Мотивационная сфера личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 07:38, контрольная работа

Краткое описание

Интересы, пристрастия, увлечения каждого человека индивидуальны и они могут сохраняться достаточно долго, независимо от окружающих условий. В своей жизни люди имеют определенную тягу к каким-то занятиям, предметам, знаниям, не замечая или отторгая другие.Исследовательская позиция по отношения к человеку подразумевает попытку не просто описания того «что он делает?», но также «зачем и почему он это делает?». Даже на бытовом уровне очевидно, что наша оценка каких-либо действий другого человека включает в себя и мотивационный фактор.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………........................................ 3
2. Мотивационная сфера личности………………………………………………………………………. 4
2.1. Потребности……………………………………………………………………………………………………. 5
2.2. Мотив………………………………………………………………………………………………………….......... 12
3. Иерархическая организация мотивационной сферы личности………………....… 16
4. Заключение……………………………………………………………………………………………………… 18
5. Список литературы……………………………………………………………………….……………...... 19

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 47.49 Кб (Скачать)

Министерство сельского хозяйства  российской федераций

ГОУ ВПО «Тюменская государственная  сельскохозяйственная академия»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по психологии

на тему:

«Мотивационная сфера личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                              Проверил: Алексеев Д.В.

                                                                                                                                                      Выполнила: студентка 3курса

                                                                                                                                            331 группы 

                                                                                                                    № 7-073100

 

 

 

 

 

Тюмень 2009

Содержание.

 

1.     Введение……………………………………………………………………........................................         3

 

2.     Мотивационная  сфера личности……………………………………………………………………….        4

 

2.1.    Потребности…………………………………………………………………………………………………….        5

 

2.2.    Мотив…………………………………………………………………………………………………………..........   12

 

3.     Иерархическая  организация мотивационной сферы  личности………………....…        16

 

4.     Заключение………………………………………………………………………………………………………         18

 

5.     Список литературы……………………………………………………………………….……………......         19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Интересы, пристрастия, увлечения каждого человека индивидуальны  и они могут сохраняться достаточно долго, независимо от окружающих условий. В своей жизни люди имеют определенную тягу к каким-то занятиям, предметам, знаниям, не замечая или отторгая другие.Исследовательская позиция  по отношения к человеку подразумевает  попытку не просто описания того «что он делает?», но также «зачем и почему он это делает?». Даже на бытовом  уровне очевидно, что наша оценка каких-либо действий другого человека включает в себя и мотивационный фактор. Например, если меня на улице толкнет  пробегающий мимо человек,- я возмущусь. Но если я увижу, что за ним гонится  собака, мое возмущение сменится состраданием. А если окажется, что этот человек  хочет остановить ребенка, переходящего дорогу на красный свет, то это вызовет у меня одобрение.

Цель данной работы состоит в том, чтобы разобраться : почему люди поступают так или  иначе, что такое мотивация и  что в нее входит.

В истории  психологической мысли вопрос о  детерминации поступков человека решался  по-разному, объясняясь то механистической  обусловленностью поведения воздействиями  среды, то свободой воли. Реально же мы имеем дело с циклическим воздействием стимуляции и мотивации, которые  поддерживают и развивают друг друга.

Мотивационную сферу личности, согласно вопросам «почему?» и «зачем?» составляют соответственно потребности и мотивы. Потребности предшествуют мотиву. Сначала  появляется потребность, затем она  опредмечивается и становится мотивом.

В ряде концепций  понятие «мотивационная сфера личности»  включает в себя и иные «мотивационные диспозиции»: побуждения, влечения, склонности, влечения, желания, мечтания, интересы и др.

В данной работе рассматриваются виды потребностей и мотивов, этапы формирования мотива, иерархическая организация потребностей и их влияние на поведение человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Мотивационная сфера личности

Мотивационной сферой личности называют совокупность мотивов, которые формируются и  развиваются в течение всей жизни  человека. Она является образованием, в котором конкретные мотивы как  временные функциональные образования  появляются лишь эпизодически, постоянно  сменяя друг друга.

Р.С. Немов  в своих работах характеризует  мотивационную сферу личности с  точки зрения её развитости по таким  показателям как широта, гибкость иерархизированность. Широта- качественное разнообразие мотивационных факторов: диспозиций, потребностей и целей. Чем  больше у человека мотивов, целей, потребностей, интересов, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость  мотивационной сферы личности характеризуется  количеством разнообразных средств, с помощью которых человек  может удовлетворить свою одну и  ту же потребность. Например, один человек  может удовлетворить свою потребность  в информации с помощью только телевидения, а другому необходимы ,помимо телевидения, газеты, книги, общение с людьми.

Иерархизированность характеризует строение организации  мотивационной сферы; это отражение  в сознании человека значимости для  него определенной потребности, мотивационной  установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии с этим одни потребности  являются доминирующими и формируют  мотив, а другие- подчиненные, опосредованные. Чем больше различий в силе и частоте  актуализации мотивационных образований  определенного уровня, тем выше иерархизированность  мотивационной сферы личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Потребности

В этой части  работы речь пойдет о потребностях- одной из составляющих мотивационной сферы личности.

По определению  А.Н.Леонтьева, «потребность как биологическое  понятие выступает перед нами как объективная необходимость, т.е. объективная нужда организма  в чем-то внешнем, во внешних условиях, которые служат как бы дополнением  живых существ». Необходимо отметить, что между объективной нуждой и субъективным переживанием необходимости  лежит целая пропасть. Например, организм нуждается в определенном уровне радиационного фона. Но наш  организм не имеет специфических  рецепторов, отвечающих за оценку этого  параметра. Последствия повышенной радиации человек ощущает не сразу, а позже, когда делать что-либо становится поздно. Потребностные состояния  организма должны ему «сигнализироваться»(по А.Н.Леонтьеву). поэтому потребностью нужно называть только такую нужду  живого организма, в отношении которой  он вооружен специальными механизмами  её обнаружения и устранения. Причем эти механизмы могут быть как  природными (физиологическими), так  и социальными (культурно обусловленными).

Потребности можно классифицировать по различным  основаниям. Например, У.МакДауголл, понимавший потребность как инстинктоподобные  готовые способы реагирования выделяет: пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство, общение, самоутверждение, подчинение, гнев, поиск помощи, созидание, смех; отдых и сон, комфорт, передвижение; «примитивные склонности»- кашель, дыхание  и др. Однако, как указал А.Маслоу: «При желании можно создать «перечень», в котором будет фигурировать лишь одна потребность, и равноправным такому списку будет другой, объединяющий в себе миллион желаний. Пора уже  осознать, что каждая из фундаментальных  человеческих потребностей на самом  деле представляет собой коллектор  разнообразных желаний и подходить  к его анализу следует так  же, как к анализу фундаментальных  категорий».

По критерию притягательности или отталкиваемости  потребности, говорят о позитивных и негативных мотивах. Первые будут побуждать человека к достижению какого-либо объекта, а вторые, наоборот, - к избеганию (мотив достижения и мотив избегания неудач).

По критерию времени актуализации потребности (постоянство её присутствия у  субъекта) выделяют постоянные (например, в кислороде), циклические (в пище), ситуативные (поедание мела беременными  женщинами). По интенсивности субъективного  переживания потребностного состояния  сильные и слабые потребности. По преобладанию ориентации на результат  деятельности (труд, учение) или на сам  процесс её выполнения (игра) выделяют процессуальные и результативные. Близко к данной классификации стоит  предложенная А.Н.Леонтьевым разделение потребностей на предметные и функциональные.

Важным критерием  для классификации потребностей является их витальность (необходимость  для поддержания жизни) и факультативность. Причем одни авторы считают, что факультативные потребности - это некоторая надстройка над витальными, «более хитрый способ их удовлетворения». А другие говорят о том, что факультативные потребности изначально независимы от первичных биологических.

А.Маслоу строит свою классификацию потребностей на основании разграничения двух видов  потребностей, тех, что отражают актуальные нужды, и тех, что как бы «смотрят в будущее», т.е. не ограничиваются сохранением  существующего, а нацелены на рост и  развитие. Маслоу назвал эти группы соответственно потребностями дефицита и потребностями роста. Первые функционируют  по гомеостатическому принципу (принцип  баланса, равновесия): актуализация- удовлетворение- угасание. Отсюда следует циклическая  природа их динамики. Вторые отличаются своей принципиальной ненасыщаемостью  и возрастанием интенсивности по мере удовлетворения. «Много пользы нам  бы принесло осознание того факта, что  высшие стремления являются частью биологической  природы человека, столь же неотъемлемой, как потребность в пище»,- пишет  А.Маслоу. но в то же время он сам  же говорит, что высшие потребности, т.е. потребности роста, могут стать  явными только после минимального удовлетворения низших (дефицитарных).

Потребности также можно разделить по их представленности в конкретной ситуации, когда речь идет об актуализированных и потенциальных  потребностях. В определенных ситуациях  потребности по предшествующим наблюдениям, безусловно, типичные для данного  человека, не проявляются открыто. Например, любознательный человек не проявит  своей потребности в познании, если очень утомлен.

Г.Мюррей разделяет  потребности на проактивные и  реактивные в зависимости от степени  активности субъекта, вовлеченного в  мотивационный процесс. Первые преимущественно  детерминированы внутренним состоянием (сон после тяжелой работы), а  вторые активируются вследствие определенных событий во внешней среде (засыпание  в затемненной комнате в полной тишине).

Существует  ряд классификаций потребностей, базирующихся на представлении о  диалектической борьбе разнонаправленных  побуждений, динамика которых создает  внутренне противоречивую картину  жизни человека. Этот присущ психоаналитическим концепциям. З.Фрейд выделял в  качестве базисных потребностей влечение к жизни и экспансии (либидо) и  влечение к смерти и исчезновению (мортидо). Протекание психической активности человека представлялось ему в непрекращающейся борьбе либидо и мортидо. Представители  неофрейдизма, сохранив общую модель «единства и борьбы противоположностей»  в мотивационной сфере личности, заменили крайне биологизированную  пару «либидо -мортидо» другими парами: стремление к власти, могуществу, превосходству  и стремление к принадлежности, общности (А.Адлер).

Специалисты, работающие в области психопатологии, акцентируют свое внимание на особых «невротических» потребностях, которые  не присущи здоровому человеку. К.Хорни  предложила в 1942 году перечень из десяти невротических потребностей, формирование которых обусловлено крахом в  совладании с неизбежно возникающим  у каждого ребенка при рождении «чувством изоляции и беспомощности  в потенциально враждебном мире»:

  • невротическая потребность в любви и одобрении (человек живет ради хорошего мнения о себе);
  • невротическая потребность в опекуне (такую позицию в быту часто называют «вампиризмом» - человек тратит свою энергию на то, чтобы не оказаться брошенным партнером);
  • невротическая потребность в ограничении жизненных целей;
  • невротическая потребность в силе (проявляется в подчеркнутом презрении к слабым и неудачливым);
  • невротическая потребность в эксплуатации других;
  • невротическая потребность в собственной значимости;
  • невротическая потребность в том, чтобы быть объектом восхищения;
  • невротическая потребность в личных достижениях (гонка за успехом);
  • невротическая потребность в независимости (страх связать себя узами с другим человеком);
  • невротическая потребность в совершенстве и безупречности.

Существует  также деление потребностей на органические и надорганические. На них хотелось бы остановиться подробнее.

Органические потребности. Они являются общими для человека и других представителей живой природы. Предметом органических потребностей выступают физические компоненты внешнего мира. В результате удовлетворения этих потребностей происходят определенные физиологические изменения, которые у человека могут быть отражены в сознании (прием психоактивных веществ), либо протекать без участия сознания (моргание, дыхание). Удовлетворение этих потребностей происходит как активно, так и пассивно. Причем активная форма может быть инстинктивной или деятельностной. У человека способ активной реализации любой органической потребности носит социокультурный характер (например, приготовление пищи). Базовая специфика человеческих потребностей, по сравнения с представителями растительного и животного мира, заключается в том, что человек:

Информация о работе Мотивационная сфера личности