Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:40, доклад
Психические механизмы, действующие на бессознательном уровне, которые обеспечивают лучшее приспособление в различных ситуациях, способствуя устранению тревоги и улучшению самочувствия, восстановлению и повышению самооценки, улучшению взаимоотношений, смене мотивов и более сообразному поведению, можно назвать механизмами интрапсихической адаптации, механизмами самозащиты личности на неосознаваемом уровне, психологической защитой Я, или просто - психологической защитой.
Рационализация является механизмом, который служит полезной цели настолько, насколько обеспечивает самозащиту и комфорт. Однако она нередко ведет к самообману. И в связи с этим следует упомянуть близкую к рационализации реакцию обесценивания (она часто описывается и как отдельный механизм защиты). При защитной реакции обесценивания индивид с пренебрежением относится к цели, которой, по крайней мере внутренне, он сильно хотел бы достичь, но это невозможно в силу объективно существующих препятствий или личного несоответствия требованиям. Иногда встречается также реакция в виде равнодушия, возникающая перед лицом обстоятельств, которые могли бы оскорбить чувство собственного достоинства, снизить самооценку, нанести удар по Я.
Таким образом, рационализация — это всякая попытка объяснить поведение или оправдать свой «неуспех» при недостижении цели, направленная на нивелирование тревоги при расхождении фактического поведения с «концепцией Я», т. е. представлением человека о самом себе.
4. Проекция. Защита в форме проекции представляет собой бессознательное перенесение собственных неприемлемых чувств и влечений на другое лицо, приписывание своих социально не одобряемых побуждений, желаний, мотивов, действий и качеств окружающим. Ярким примером тому может служить поведение молодого обеспеченного человека, который помещает мать в дом инвалидов и возмущается тем, что персонал равнодушно или плохо к ней относится.
Важно проследить развитие реакции проекции как защиты у ребенка. Вначале ребенок настолько интегрирован со своей семьей, что не дифференцирует себя и окружающих (даже иногда называет себя «он» или «она»). Таким образом, вначале ребенок не делает различия между собой и окружающими. Далее в процессе развития собственное поведение ребенка становится все более независимым. Одновременно с этим появляется представление, что окружающие — такие же, как и он, и потому на поведение окружающих (в том числе и неодушевленных предметов) он проецирует понятные ему побуждения и причины. Если игрушка упала, ребенок говорит «ей больно», либо «дверь не хочет закрываться». Обычно куклу ребенок наделяет всеми атрибутами своего поведения. Кстати, этот эффект часто используют психотерапевты: они дают куклы ребенку, который рассматривает их как копии родителей и других близких людей, косвенно перенося на кукол свое отношение к родителям. Анализ такого поведения ребенка может много дать для выявления особенностей взаимоотношений ребенка с родителями и для диагностики в целом.
Проекция в известной степени упрощает поведение, исключая необходимость в повседневной жизни всякий раз оценивать свои поступки. Мы нередко переносим свое поведение на других людей, проецируя на них свои эмоции. Если человек спокоен, уверен в себе, доброжелателен, то в его глазах окружающие разделяют его доброжелательность, и наоборот — напряженный, фрустрированный человек, неудовлетворенный в своих желаниях, настроен враждебно и приписывает, проецирует эту враждебность окружающим. Обычно индивид способен объективно оценивать враждебность окружающих, но фрустрированный, напряженный, подозрительный, болезненно самолюбивый человек создает свой собственный перцептивный мир (мир восприятия), не учитывая другие объективные факторы.
Проекция может существовать самостоятельно, без интерференции с другими формами психологической защиты. Это как бы эхо неосознаваемых подчас установок, освобождающее человека от тревоги, чувства вины и приносящее облегчение. Следует заметить, что в норме, если человеку удается заставить кого-то почувствовать вину, переложить ответственность за трудности на других, он сам чувствует себя менее виноватым. Здесь есть элемент реакции проекции.
Обратной стороной истинной психологической защиты по типу проекции являются сарказм, ирония, враждебность, вызывающие отрицательное отношение окружающих, а это в свою очередь усиливает потребность в развитии других защитных реакций.
Другим вариантом трансформации формы защиты в виде проекции являются случаи, когда агрессивные намерения и импульсы человека полностью приписываются другим людям, себе же оставляется роль жертвы, что ведет к нарушению сферы человеческих взаимоотношений. В качестве дальнейшей защиты от тревоги человек может реагировать враждебным и агрессивным поведением на внешний объект, который является объектом проекции. Отношение проецирующего человека к тем, на ком проекция фокусируется, нередко становится отношением подозрения или даже открытой враждебности, отчужденности, что в свою очередь вызывает ответное чувство вражды. Таким образом, механизм проекции может явиться причиной порочного круга защитных реакций.