Особенности мотивационной сферы студентов-заочников

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии, поэтому ей посвящено большое количество монографий как российских и белорусских (В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, Г.И. Щукина, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.).

Проблема мотивации в образовательной сфере в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

1 СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ...........................................................................................................5

1.1 Сущность мотивации и ее структура…………………………………….…..5

1.2 Специфика учебной мотивации студента………………………………...…9

2 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ………………………………………………………………….....14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....30

Файлы: 1 файл

277_готово+.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

1 СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ...........................................................................................................5

1.1 Сущность мотивации и ее структура…………………………………….…..5

1.2 Специфика учебной мотивации студента………………………………...…9

2 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ………………………………………………………………….....14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....28

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....30 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Проблема  мотивации и мотивов поведения  и деятельности – одна из стержневых в психологии, поэтому ей посвящено большое количество монографий как российских и белорусских (В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, Г.И. Щукина, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.).

     Проблема  мотивации в образовательной сфере в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

     В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые  ценностные ориентации, новые потребности  и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

     В студенческом возрасте происходит преобразование мотивационной сферы, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, и интенсивное формирование специальных способностей – с другой.

     Исследованию  мотивационной сферы студентов-заочников  посвящены труды таких исследователей, как С.В. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, М.В. Кларин, Г.С. Сухобская, Б.Н. Надеинский, В.И. Селиванов, В.И. Шиляева, Н.И. Кольцова, Л.Н. Рыгалов, В.И. Натаров, А.С. Соловьев и др.

     Тем не менее, в настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные понятия. Особенно малоизученной оказалась структура мотивационной сферы студентов-заочников.

     Все вышесказанное в полной мере обусловило актуальность данной курсовой работы, целью которой является изучение мотивационной сферы студентов-заочников.

     Объект  исследования – мотивационная сфера обучающихся.

     Предмет – особенности мотивационной сферы студентов-заочников.

     Поставленная  цель обусловила решение следующих задач:

     1) Рассмотреть сущность мотивации  и ее структуру;

     2) Изучить специфику учебной мотивации  студентов;

     3) Выявить особенности составляющих  мотивационной сферы студентов-заочников.

     При написании работы были использованы следующие методы: анализ и синтез, монографический метод, психологический и социологический методы.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключения и списка использованных источников.

 

1 СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 

1.1 Сущность мотивации и ее структура 
 

     Мотивация является одной из фундаментальных проблем как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации.

     Сложность и многоаспектность проблемы мотивации  обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, З. Фрейд и др.). Основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации.

     Активная  разработка этого принципа связана  с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д.

     В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Исследователи отмечают, что «мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение» [7, с. 14].

     Всё это, с одной стороны, позволяет  определять мотивацию как сложную, неоднородную многоуровневую систему  побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой – говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.

     Понимаемая  как источник активности и одновременно как система побудителей любой  деятельности, мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего понятие трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

     Трактовка «мотива» соотносит это понятие либо с потребностью (Ж. Ньютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» [13, с. 165].

     Наиболее  полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы –  Л.И. Божович. Согласно исследователю, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность [3, с. 27]. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны.

     Наиболее широким является понятие «мотивационной сферы», включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С. Выготский), переживание удовлетворения потребности [5,  с.207].

     В общепсихологическом контексте  мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, включений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминирует человеческую деятельность.

     Мотивационная сфера или мотивация в широком  смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. «Понятие мотивации у человека... включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.» [5, с. 208].

     Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

     Продуктивным  в изучении мотивации (В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А. Маслоу) является представление о мотивации как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; как инвариант системы.

     Анализ  структуры мотивации позволил В.Г. Асееву выделить в ней [1, с. 124]:

     а) единство процессуальных и дискретных характеристик;

     б) двухмодальное, т.е. положительное и  отрицательное основания ее составляющих.

     Важно также положение исследователей о том, что структура мотивационной  сферы является не застывшей, статической, а развивающимся, изменяющимся в процессе жизнедеятельности образованием.

     Существенным  для исследования структуры мотивации  оказалось выделение Б.И. Додоновым  ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного  ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность [6, с. 32]. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три – целевыми ее составляющими.

     Вместе  с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия. Существенно также и то, что два последних, определяемых как награда и избегание наказания, являются, по Дж. Аткинсону, составляющими мотивации достижения [2, с. 44]. Интерпретация мотивации и ее структурной организации проводится и в терминах основных потребностей человека (Х. Мюррей, Дж. Аткинсон, А. Маслоу и др.).

     В плане рассмотрения структуры потребностной  сферы человека большой интерес  представляет «потребностный треугольник» А. Маслоу, в котором, с одной стороны, очевиднее высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой стороны, – его познавательная, когнитивная природа, связанная с самоактуализацией [16, с. 81]. При его рассмотрении обращает на себя внимание, во-первых, место и значение, которое отводится собственно потребностям человека, и, во-вторых, что потребностная сфера человека рассматривается вне структуры его деятельности – только применительно к его личности, ее самоактуализации, развитию, комфортному существованию.  
 
 
 
 

1.2 Специфика учебной мотивации студента 
 

     Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, например, в зависимости:

     1. от характера участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву) [13];

     2. от времени (протяженности) обусловливания  деятельности (далекая – короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову) [8];

     3. от социальной значимости (социальные – узколичные, по П.М. Якобсону) [24];

     4. от факта включенности в саму  деятельность или находящихся  вне ее (широкие социальные мотивы  и узколичные мотивы, по Л.И.  Божович) [3];

     5. мотивы определенного вида деятельности, например, учебной деятельности, и т.д.

     В качестве классификационных основ  могут рассматриваться и схемы  Х. Мюррея, М. Аргайла, А. Маслоу и др. П.М. Якобсону принадлежит заслуга  разграничения мотивов по характеру  общения (деловые, эмоциональные). Продолжая  эту линию исследования, согласно А.Н. Леонтьеву, социальные потребности, определяющие интеграцию и общение, можно грубо разделить на три основных типа – ориентированных на [24, с. 223]:

Информация о работе Особенности мотивационной сферы студентов-заочников