Особенности коррекции потребности - мотивационной сферы личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 18:22, реферат

Краткое описание

В современной психологической науке проблема мотивации человека является одной из центральных. Она достаточно широко представлена в многочисленных исследованиях российских и зарубежных авторов.
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
1. Мотивы и мотивация. Иерархия потребностей по А. Маслоу 3-6 стр.
2. Развитие мотивационной сферы 6-8 стр.
3. Влияние мотивации на поведение человека 8-12 стр.
4. Проблемное поле потребностно -мотивационной сферы. Проблема мотивации к обучению. 12-17 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 стр.

Файлы: 1 файл

Розробка практичного заняття_Ластовська_3-ПП.docx

— 37.91 Кб (Скачать)

ГУ «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ПОТРЕБНОСТНО - МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 3 курса

группы 3-ПП

специальности «Практическая психология»

Ластовская Виктория

 

 

Старобельск  -  2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3 стр.

1. Мотивы и мотивация. Иерархия потребностей по А. Маслоу

3-6 стр.

2. Развитие мотивационной сферы

6-8 стр.

3. Влияние мотивации  на поведение человека

8-12 стр.

4. Проблемное поле  потребностно -мотивационной сферы. Проблема мотивации к обучению.

12-17 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

18 стр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

19 стр.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной психологической науке проблема мотивации человека является одной из центральных. Она достаточно широко представлена в многочисленных исследованиях российских и зарубежных авторов.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

В настоящее время, мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В первом случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа), во втором случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас).

1. Мотивы и мотивация.

Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).

Понятие "мотив" (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени.

Например, мотивация деятельности и активность работника зависят не только от интенсивности мотивов (стабильных личностных образований, которые проявляются в различных обстоятельствах), но и от требований, установок руководителя и других ситуативных факторов.

Актуально (в некоторый конкретный промежуток времени) мотивация достижения студента (например, в процессе выполнения им теста) зависит не только от его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (указаний и установок экспериментатора, предыдущего влияния других людей).

Мотивация спортсмена (актуальная мотивация достижения во время соревнования) зависит не только от особенностей и силы его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (установок тренера, турнирной ситуации, ожиданий со стороны других людей, командного "духа" и т.п.).

Определенный мотив (или даже совокупность мотивов) однозначно не определяют мотивацию деятельности. Необходимо учитывать вклад факторов конкретной ситуации. Например, чрезмерная сложность учебной деятельности, отсутствие нормального взаимодействия с учителем или руководителем приводят к снижению не только мотивации, но и эффективности деятельности.

Таким образом, мотивация - это совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал "иерархию потребностей". Она состоит из следующих ступеней:

Ступень 1 – физиологические потребности – это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите.

Ступень 2 – потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т.п.

Ступень 3 – социальные потребности. Удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.

Ступень 4 – потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

Ступень 5 – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

1. мотивы имеют иерархическую  структуру;

2. чем выше уровень  мотива, тем менее жизненно необходимыми  являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать  их реализацию;

3. пока не удовлетворены  низшие потребности, высшие остаются  сравнительно неинтересными. С момента  выполнения низшие потребности  перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу;

4. с повышением потребностей  повышается готовность к большей  активности.

Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими ("Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба"). Но если базовые первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Многим людям присущи так называемые "неврозы существования", когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого.

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.

2. Развитие мотивационной сферы

Развитие мотивационной сферы имеет следующие этапы.

А. Н. Леонтьев: развитие ребенка надо изучать исходя из анализа развития его деятельности. На разных этапах развития одна из деятельностей является ведущей, имеющей большее значение для дальнейшего развития личности, другие - меньшее. Ведущая деятельность: 1. Деятельность, в которой формируются главные новообразования; 2. Формируются и закладываются основы будущей личности; 3. Закладываются основы следующей ведущей деятельности.

Эльконин. Все ведущие деятельности, если абстрагироваться от конкретного содержания, распадаются на два вида: 1. Формирующие и развивающие преимущественно познавательную сферу (знания, умения, как достичь чего-либо, сфера «ребенок - общественный предмет»); 2. Способствующие развитию потребностно-мотивационной сферы (что важно, к чему стремиться, человек определяется в отношении целей жизни, сфера - «ребенок - общественный взрослый»).

1. Младенчество - ведущая деятельность - общение в непосредственно-эмоциональной форме. Внутри нее формируются ориентировочная и сенсорно-манипулятивные действия. Рост потребностей за счет общения со взрослым. Но к концу первого года потребностей стало больше, но не развивались возможности их удовлетворения. Развитие широкой ориентации ребенка в окружающей среде. Кризис 1-го года. Новообразования -ходьба и первое слово. Разрыв системы «мы». Ребенок автономизировался. Мир стал более доступен и непосредственен. Ребенок открыл для себя предметный мир.

2. Предметно-орудийная  деятельность. Освоение физического мира, освоение общественно выработанными способами. Общение стало по поводу предметной деятельности. Взрослые раскрывают для ребенка общественные формы действования с предметом. К концу раннего детства ребенок «сам может все». И теперь он хочет быть равноправным взрослым. Он считает, что стал таким же как и они. Кризис 3-х лет. Для него идеальной формой становится мир взрослых, но непосредственно в мире взрослых он жить не может.

3. Реальный  и идеальный мир ребенка не  совпадает. Модель идеального - сюжетно-ролевая игра. В ней происходит ориентация в фундаментальных смыслах человеческой деятельности. Формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У ребенка происходит оценка того, что он недостаточно вооружен для полноценной жизни. Нарабатывается учебная мотивация. Ребенок понимает, что ему надо учится. Он еще маленький.

4. Учебная  деятельность. Деятельность направлена на усвоение новых знаний. Происходит формирование интеллектуальных и познавательных сил. По окончании этого периода наступает подростковый кризис, а мир взрослых все еще для него закрыт. Негативное отношение ко взрослым и ребенок уходит в круг сверстников.

5. Подростковый  возраст. Интимно-личностное общение. Формирование самосознания, нравственное развитие, планы будущего, самоопределение. Происходит воспроизведение в отношениях между сверстниками тех отношений, которые существуют между взрослыми. Отношения строятся на основе определенных морально-этических норм. Внутри этой деятельности формируются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Благодаря этому возникают новые задачи и мотивы дальнейшей собственной деятельности.

6. Старший  школьный возраст. Учебно-профессиональная деятельность. На основе сформировавшихся жизненных смыслов, человек выбирает себе ведущую деятельность. Но разнообразие этих деятельностей обусловлено социальной средой.

У некоторых людей продолжается это движение - рост потребностей, приобретение возможностей (присвоение общественного опыта). Но в зрелом возрасте может наступить этап отдачи обществу своего опыта. Концепцию Эльконина можно рассмотреть в плане Леонтьевского сдвига мотива на цель. Сначала были какие-то мотивационные образования. Затем ставилась определенная цель (достижение инструментальной оснащенности для удовлетворения потребностей), т.е. происходила передача цели мотивационных свойств. Достижение этой цели включало человека в новые социальные отношения, под воздействием которых происходит формирование мотивационных отношений и т. д. (т. е. сдвиг мотивации к некоторой жизненной цели).

Механизмы развития мотивационной сферы по Вилюнасу.

1. Мотивационное  обуславливание. Передача эмоционального (мотивационного) значения имеющим его воздействием новому содержанию, связанному с эти воздействием в опыте индивида (звук + кролик). Ситуация объединяет эти два предмета.

2. Мотивационное  опосредование. Строение воспитательного воздействия: предписание; аргументация (связаны причинно-следственными отношениями). Предписание - указание на предмет и на должное к нему отношение. Аргументация выражает основание предписания. Выбор основания - то, что значимо воспитуемому. Переключение эмоционального отношения на новый предмет (опосредование, сдвиг мотива на цель).

3. Мотивационная  фиксация. Способность мотивационного события оставлять следы. Фиксация эмоцией, запечатление инстинктивного опыта (половое запечатление), подражание и эмоциональное заражение (эмоциональное состояние другого не безразлично индивиду).

4. Мотивационная  суммация. Полимотивация (жизненная (на основе сложившейся жизненной ситуации) и ситуативная (влияние разных факторов наличной ситуации (К. Левин)).

3. Влияние мотивации  на поведение человека

В психологии поведение  человека делят на социальное и индивидуальное.

Индивидуальным называют поведение не связанное с его положением в обществе.

Социальным называют поведение в социуме, обществе, среди людей. Особую разновидность социального поведения составляет социально-культурное поведение, которое зависит от культуры, правовых, этических и моральных норм места проживания.

Правовые нормы - это общие законы места обитания, нарушение которых ведет к суду и мерам наказания.

Моральные нормы - это правила, которым в данном социуме следуют, и нарушение которых ведет к осуждению людей.

Информация о работе Особенности коррекции потребности - мотивационной сферы личности