Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 07:38, контрольная работа
Интересы, пристрастия, увлечения каждого человека индивидуальны и они могут сохраняться достаточно долго, независимо от окружающих условий. В своей жизни люди имеют определенную тягу к каким-то занятиям, предметам, знаниям, не замечая или отторгая другие.Исследовательская позиция по отношения к человеку подразумевает попытку не просто описания того «что он делает?», но также «зачем и почему он это делает?». Даже на бытовом уровне очевидно, что наша оценка каких-либо действий другого человека включает в себя и мотивационный фактор.
Введение……………………………………………………………………........................................ 3
2. Мотивационная сфера личности………………………………………………………………………. 4
2.1. Потребности……………………………………………………………………………………………………. 5
2.2. Мотив………………………………………………………………………………………………………….......... 12
3. Иерархическая организация мотивационной сферы личности………………....… 16
4. Заключение……………………………………………………………………………………………………… 18
5. Список литературы……………………………………………………………………….……………...... 19
Министерство сельского
ГОУ ВПО «Тюменская государственная сельскохозяйственная академия»
Контрольная работа по психологии
на тему:
«Мотивационная сфера личности»
Тюмень 2009
Содержание.
1. Введение…………………………………………………………
2. Мотивационная
сфера личности…………………………………………
2.1. Потребности…………………………………………………
2.2. Мотив…………………………………………………………………
3. Иерархическая
организация мотивационной
4. Заключение……………………………………………………
5. Список литературы…………………………………
1.Введение
Интересы, пристрастия,
увлечения каждого человека индивидуальны
и они могут сохраняться
Цель данной работы состоит в том, чтобы разобраться : почему люди поступают так или иначе, что такое мотивация и что в нее входит.
В истории психологической мысли вопрос о детерминации поступков человека решался по-разному, объясняясь то механистической обусловленностью поведения воздействиями среды, то свободой воли. Реально же мы имеем дело с циклическим воздействием стимуляции и мотивации, которые поддерживают и развивают друг друга.
Мотивационную
сферу личности, согласно вопросам
«почему?» и «зачем?»
В ряде концепций понятие «мотивационная сфера личности» включает в себя и иные «мотивационные диспозиции»: побуждения, влечения, склонности, влечения, желания, мечтания, интересы и др.
В данной работе
рассматриваются виды потребностей
и мотивов, этапы формирования мотива,
иерархическая организация
2.Мотивационная сфера личности
Мотивационной сферой личности называют совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение всей жизни человека. Она является образованием, в котором конкретные мотивы как временные функциональные образования появляются лишь эпизодически, постоянно сменяя друг друга.
Р.С. Немов в своих работах характеризует мотивационную сферу личности с точки зрения её развитости по таким показателям как широта, гибкость иерархизированность. Широта- качественное разнообразие мотивационных факторов: диспозиций, потребностей и целей. Чем больше у человека мотивов, целей, потребностей, интересов, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость
мотивационной сферы личности характеризуется
количеством разнообразных
Иерархизированность характеризует строение организации мотивационной сферы; это отражение в сознании человека значимости для него определенной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии с этим одни потребности являются доминирующими и формируют мотив, а другие- подчиненные, опосредованные. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы личности.
2.1. Потребности
В этой части работы речь пойдет о потребностях- одной из составляющих мотивационной сферы личности.
По определению А.Н.Леонтьева, «потребность как биологическое понятие выступает перед нами как объективная необходимость, т.е. объективная нужда организма в чем-то внешнем, во внешних условиях, которые служат как бы дополнением живых существ». Необходимо отметить, что между объективной нуждой и субъективным переживанием необходимости лежит целая пропасть. Например, организм нуждается в определенном уровне радиационного фона. Но наш организм не имеет специфических рецепторов, отвечающих за оценку этого параметра. Последствия повышенной радиации человек ощущает не сразу, а позже, когда делать что-либо становится поздно. Потребностные состояния организма должны ему «сигнализироваться»(по А.Н.Леонтьеву). поэтому потребностью нужно называть только такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами её обнаружения и устранения. Причем эти механизмы могут быть как природными (физиологическими), так и социальными (культурно обусловленными).
Потребности
можно классифицировать по различным
основаниям. Например, У.МакДауголл, понимавший
потребность как
По критерию притягательности или отталкиваемости потребности, говорят о позитивных и негативных мотивах. Первые будут побуждать человека к достижению какого-либо объекта, а вторые, наоборот, - к избеганию (мотив достижения и мотив избегания неудач).
По критерию времени актуализации потребности (постоянство её присутствия у субъекта) выделяют постоянные (например, в кислороде), циклические (в пище), ситуативные (поедание мела беременными женщинами). По интенсивности субъективного переживания потребностного состояния сильные и слабые потребности. По преобладанию ориентации на результат деятельности (труд, учение) или на сам процесс её выполнения (игра) выделяют процессуальные и результативные. Близко к данной классификации стоит предложенная А.Н.Леонтьевым разделение потребностей на предметные и функциональные.
Важным критерием для классификации потребностей является их витальность (необходимость для поддержания жизни) и факультативность. Причем одни авторы считают, что факультативные потребности - это некоторая надстройка над витальными, «более хитрый способ их удовлетворения». А другие говорят о том, что факультативные потребности изначально независимы от первичных биологических.
А.Маслоу строит свою классификацию потребностей на основании разграничения двух видов потребностей, тех, что отражают актуальные нужды, и тех, что как бы «смотрят в будущее», т.е. не ограничиваются сохранением существующего, а нацелены на рост и развитие. Маслоу назвал эти группы соответственно потребностями дефицита и потребностями роста. Первые функционируют по гомеостатическому принципу (принцип баланса, равновесия): актуализация- удовлетворение- угасание. Отсюда следует циклическая природа их динамики. Вторые отличаются своей принципиальной ненасыщаемостью и возрастанием интенсивности по мере удовлетворения. «Много пользы нам бы принесло осознание того факта, что высшие стремления являются частью биологической природы человека, столь же неотъемлемой, как потребность в пище»,- пишет А.Маслоу. но в то же время он сам же говорит, что высшие потребности, т.е. потребности роста, могут стать явными только после минимального удовлетворения низших (дефицитарных).
Потребности
также можно разделить по их представленности
в конкретной ситуации, когда речь
идет об актуализированных и
Г.Мюррей разделяет потребности на проактивные и реактивные в зависимости от степени активности субъекта, вовлеченного в мотивационный процесс. Первые преимущественно детерминированы внутренним состоянием (сон после тяжелой работы), а вторые активируются вследствие определенных событий во внешней среде (засыпание в затемненной комнате в полной тишине).
Существует
ряд классификаций
Специалисты, работающие в области психопатологии, акцентируют свое внимание на особых «невротических» потребностях, которые не присущи здоровому человеку. К.Хорни предложила в 1942 году перечень из десяти невротических потребностей, формирование которых обусловлено крахом в совладании с неизбежно возникающим у каждого ребенка при рождении «чувством изоляции и беспомощности в потенциально враждебном мире»:
Существует также деление потребностей на органические и надорганические. На них хотелось бы остановиться подробнее.
Органические потребности. Они являются общими для человека и других представителей живой природы. Предметом органических потребностей выступают физические компоненты внешнего мира. В результате удовлетворения этих потребностей происходят определенные физиологические изменения, которые у человека могут быть отражены в сознании (прием психоактивных веществ), либо протекать без участия сознания (моргание, дыхание). Удовлетворение этих потребностей происходит как активно, так и пассивно. Причем активная форма может быть инстинктивной или деятельностной. У человека способ активной реализации любой органической потребности носит социокультурный характер (например, приготовление пищи). Базовая специфика человеческих потребностей, по сравнения с представителями растительного и животного мира, заключается в том, что человек: