Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы состоит в изучении влияния самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет. Эта тема является важной в социальной психологии, так как ее актуальность для современников имеет большое значение.
Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Исходя из этого, возникает вопрос: почему одни люди легко идут на контакт, хорошо принимаются в группе, другие - наоборот. Если личность сможет адаптироваться в коллективе, если каждый найдет «ключи к успеху», в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований. Это оздоровит каждую нацию в отдельности и население Земли в целом.

Оглавление

Содержание
Введение……………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы изучения самооценки
1.1. Понятие самооценки и её виды………………………………………………..4
1.2. Особенности самооценки учащихся 15-16 лет……………………………….8
1.3. Психологические аспекты формирования самооценки……………………..10
2. Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу
2.1. Мотив и мотивации………………………..………………………………….13
2.2. Ценностные ориентации………………………………………………………17
2.3. Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу
учащихся 15-16 лет………………………………………………..………………..20
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Несмотря  на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период, начавшейся с формирования образа своего «Я» на границе подросткового и старшего школьного возрастов.

     Старшеклассники в большей степени принимают  себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 15-16 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-14.

Практические  рекомендации по формированию положительной самооценки

     Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе должно быть становление  правильной, адекватной самооценки школьника, проведение в связи с этим разъяснительной работы с родителями.

     Следует разъяснять, что существуют слова  и выражения, способные постепенно повышать или понижать самооценку человека, с которым мы общаемся. К числу  тех, которые следует исключить  из употребления относятся: «О чем ты только думаешь», «Неужели тебе трудно запомнить, что…», «Сколько раз надо повторять…», «Неужели ты не видишь, что…», «Все люди…, а ты…», «Что ты ко мне пристала» и проч. И наоборот, полезно говорить: «Посоветуй мне, пожалуйста…», «Какие у тебя замечательные друзья», «Общаясь с тобой, можно многому научиться…». Совершенно необходимо учить детей говорить комплименты, так как не только другие люди влияют на наше представление о себе, но и мы влияем на их представление о них самих[1]

     Кроме того, можно рекомендовать повышать свою самооценку внешними факторами, то есть идти по пути от внешнего к внутреннему. Карнеги Дейл, например, советует надевать ту одежду, которая нравится, в которой чувствуешь себя уверенным и полным сил.[5] 
 

1.3. Психологические  аспекты формирования самооценки у учащихся 15-16 лет

     Подростковый  возраст - возраст перехода от детства  к взрослости. Изменения, происходящие в отношениях с родителями и сверстниками, в сфере когнитивных возможностей и в отношении к обществу в целом способствуют процессу поиска самого себя. Самооценка, отношения подростка к себе во многом определяют его поведение и успеваемость. [11,с.70-74].

  В начале периода полового созревания большинство подростков начинают проводить тщательную оценку самих себя, сравнивая свои внешние данные, способности, социальные умения с аналогичными качествами своих сверстников. Эта критическая самооценка обычно сопровождается периодом застенчивости, когда подросток очень уязвим и легко смущается. Подростков волнует, как примирить Собственное Я с идеальным Я.

     По  мнению К. Роджерса представление о  себе, если Я в собственном восприятии и идеальное Я начинают сливаться, то подросток может принять себя, а если нет, то это может привести к психологическим проблемам [12,с. 223-224].

     Также усиливается склонность к самонаблюдению, появляется эгоцентризм, несколько снижается общее самоуважение, изменяется самооценка некоторых качеств. Самооценка сильно зависит от стереотипов (каким должен быть мужчина, какой должна быть женщина) [13,с.160- 161].

     Из-за широкой изменчивости процессов  роста и стремления молодых людей  сравнить себя со сверстниками у многих может наблюдаться снижение самооценки и чувства собственной значимости. Всё это может приводить к  беспокойству и переоценке себя как  личности [14,с.95].

     Если  в младшем возрасте самооценка отличается неустойчивостью, то у подростков она  носит относительно устойчивый характер. Поведение и деятельность подростка  во многом определяются особенностями  самооценки. Так, при завышенной самооценки у него части возникают конфликты с окружающими. Самооценка оказывает влияние на самовоспитание подростка. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, он может намечать программу самовоспитания. Подростку очень важно иметь свою оценку, собственное мнение [15,с.181].

     Также в этом возрасте дети переоценивает свои действия и поступки. Больше подросток ориентируется на мнение сверстников, товарищей, а учитель для него уже не является таким непререкаемым авторитетом, как раньше. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности учителя. Подростки постоянно оценивают отношения и поведение учителей [16,с.134].

     Подростки, изучая себя, представляют, что и  другие люди тоже постоянно наблюдают  за ними, оценивают их. Это явление  в западной психологии называется «воображаемой аудиторией». Он всё время открыт, что усиливает его ранимость [17,с.201].

     Из  этого следует: чем богаче опыт и  выше уровень мировоззрения человека, тем больше значение в его развитии приобретают обращение к себе, самооценка своих личностных качеств. В этом смысле самооценка выступает как относительно устойчивое представление личности о себе, которое является результатом многократного и многостороннего самооценивания [18,с.25].

     Самооценка  тесно связана с социально-психологическим статусом подростка в группе. Социально-психологический статус - понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

     Так же было выявлено: чем критичнее  к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социальный статус в группе. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социальный статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму - в группу «отвергаемых».

     Причину такого поведения некоторые авторы находят в росте критичности  подростков к себе. Они указывают, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций [19,с.20-21].

     В условиях, когда самооценка не находит  опоры в социуме, когда его  поведение оценивается другими исключительно негативно, когда потребность в самоуважении остаётся нереализованной, - развивается резкое ощущение личного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить его бесконечно долго; подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценки или даже превосходит её.

     В такой среде подростка ценят  и постоянно подтверждают это  вербально и не вербально, что  приводит к удовлетворению потребности  в уважении и к состоянию комфорта от принадлежности к группе.

     Самооценка  получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности.

     Подросток может попасть в асоциальную  группу. Надо не просто вырвать подростка  из одной группы; необходимо «подставить» ему вместо одной асоциальной  группы другую - просоциальной ориентации. Новая группа должна быть такой, чтобы  самооценка подростка находила бы в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.

     Этот  подход свидетельствует о том, что  подросток упорно держится за некоторую  асоциальную группу, хотя и занимает в ней низкое положение.

     В этом случае переход личности в данную группу не сопровождается повышением статуса личности среди членов группы. Однако принадлежность к асоциальной группе удовлетворяет потребность во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в группу. В крайних случаях такое удовлетворение может достигаться и путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков - не членов группы [20,с.52-54].

     Таким образом, самооценка у подростков формируется  под влиянием многих факторов. Сначала  подросток оценивает себя с другими сверстниками, усиливается склонность к самонаблюдению. Стремление себя сравнить себя с другими может привести к снижению чувства значимости и самооценки. Подросток всё больше ориентируется на сверстников, а не на учителя. Самооценка тесно связана с социальным статусом подростка в группе. Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его социальный статус в группе, а может быть наоборот. Очень важно, что бы самооценка подростка нашла опору в социуме, а иначе это может привести к асоциальному поведению и негативным последствиям.  

2. Влияние самооценки  на мотивационно-ценностную  сферу 

2.1. Мотив и мотивации

     Центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационно-ценностной сферы человека: его потребностей, желаний, стремлений и намерений. Потребности требуют своего удовлетворения, а это создает необходимость в возникновении и совершенствовании способов и средств, направленных на поиск и нахождение предметов их удовлетворения. В зависимости от развития мотивационной сферы осуществляется развитие и познавательных способностей ребенка, его навыков, умений, привычек, его характера.

     Для удовлетворения потребностей человек  должен ориентироваться не только в  окружающей действительности (что обеспечивается наличием у него соответствующих представлений), но и в своих отношениях с нею. Средством такой ориентации служат переживания человека, отражающие в особой, эмоциональной форме степень удовлетворенности его потребностей.

     Являясь первоначально средством ориентации человека в его взаимоотношениях с окружающей средой, переживания  приобретают затем самостоятельное  значение и сами выступают в качестве психологической реальности, в которой  человек начинает испытывать потребность. Так возникают как бы ненасыщаемые потребности (например, потребность в познании), создающие неограниченные возможности для психического развития человека.

     В процессе формирования личности изменяются и развиваются не только потребности  человека, но и их соотношения. Иначе говоря, развивается вся мотивационная сфера. Постепенно возникают и становятся устойчиво доминирующими определенные мотивы поведения и деятельности, подчиняющие себе все другие, что и определяет направленность личности. Последняя имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы стали доминирующими. Устойчивое доминирование мотивов собственного благополучия характеризует эгоистическую направленность, доминирование мотивов, связанных с интересами других людей, - гуманистическую. Устойчиво доминирующие мотивы приобретают ведущее значение для характеристики личности.

     Мотив (от лат. moveo - двигаю) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

     Термин "мотивация" представляет более  широкое понятие, чем термин "мотив". Слово "мотивация" обозначает систему  факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и характеристику процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

     Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих  поведение человека, его начало, направленность и активность.

     Представление о мотивации возникает при  попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиск ответов на вопросы типа "почему?", "зачем?", "для какой цели?", "ради чего?", "какой смысл...?". Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

     Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной  деятельности, направленной на достижение определенной цели.

     Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим  к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

     Любая форма поведения может быть объяснена  как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Информация о работе Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет