Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:53, курсовая работа
Актуальность данной работы состоит в изучении влияния самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет. Эта тема является важной в социальной психологии, так как ее актуальность для современников имеет большое значение.
Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Исходя из этого, возникает вопрос: почему одни люди легко идут на контакт, хорошо принимаются в группе, другие - наоборот. Если личность сможет адаптироваться в коллективе, если каждый найдет «ключи к успеху», в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований. Это оздоровит каждую нацию в отдельности и население Земли в целом.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы изучения самооценки
1.1. Понятие самооценки и её виды………………………………………………..4
1.2. Особенности самооценки учащихся 15-16 лет……………………………….8
1.3. Психологические аспекты формирования самооценки……………………..10
2. Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу
2.1. Мотив и мотивации………………………..………………………………….13
2.2. Ценностные ориентации………………………………………………………17
2.3. Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу
учащихся 15-16 лет………………………………………………..………………..20
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26
Под обособлением А.В.Мудрик понимает внутреннее выделение себя личностью из общности, к которой она принадлежит вследствие достижения ею определенного уровня самосознания. Как вне процесса общения невозможно усвоение общественного опыта, так без процесса обособления невозможно личностное присвоение этого опыта. Общение способствует включению личности в социум, в группу, что дает ей ощущение собственной защищенности, сопричастности к жизни группы, чувство эмоционального благополучия и устойчивости, значение которого особенно велико для старшеклассников, так как именно в этом возрасте возрастает роль понимания, сопереживания, эмоционального контакта в общении. Обособление личности позволяет ей персонифицировать себя, осознать свою индивидуальность.
Таким
образом, правильная самооценка в подростковом
возрасте имеет большое значение для формирования
мотивационно-ценностной базы ориентаций
в будущей жизни. Самооценка - это продукт
отражения информации субъектом о себе
в соотношении с определёнными ценностями
и эталонами. Самооценка связана с потребностью
в самоутверждении, стремлением человека
найти себя в этой жизни и непосредственно
влияет на мотивационно-ценностную сферу
учащихся 15-16 лет.
Заключение
Большую роль в становлении личности человека играет самооценка, подразумевающая оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и отношения к другим членам группы. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - с потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти своё место в жизни, утвердить себя как члена общества в своих глазах и в глазах окружающих. Именно адекватная самооценка способствует внутренней согласованности личности.
А для человека как личности очень существенно возникновение в его мотивационно-ценностной сфере совершенно новых по своему строению психологических образований, освобождающих его от непосредственных ситуативных влияний. К этим образованиям относятся цели, побуждающие человека действовать в том или ином направлении. Принятые им решения, нравственные чувства и убеждения [33].
Для того чтобы понять роль потребностей в формировании личности, необходимо учитывать, что в процессе жизни у учащихся возникают и развиваются новые социальные потребности, что приводит к обогащению и усложнению его мотивационно-ценностной сферы. Здесь можно выделить два основных пути. Во-первых, путь изменения положения ребенка в жизни, в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Это порождает потребности, специфичные для каждого возрастного этапа. Так, у подростков с их положением в коллективе сверстников; а у старших школьников - с их будущим положением как членов общества. Такой путь возникновения потребностей характерен не только для ребенка, но и для взрослого.
Во-вторых, формирование потребностей происходит в связи с усвоением новых форм поведения и деятельности. Ярким примером этого является возникновение разнообразных, в том числе и культурных привычек, когда усвоенные способы поведения сами начинают побуждать человека к их осуществлению.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
адекватная самооценка, т. е. потребность
в самоутверждении, стремлении найти себя
в этой жизни, влияет на правильную
мотивационно-ценностную сферу учащихся
15-16 лет.
Список литературы
32.Андерсонс, Г. В. Индивидуализация профильного обучения школьников [Текст] / Г. В. Андерсонс // Гуманизация образования. - 2007. - № 3.
33. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. –Воронеж. 1996.
Информация о работе Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет