Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:40, доклад
Психические механизмы, действующие на бессознательном уровне, которые обеспечивают лучшее приспособление в различных ситуациях, способствуя устранению тревоги и улучшению самочувствия, восстановлению и повышению самооценки, улучшению взаимоотношений, смене мотивов и более сообразному поведению, можно назвать механизмами интрапсихической адаптации, механизмами самозащиты личности на неосознаваемом уровне, психологической защитой Я, или просто - психологической защитой.
МЕХАНИЗМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАЩИТЫ
Е.В.
БЕЗНОСЮК, Е.Д. СОКОЛОВА (Москва)
Психические механизмы, действующие на бессознательном уровне, которые обеспечивают лучшее приспособление в различных ситуациях, способствуя устранению тревоги и улучшению самочувствия, восстановлению и повышению самооценки, улучшению взаимоотношений, смене мотивов и более сообразному поведению, можно назвать механизмами интрапсихической адаптации, механизмами самозащиты личности на неосознаваемом уровне, психологической защитой Я, или просто - психологической защитой.
Термин «защита» появился впервые в работах 3. Фрейда [6]; он писал: «мы вводим его для общего обозначения всех приемов, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу». В работе «ЭГО и механизмы защиты» в 1946 г. А. Фрейд [5] отмечала, что к 9 хорошо описанным в литературе способам защиты (регрессия, вытеснение, формирование реакций, изоляция, уничтожение, проекция, интроекция, обращение, борьба Я с самим собой) необходимо добавить 10-й - сублимацию, относящуюся к норме, а не к неврозу. И заключает: «В отдельные периоды жизни и в соответствии со своей собственной конкретной структурой индивидуальное Я выбирает то один, то другой способ защиты и может использовать его как в своем конфликте с инстинктами, так и в защите от высвобождения аффекта».
Защитные механизмы подразделяются на примитивные, или незрелые (расщепление, проекция, идеализация, идентификация), и более зрелые (сублимация, рационализация и др.) [4]. Однако ни количество вариантов защиты (их описано несколько десятков), ни их классификация, ни даже их названия, особенно в русском переводе, не являются общепринятыми [1-З].
Согласно некоторым классификациям, в одну группу объединяются варианты защиты, снижающие уровень тревоги, но не изменяющие характера побуждений. К ним относятся: репрессия, подавление, или вытеснение из сознания, неприемлемых побуждений или чувств, отрицание источника или чувства тревоги; проекция, перенесение, или перемещение, своих желаний или чувств на других; идентификация, уподобление - подражание другому лицу с приписыванием себе его качеств; аннулирование, или отмена, т. е. повторное действие, лишающее значения предыдущее, сопровождавшееся тревогой; изоляция, или расщепление, - разделение единого переживания на компоненты, не вызывающие тревоги; ингибиция - блокирование в поведении и сознании всех проявлений, связанных с тревогой. В другую группу объединяются формы защиты, при которых срабатывают механизмы, уменьшающие выраженность тревоги и при этом изменяющие направленность побуждений: ауто-агрессия — обращение враждебности на себя; реверсия — полярное обращение, или изменение, побуждений и чувств на противоположные; регрессия — снижение, или возвращение к ранним, детским формам реагирования; сублимация — преобразование неприемлемых способов удовлетворения потребностей в другие формы — например в виде творчества в искусстве или науке.
В монографии Ф.Б. Березина выделено 4 типа защиты, препятствующие осознаванию факторов, вызывающих тревогу, или самой тревоги (отрицание, вытеснение), позволяющие фиксировать тревогу на определенных стимулах; снижающие уровень побуждений (обесценивание исходных потребностей); устраняющие тревогу или модифицирующие ее интерпретацию за счет формирования устойчивых концепций.
Действие защиты Я проявляется в том, что вызывающие тревогу факторы не воспринимаются либо не осознаются, или в том, что тревога смешивается с каким-то объектом, не состоящим в причинной связи с ее возникновением. Уменьшение выраженности тревоги может быть достигнуто и за счет снижения уровня побуждений и значения исходной потребности. Кроме того, тревога может перерабатываться и рассудочно, через построение системы соответствующих объяснений и концепций.
Наряду с приведенными выше существуют и иные классификации интрапсихической защиты. Например, их объединяют две группы: ин-трапсихическая защита как виды бегства или отступления; защита как виды агрессии или наступления. В основе этого подхода лежат две ассоциации. Первая группа может быть обоснована учением Г. Селье о стадиях стресса как любого адаптационного процесса, о зависимости между психическим стрессом и психической адаптацией, вторая - филогенетической обусловленностью типов реагирования на ощущение угрозы.
Рассмотрим теперь 9 основных форм психологической защиты независимо от их классификационной принадлежности.
1. Вытеснение. Под вытеснением понимают подавление, или исключение, из сознания неприятных или неприемлемых событий и явлений, т. е. удаление из сознания тех моментов, информации, которые вызывают тревогу. При неврозах, например, часто вытесняется основное событие, которое послужило его причиной.
Этот вариант защиты впервые был описан И. Брейером. В основе его лежит следующая физиологическая особенность человека: если на органы чувств действует стимул, который не интегрирует с остальными психическими явлениями, то этот стимул остается за пределами сознания. Например, вначале мы слышим настенные часы, а затем наступает привыкание к этому звуку и мы перестаем его слышать. При этом звук воспринимается органами чувств (что доказано экспериментально), но данный раздражитель не интегрирует с другими психическими явлениями. Другой пример: мы не можем вспомнить большую часть того, что происходило за день, хотя все воздействовало на наши органы чувств, но не подвергалось интеграции и потому осталось на уровне неосознаваемого. К этой же категории явлений может быть отнесено и отвлечение внимания на лекции у студентов, когда в итоге сохраняются в памяти не существенные положения, а лишь отдельные второстепенные моменты (внешний вид лектора). При интеграции может наступить как бы «внезапное просветление» и ранее не интегрированные в единое целое фрагменты лекции становятся ясным полным представлением. Описанное нарушение интеграции имеет место и при алкогольном опьянении (все органы чувств функционируют, но интеграция воспринимаемых стимулов нарушена), поэтому нередко человеку трудно вспомнить, что он делал в состоянии опьянения.
В норме вообще большая часть внутренних процессов протекает вне сознания (ходьба, функции внутренних органов, моторный механизм речи), ибо они стали автоматическими. Тем не менее соответствующий опыт фиксируется в памяти и в большой мере определяет поведение. Речь идет о накоплении и интеграции опыта на подсознательном уровне, причем осознаваемый материал может стать неосознаваемым. Существуют также варианты «искажения окружающей действительности», направленные на избегание конфликта и удаление из сознания вызывающих тревогу ситуаций. Психологический механизм вытеснения - манипулирование вниманием путем его отвлечения и баррикадирования. Когда внимание отвлекается, то образующаяся при этом «пустота» может выявляться при ассоциативном эксперименте. В этом случае имеются выпадения отдельных слов, фраз (обычно это слова и фразы, связанные с тревогой). Отвлечение внимания — механизм, близкий механизму отрицания, но при отвлечении значимы стимулы внутренние (висцеральные), а при отрицании - внешние. Что касается баррикадирования, то в этом случае внимание переключается с одних стимулов на другие (простейший пример - отражение гнева на начальство, на близких в семье).
Вытеснение, как любая защита, предохраняет человека от тревоги. Интересны в этом отношении такие психологические эксперименты. Испытуемым давали фотографии, на которых отображались специфические ситуации конфликтов, близкие к их переживаниям. Ожидалось, что испытуемые будут рассказывать их содержание, но они эти фотографии как бы «забывали» и откладывали в сторону. Когда же воспроизведение соответствующих фотографий производилось в ситуации гипноза, защита снималась и фотографии производили адекватный их содержанию эффект. Сходный механизм защиты лежит в основе распространенного явления, когда чужие недостатки в поведении замечаются, а свои - вытесняются. В других экспериментах испытуемым предлагали тесты на достижение определенного успеха и при выполнении того или иного задания; они вспоминали только те задания, которые выполнили хорошо, и «забывали», т. е. вытесняли, невыполненные задания.
Имеются индивидуальные различия в проявлении реакции вытеснения, причем эта индивидуальность формируется с детства. Так, в процессе формирования личности в детстве, если родители требуют от ребенка чрезмерного совершенства, то у него возникает постоянная тревога, в свою очередь приводящая к защите в форме реакции вытеснения. Сходным образом происходит вытеснение и в тех случаях, когда родители выключают из процесса воспитания и такие сферы, как сексуальность, конфликтность и враждебность, встречающиеся в повседневной жизни. Так же, как родители, в дальнейшей жизни ребенка могут вести себя педагоги и воспитатели, и тогда поведение, в котором реализуются механизмы вытеснения, закрепляется.
Рассматриваемые механизмы защиты сами по себе не патологичны. Они даже могут способствовать адаптации человека и своего рода гармоничному поведению. Но поведение при этом, естественно, упрощается, примитивизируется, теряя богатство поведенческих нюансов (по типу «нет проблем»). Это обеднение оттенков поведения может приводить к вытеснению некоторых видов активности (вытесняется, например, то, что связано с сексуальными или социальными контактами и т. п.). Поведение в таких случаях может и искажаться, приобретая неадаптивный характер. Причина такого рода трансформации в том, что изменение и особенности поведения не осознаются, а то, что не осознается, не подлежит ни самоуправлению, ни самоконтролю. При отсутствии самоконтроля поведение может настолько отклоняться от норм, что становится патологическим. Рассмотрим следующий пример. В семье, где малейшее проявление самостоятельности ребенка и естественной агрессии строго наказывается, ребенок исключает агрессию из своего поведения, и в дальнейшем в соответствующей обстановке у него возникает тревога, которая мешает постоять за себя, отстоять свое мнение в споре, соревновании, человек беспомощен в тех ситуациях, в том числе профессиональных, где нужно демонстрировать свое превосходство, т. е. в его поведении может отсутствовать мужественность там, где она нужна. При генерализации тревоги проявляются смущение, боязливость, застенчивость.
Поведение, в котором выявляются реакции вытеснения, может появляться или восстанавливаться («высвобождаться») в состоянии стресса, при утомлении или релаксации. Высвобождение вытеснения наблюдается также при действии алкоголя, амитал-кофеиновом расторма-живании, катарктической психотерапии.
Вытеснение может быть как полным, так и неполным, частичным. В последнем случае индивидуум может проявлять определенное отношение к реализуемой части поведения. Казалось бы, такое поведение должно вызвать у индивидуума тревогу, а оно как бы удовлетворяет его. Шарко назвал это «наплевательским отношением». Этот же феномен описывается под названием «истерической автономии». С точки зрения психодинамического подхода и защиты в виде вытеснения к числу таких реакций могут быть отнесены «писчий спазм», тики, содержащие символическую связь с определенной ситуацией, воспроизведение элементов фрустри-рованного сексуального поведения («страстные позы») и отчасти истерический сомнамбулизм (более сложный автоматический акт поведения с последующей амнезией). При истерической дуге также реализуется фрагмент ранее вытесненного поведения (тенденция к бегству).
Частным случаем вытеснения является инак-тивация (исключение). О ней говорят тогда, когда инактивация отдельных элементов поведения нейтрализует возникшую тревогу, что становится необходимым для индивидуума. Инактивация характерна для истерических личностей. Она может проявляться нечувствительностью к боли, афонией, мутизмом, исчезновением рвотного рефлекса, параличами, амнезией и т. п.
Для постороннего взгляда исключение (инактивация) — явление патологическое, болезненное, но сам человек с истерическими расстройствами получает своеобразное удовлетворение, так как инактивация, как всякая психологическая защита, нейтрализует тревогу. Именно поэтому рациональная психотерапия при истерии бесполезна. Как известно, при истерии нельзя говорить о симуляции. Более того, защитные реакции могут приводить к контрактурам, анорексии с летальным исходом; такие индивидуумы идут на тяжелые операции и т. п. Вместе с тем нельзя не признать, что рассматриваемый вариант защиты придает личности неповторимый облик. Особенно это касается личностей истерических, которые легко вытесняют тревогу, удовлетворяясь вниманием окружающих (они не испытывают чувства тревоги при выступлении на сцене и т. п.).
2. Замещение - переориентация с одного вызывающего тревогу и неприятные переживания объекта (темы) на другой. Этот вариант психологической защиты может быть представлен следующими простыми примерами. После конфликта с начальником на работе или ссоры с любимым человеком индивидуум обрушивает гнев на членов семьи (при этом часто имеет место и рационализация, о которой речь пойдет ниже). Человек во время волнующего разговора комкает бумажку. Девушка при фразе подруги «твой парень вечно тебя подводит» отшвыривает сидящую на коленях кошку.
3. Рационализация. В этом случае речь идет о попытке рационально обосновать желания и поступки, вызванные такой причиной, признание которой грозило бы потерей самоуважения. Примеров здесь может быть множество. Если у скупого просят взаймы, он всегда обоснует, почему не может дать в долг (из воспитательных соображений и т. п.); если неприятен какой-нибудь человек, то всегда легко найти у него массу недостатков, хотя неприязнь может быть связана вовсе не с ними; свой интерес к медицинской литературе больной может объяснять необходимостью расширения кругозора.
Механизм рационализации является одним из наиболее простых и общих, предназначенных для сохранения и поддержания высокого уровня самооценки и предотвращения чувства вины. Этот механизм защиты отличается тем, что человек сначала действует в ответ на неосознаваемые мотивы, а после действия выдвигает различные предполагаемые причины для объяснения поведения, причем, объяснения, как правило, социально приемлемы и одобряемы. Соответствующие мотивировки,однако, направлены на самоубеждение в причинах, детерминировавших поведение, на самом же деле эти причины, желания и потребности зачастую остаются скрытыми. Таким образом, индивид из всех возможных мотивов отбирает наиболее приемлемые для объяснения своего поведения.