Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:12, курсовая работа
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии, поэтому ей посвящено большое количество монографий как российских и белорусских (В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, Г.И. Щукина, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.).
Проблема мотивации в образовательной сфере в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1 СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ...........................................................................................................5
1.1 Сущность мотивации и ее структура…………………………………….…..5
1.2 Специфика учебной мотивации студента………………………………...…9
2 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ………………………………………………………………….....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....30
Свидетельством этого, согласно исследованиям, проведённым Н.И. Кольцовой, Л.Н. Рыгаловым [26], служит большой процент отсева студентов-заочников. В особенности вышесказанное относится к начальному периоду обучения в высшей заочной школе. Поэтому педагогическое взаимодействие на этом этапе должно быть направлено на создание устойчивой положительной потребности обучения с целью эффективного формирования у студентов-заочников познавательной активности и самостоятельности.
Анализ работ учёных (С.В. Вершловский, М.В. Кларин, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.) позволил выделить различные типы потребностей, регулирующие познавательную активность и самостоятельность студентов-заочников:
– потребность в новизне [4, с. 46];
– витальные потребности, которые следует учитывать в процессах социализации, образования и развития взрослого человека: индивидуально-органические; родовые (сексуальные влечения и родительский инстинкт); когнитивно-праксеологические (познание и деятельность); социальные (потребность в общении, сочувствие, альтруизм, чувство справедливости); трансцендентальные (потребность в вере, высших духовных смыслах бытия, мистический опыт) [9, с. 88];
– потребность в практическом использовании полученных знаний в связи со специальностью взрослого человека, его профессиональной деятельностью, непосредственно формирующая потребность взрослого в знаниях, его познавательные интересы и запросы, цели и мотивы [20, с. 18].
Потребности
и вытекающие из них мотивы, даже
самые положительные, создают лишь
потенциальную возможность для
формирования познавательной активности
и самостоятельности у
С другой стороны, именно мотивы определяют цель и содержание деятельности, что свидетельствует о взаимосвязи целевого компонента со стимулирующее-мотивационным и другими структурными компонентами познавательной активности и самостоятельности студента-заочника.
Доказано,
что эффективность учебно-
В широком смысле умение учиться содержит следующие стороны: что знает учащийся (знание) и как он умеет учиться к настоящему времени (учебная деятельность). В умение учиться включают также то, как он может учиться в ближайшем будущем (обучаемость).
Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская указывают на ценность знаний для развития личности взрослого человека: «Осваивая знания, человек формирует у себя как субъекта деятельности ориентировочную основу. Тем самым он приходит к определённому эффекту роста, развития, продвижения в своей способности всё более успешно ориентировать и контролировать свою деятельность» [10, с. 76]. Поэтому важно осуществлять рациональный отбор необходимого содержания, соответствующего поставленным целям и возрасту (факультету, специальности), обеспечить создание необходимых условий для успешного овладения им взрослыми учащимися, с целью наиболее целостного формирования познавательной активности и самостоятельности.
На основе системы ведущих знаний происходит формирование операционной стороны познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников – формирование у них умений учиться (в узком смысле).
Существуют различные подходы к классификации умений.
Н.В. Кухарёв делит умения учащихся на две группы: побудительные (связанные с мотивами учения и организованностью учащегося) и интеллектуальные (обусловленные умением рационально добывать знания и совершенствовать собственные умения) [12, с. 94-95].
Рассматривая интеллектуальные умения как наиболее широкую категорию, Т.А. Ильина выделяет в них особую группу так называемых учебных умений. Учебные умения она подразделяет на общие учебные умения, используемые при изучении любых дисциплин, и специальные, необходимые для овладения знаниями в какой-либо определённой области или одной учебной дисциплины [8, с. 73].
В число общих умений включают умения читать, слушать, излагать свои мысли, писать, работать с книгой. К наиболее общим умениям Т.А. Ильина также относит умения и навыки самостоятельной работы, и более широкие умения, объединяемые понятием культуры умственного труда, имеющие важное значение при организации самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников.
Примером специальных умений при изучении, например, иностранного языка могут служить умения пользоваться специальными словарями, библиографическими каталогами на неродном языке и др.
Рассмотрев две стороны умения учиться (в широком смысле) студента-заочника (знание и учебную деятельность), проанализируем обучаемость.
Преподавателю необходимо создавать условия для постепенного перехода учащегося на новые уровни своего развития, руководствуясь этапным подходом [11, с. 32].
Сначала целесообразно подготовить студента-заочника к переходу на новые уровни учения с опорой на развёрнутую помощь учителя; затем создать готовность к переходу на новые уровни с опорой на незначительную помощь преподавателя; и, наконец, готовность к самостоятельному, в том числе по своей инициативе, переходу на новые уровни учения и развития. Постепенное прохождение данных этапов способствует приобретению учащимися таких качеств обучаемости, как самостоятельность, осознанность, действенность.
Сформированность различных сторон содержательно-операционного компонента познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников (знание, учебная деятельность, обучаемость) способствует его общему развитию.
Стимулирующе-
Целенаправленное формирование познавательной активности и самостоятельности личности находится в тесной взаимосвязи с активизацией возможностей человеческой психики, в особенности, её волевого компонента.
Б.Н. Надеинский указывал на необходимость придавать большое значение силе воли у студентов, обучающихся без отрыва от производства. По его мнению, сила воли у них определяется «способностью, неуклонно преодолевая препятствия, доводить любое дело до конца, добиваясь осуществления поставленной перед собой цели» [17, с. 12].
Это определение ценно тем, что в нём указано на связь с достижением выдвинутой цели, т.е. целеосуществлением. При этом волевое действие проходит следующие этапы:
- осознание цели и стремление достичь её;
- осознание ряда возможностей достижения цели;
- проявление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
- борьба мотивов, выбор;
- принятие одной из возможностей достижения цели в качестве решения;
- осуществление принятого решения.
Важным этапом является борьба мотивов, в результате которой делается выбор и проявляется волевое решение.
Весьма значима выделенная В.И. Селивановым функция воли, определяемая им как «сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков» [19, с. 13]. В учебно-познавательной деятельности студентов-заочников эта функция проявляется в таких качествах личности, как настойчивость, целеустремлённость, инициативность, желание работать с полной отдачей сил, убеждённость, верность чувству долга, самостоятельность при принятии решений, решительность, смелость, самокритичность, самообладание, самоконтроль и др.
Выявив
особенности волевой
Так, по утверждению С.Л. Рубинштейна, эмоции являются субъективной (психической) формой существования потребностей [18], что указывает на их тесную связь с мотивационной сферой личности. Р.И. Иванов, А.Г. Ковалёв, П.М. Якобсон и др., подчёркивая неразрывную связь ума и чувств, полагали, что человек неглубокого интеллекта никогда не будет и не может глубоко чувствовать, но и тот, у кого отсутствуют эмоции, значительно проигрывает в интеллектуальном плане. Отсюда отчётливо видна связь эмоций с содержательно-операционным компонентом познавательной активности и самостоятельности.
В системе заочного образования студентами, как правило, являются люди зрелого возраста, имеющие определённый социальный статус. Попадая в ситуацию педагогического общения в роли учеников, они не всегда чувствуют себя уверенно, особенно часто переживают так называемый психологический стресс (определённую эмоциональную напряжённость, характеризующуюся чрезмерной тревожностью), что в значительной степени подавляет их познавательную активность и самостоятельность.
Особо остро состояние эмоциональной напряжённости проявляется на занятиях по иностранному языку, что обусловлено спецификой данного учебного предмета в заочном неязыковом вузе. Отрицательные переживания, нередко возникающие, когда обучающиеся не справляются с заданием, часто делают ошибки, могут вызвать чувство бессилия, безвыходности, отчаяния, что, в конечном итоге, может привести к потере интереса к учению. Всё это сдерживает развитие познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников. Переживание положительных эмоций успеха, радости познания, гордости за свои успехи, удовлетворение деятельностью, напротив, способствует их повышению. Кроме того, в данной ситуации большое значение имеет поведение преподавателя, его такт, умение создать благоприятную атмосферу общения.
Важной
составляющей познавательной активности
и самостоятельности студентов-
Для того, чтобы осуществлять активную и самостоятельную деятельность, студенту-заочнику следует научиться регулировать свою познавательную деятельность, т.е. определять цель, осуществлять выбор условий соответственно очередной задаче, подбирать способы преобразования исходной ситуации, оценивать полученные результаты и корректировать свою деятельность, если в том есть необходимость. Поэтому ему важно обладать такими качествами, как самоуправление и саморегуляция.
Под самоуправлением понимается сложное личностное образование, включающее в себя следующие компоненты: самостоятельность как качество личности; целеполагание, планирование и прогнозирование своей жизнедеятельности; самоконтроль, самоанализ и самооценку; управление поведением, эмоциями, развитую волю; умение осуществлять коррекцию своей жизни и деятельности; умение рационально организовывать своё время, труд и отдых; выраженное стремление к самообразованию и самовоспитанию [17, с. 34].
Важную роль в поддержании высокого уровня познавательной активности и самостоятельности учащегося играют саморегуляция и самоконтроль их познавательной деятельности (Г.И. Аксёнова, Е.П. Бочарова, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, В.Я. Ляудис, А.К. Осницкий и др.).
С целью повышения саморегуляции учебной деятельности студентов-заочников следует учитывать те психологические механизмы, с помощью которых взрослый человек оказывается способным к саморегуляции своей деятельности, к выбору её направления, к сознательному и произвольному самоконтролю [17, с. 36]:
- мотивационные факторы (потребности, запросы, интересы);
- операциональные процедуры (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение);
- функциональные возможности человека (уровень интеллектуального развития, возрастные и индивидуальные особенности мышления).
Тем самым, наблюдается тесная связь оценочно-коррекционного компонента познавательной активности и самостоятельности со стимулирующее-мотивационным и содержательно-операционным компонентами. При этом развиваются такие составляющие саморегуляции, как работоспособность; самообладание; самоощущение; самокомпенсация; способность к самообновлению [17, с. 37].
Кроме того, с целью развития саморегуляции, важно нацеливать студентов-заочников на овладение методами решения учебных задач различного вида; организацию собственной деятельности в той или иной её форме; регуляцию студентом, как субъектом, своей деятельности, направленной на приведение возможностей человека в соответствие с требованиями этой деятельности; обеспечение централизующей, направляющей и активизирующей позиции субъекта.
Информация о работе Особенности мотивационной сферы студентов-заочников