Влияние тревожности на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы: определить влияние тревожности человека на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________3
ГЛАВА 1. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В
ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ____5
1.1. Обзор теорий эмоций и чувств как основы поведения человека_____________________________5
1.2. Особенности проявления тревожности в процессе психологического консультирования______________________________14
1.3. Методы психологического воздействия на эмоционально-чувственную сферу________________26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И ВЛИЯНИЕ НА
НИХ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ_____________________________32
2.1. Обоснование выбора и описание методик________32
2.2. Обсуждение и анализ полученных результатов__________________________________35
2.3. Рекомендации по построению процесса психологического консультирования____________41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________49

Файлы: 1 файл

влияние тревожности на защитные механизмы в процессе консультирования.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

Консультируя  тревожных клиентов, важно знать  не только способы, которыми они маскируют  свою тревожность, но и средства, с  помощью которых стремятся избавиться от неприятного воздействия тревожности. Этими средствами служат механизмы  психологической защиты. Механизмы функционируют автоматически, на бессознательном уровне. Использование защитных механизмов для уменьшения тревожности не представляет патологии, пока не становится утрированным и не начинает искажать понимание реальности и ограничивать гибкость поведения. Описано много механизмов психологической защиты.

Охарактеризуем  вкратце основные из них: 

1. Вытеснение. Это  процесс непроизвольного устранения  в бессознательное неприемлемых  мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов: a. вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения; b. вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций. 

2. Регрессия.  Посредством этого механизма  осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях 

(больной требует  повышенного внимания и опеки). В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении. 

3. Проекция. Это  механизм отнесения к другому  лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые  на сознательном уровне индивид  у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности. 

4. Интроекция. Это  символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. 

Интроекция выполняет  очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются  родительские ценности и идеалы. 

Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии. 

5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий  мысли, чувства, поведение, которые  на самом деле неприемлемы. 

Рационализация — самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. 

Рационализация  помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой  рационализации имеется хотя бы минимальное  количество правды, однако в ней  больше самообмана, поэтому она и опасна. 

6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает  преувеличенное использование интеллектуальных  ресурсов в целях устранения  эмоциональных переживаний и  чувств. Интеллектуализация тесно  связана с рационализацией и  подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви — разговоры о любви). 

7. Компенсация.  Это бессознательная попытка  преодоления реальных и воображаемых  недостатков. Компенсаторное поведение  универсально, поскольку достижение  статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста — стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности — грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере). 

8. Реактивное  формирование. Этот защитный механизм  подменяет неприемлемые для осознания  побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. 

Сначала вытесняется  неприемлемое желание, а затем усиливается  его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство  отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п. 

9. Отрицание.  Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или  реальности, которые неприемлемы  на сознательном уровне. Поведение  таково, словно проблемы не существует. 

Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей 

(если спрятать  голову под одеялом, то реальность  перестанет существовать). Взрослые  часто используют отрицание в  случаях кризисных ситуаций (неизлечимая  болезнь, приближение смерти, потеря  близкого человека и т.п.). 

10. Смещение. Это  механизм направления эмоций  от одного объекта к более  приемлемой замене. Например, смещение  агрессивных чувств от работодателя  на членов семьи или другие  объекты. Смещение проявляется  при фобических реакциях, когда  тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект. 

Близким к тревожности  состоянием является страх. Но тревожность  в отличие от страха не имеет определенного  объекта, страх же всегда связан с  конкретным объектом окружения (лицом, предметом, событием). Страх имеет биологическую значимость, так как охраняет от многих опасностей. Без чувства страха мы оказались бы легко уязвимы. 

Чаще всего, клиенты  обращаются по поводу конкретных страхов, связанных с какими-то важными  событиями (боязнь экзамена, страх перед хирургической операцией и т.п.). В таких случаях сначала следует помочь клиенту понять смысл события, вызвавшего чувство страха, разобраться, в какой степени его реагирование на это событие является оправданным и адекватным. 

Стержнем невротического поведения с преобладанием фобий является усиленное избегание тревоги, стремление обойти породивший ее конфликт.

Поэтому клиент нередко спокойно говорит о своем  страхе, но отрицает существование  любых внутренних конфликтов, связанных  с этим страхом.

Консультант должен быть готов к такому поведению. Попытки  избежать обсуждения конфликта могут  проявиться самыми разнообразными способами.

Обычно клиенты  крайне осторожны в отношениях с  консультантом. Они склонны сопротивляться стремлению консультанта говорить о вещах, провоцирующих тревожность. Сопротивление опять же принимает разные формы. Клиент забывает детали предыстории своих проблем, которые проливают свет на суть психологического конфликта. Например, возникновение фобии как-то связано с изменениями жизни клиента, системы отношений его личности, но клиент об этом даже не упоминает, хотя такая информация весьма существенна для понимания природы фобии. 

Часто в консультировании встречается скрытая враждебность, которую консультант невольно чувствует. Справиться с ней сложнее, чем с откровенной агрессивностью. Большинство клиентов бывают не готовы к идентификации затаенной враждебности, да и консультанту небезопасно превращать скрытую враждебность в открытую. Тем не менее, если в беседе с клиентом мы почувствуем что-то недоброе, следует помочь ему вербализовать свои переживания, открыто выразить их, потому что любые невыраженные сильные эмоции, особенно отрицательные, дезорганизуют логическое мышление и поведение, способствуют возникновению психосоматических симптомов и затрудняют процесс консультирования. К вопросу скрытой враждебности мы еще вернемся в разделе об особенностях консультирования клиентов с психосоматическими жалобами. 

Когда человек  ищет психологической помощи, он обычно надеется, что в его жизни возможны положительные перемены. Однако иногда люди попадают к консультанту не по своей воле и отвергают роль клиента, навязываемую другими лицами. Например, клиент говорит: "Моя жена потребовала, чтобы я пришел сюда, однако не думаю, что Вы сможете мне помочь". Некоторые обращаются к консультанту с единственным намерением — доказать, что никто не способен им помочь. Этим клиентам в процессе консультирования недостает мотивации. 
 

Нежелание быть объектом чьей-либо помощи — совершенно нормально и понятно при отрицании  соответствующих проблем. Если человек  считает, что не нуждается в помощи, он вовсе не должен скрывать это  от консультанта. 

Такая ситуация представляет собой очевидный источник стресса для консультанта любой теоретической ориентации. Не важно, в каком учреждении это происходит. Консультант вынужден "лечить", "адаптировать" человека против его воли. Надежды людей, направивших клиента, ложатся на плечи консультанта тяжелой ношей и становятся своеобразным экзаменом его умений и навыков. Консультанту как бы говорят: "Вы должны уметь помогать; Вам предоставляется возможность доказать это". Большинство консультантов испытывают обязанность "перевоспитать" клиентов. Это продиктовано их идеалами, системой ценностей, оптимистической оценкой своих возможностей.

Поэтому "немотивированный" клиент бросает вызов стремлению таких консультантов помочь любой  ценой. 

Часто свое сопротивление  клиенты выражают молчанием. Обычно это молчание для консультанта бывает очень "громким". Иногда клиент уныло крутит пуговицу и всем своим видом показывает, что он просто отсиживает в кабинете. Враждебность может выражаться и прямо. Например, клиент говорит:

"Проводить  с Вами время — не моя  идея". 

Истеричные клиенты в консультировании пытаются воспользоваться своими качествами, особенно с консультантом противоположного пола (классический вариант — женщина-клиент и мужчина-консультант). Обычно они добиваются придания контакту эротической, сексуальной окраски. 

Еще одна особенность  истерического поведения, встречаемого в консультировании, — представление  себя в качестве бессильного и  зависимого существа, жаждущего заботы и внимания со стороны сильной  отеческой фигуры.

Консультанта  в таких случаях пытаются превратить в заменителя отца. 

В консультировании истерическая личность часто использует в качестве самозащиты нападение, например, объясняет консультанту, что он должен говорить, комментирует его профессиональные действия, делает замечания по поводу его поведения во время конкретной встречи или вообще может прочесть

"краткую лекцию" о консультировании. Консультант  испытывает прямую угрозу своей  профессиональной компетентности  и обычно сердится. Однако опытный  консультант понимает психологическую  реальность, скрывающуюся за такими действиями. Клиент не стремится оскорбить консультанта, а пытается таким способом взять под контроль свою тревожность и защититься от помощи, которая может представлять для него не меньшую опасность, чем его проблемы. 

Из рассмотренных выше примеров видно, что возникновение психологической защиты у тревожных клиентов в процессе психологического консультирования связано с различными причинами. Поэтому от поведения психолога, от профессионального подбора методов зависит определение степени защиты клиента и принятия мер к преодолению этого барьера. От того, насколько быстро преодолевается психологическая защита, зависит, в свою очередь, эффективность консультирования. 

1.3. Методы психологического  воздействия на эмоционально-чувственную  сферу 

Существует множество  классификаций методов психотерапии. Под методом понимается общий  принцип лечения, который определяется пониманием характера заболевания. Так метод рациональной психотерапии может применяться в форме  беседы с группой или в форме  лекции. 

Комплекс различных  методов, объединенных общим принципиальным подходом к лечению, образует систему  или направление в психотерапии. В настоящее время наибольшее распространение получили такие  направления как психоаналити ческое, бихевиоральное, экзистенционально-гуманистичес-кое. Из большого количества методов психотерапии в практике социальной работы широко применяется суггестивная психотерапия, групповая, поведенческая, семейная, игровая, рациональная, самовнушение. Все чаше используют психоанализ, трансактный анализ, гештальт-терапию и др. 

Информация о работе Влияние тревожности на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования