, которая рассматривается, как лечение занятостью. Хорошо организованный труд - это мостик, соединяющий человека с социальной действительностью. Труд предохраняет человека от личностного распада, создает условия для межличностного общения, организовывает структурированную микросреду. Методы трудотерапии активно используются в работе с пожилыми людьми и лицами с ограниченными физическими возможностями. Труд позволяет ощутить свою полезность, значимость, дать дополнительный заработок. Трудотерапия является непременной частью социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдавших алкоголизмом и наркоманией. 

Многообразие  перечисленных выше методов терапии  определяет широкий спектр ее использования  в практической деятельности различных социальных служб. Особое значение работа психологических служб приобретает в связи с продолжающейся нестабильностью в обществе, когда население особенно подвержено стрессам. 

Т. о. защитные механизмы  психологического консультирования очень  часто связаны с проявлениями тревожности клиента. В процессе консультаций психологу важно выявить связь между тревожностью и защитными механизмами, а также причинами возникновения тревожности. При этом психолог должен учитывать, что не всегда защитные механизмы, используемые клиентом, следует расценивать, как нежелание клиента получить помощь от специалиста. Также необходимо учитывать, что в интересах эффективности психотерапии не следует на начальном этапе консультирования лишать клиента защитных механизмов.

Попытка резкого воздействия на психо-эмоциональную сферу испытуемого может привести к развитию стрессовой ситуации, что в дальнейшем придется исправлять путем увеличения количества консультаций. Психолог всегда должен помнить то, тревожность представляет собой сложный основополагающий фактор психо-эмоционального климата психологического консультирования и является основой психологической защиты. 
 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И ВЛИЯНИЕ НА НИХ ТРЕВОЖНОСТИ В 

ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 

2.1. Обоснование  выбора и описание методик 

Методика исследования защитных механизмов психологического консультирования построена на тестировании клиентов. Для тестирования использован  опросник Айзенка по определению  темперамента [19,с.57-60] и тест-метод «Дифференциальные шкалы эмоций» по К.Изарду [22,с.5-6]. 

Выбор опросника  Айзенка связан с тем, что он позволяет  определить искренность ответов  и темперамент клиента – при  этом первое дает возможность судить о наличии и серьезности защитных механизмов, второе определяет способы ведения психологической консультации. Опросник Айзенка состоит из 57 не сложных вопросов и таким образом не требует много времени для тестирования, что важно в условиях работы социальных психологических служб. 

Назначение методики «Дифференциальные шкалы эмоций» - выявление доминирующих эмоций, позволяющих качественно описать самочувствие обследуемого человека. 

Опросник Айзенка  включает ряд вопросов. Клиент на каждый вопрос отвечайте только «да» или  «нет». 

Вопросы следующие: 

1. Часто ли  вы испытываете тягу к новым  впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься,  испытать сильные ощущения? 

2. Часто ли  вы чувствуете, что нуждаетесь  в друзьях, которые могут вас  понять, ободрить, посочувствовать? 

3. Считаете ли  вы себя беззаботным человеком? 

4. Очень ли  трудно вам отказаться от своих  намерений? 

5. Обдумываете  ли вы свои дела, не спеша,  и предпочитаете ли подождать,  прежде чем действовать? 

6. Всегда ли  вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно? 

7. Часто ли  у вас бывают спады и подъемы настроения? 

8. Быстро ли  вы обычно действуете и говорите? 

9. Возникало  ли у вас когда-нибудь чувство,  что вы несчастны, хотя никакой  серьезной причины для этого  было? 

10. Верно ли, что  «на спор» вы способны решиться  на все? 

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен? 

12. Бывает ли  когда-нибудь, что, разозлившись, вы  выходите из себя? 

13. Часто ли  бывает, что вы действуете необдуманно,  над влиянием момента? 

14. Часто ли  вас беспокоит мысль о том. что вам не следовало что-либо делать или говорить? 

15. Предпочитаете  ли вы чтение книг встречам  с людьми? 

16. Верно ли, что  вас легко задеть? 

17. Любите ли  вы часто бывать в компании? 

18. Бывают ли  у вас такие мысли, которыми  вам бы не хотелось делиться с другими? 

19. Верно ли, что  иногда вы настолько полны  энергии, что все горит в  руках, а иногда чувствуете  усталость? 

20. Стараетесь  ли вы ограничить круг своих  знакомств небольшим числом самых  близких друзей? 

21. Много ли  вы мечтаете? 

22. Когда на  вас кричат, отвечаете ли вы  тем же? 

23. Считаете ли  вы все свои привычки хорошими? 

24. Часто ли  у вас появляется чувство, что  вы в чем-то виноваты? 

25. Способны ли  вы иногда дать волю своим  чувствам и беззаботно развлекаться  в веселой компании? 

26. Можно ли  сказать, что нервы у вас  часто бывают натянуты до предела? 

27. Слывете ли  вы человеком живым и веселым? 

28. После того  как дело сделано, часто ли  вы мысленно возвращаетесь к  нему и думаете, что смогли  бы сделать лучше? 

29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании? 

30. Бывает ли, что вы передаете слухи? 

31. Бывает ли, что вам не спится иэ-за того, что в голову лезут разные  мысли? 

32. Если вы  хотите что-то узнать, вы предпочитаете  спросить у людей, а не найти в книге? 

33. Бывает ли  у вас сильное сердцебиение? 

34. Нравится ли  вам работа, требующая сосредоточения? 

35. Бывают ли  у вас приступы дрожи? 

36. Всегда ли  вы говорите правду? 

37. Бывает ли  вам неприятно находиться в  компании, где подшучивают друг над другом? 

Информация о работе Влияние тревожности на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования