Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:12, курсовая работа
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии, поэтому ей посвящено большое количество монографий как российских и белорусских (В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, Г.И. Щукина, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.).
Проблема мотивации в образовательной сфере в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1 СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ...........................................................................................................5
1.1 Сущность мотивации и ее структура…………………………………….…..5
1.2 Специфика учебной мотивации студента………………………………...…9
2 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ………………………………………………………………….....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....30
Наиболее характерным и ценным проявлением саморегуляции, одной из её важнейших форм является самоконтроль, как важная составляющая оценочно-коррекционного компонента познавательной активности и самостоятельности студента-заочника. Он проявляется в способности человека своевременно подмечать и устранять негативные стороны деятельности, замечать или не допускать ошибки в работе. Постоянная «включенность» самоконтроля при выполнении заданий влияет, по мнению учёных (А.К. Осницкий, А.С. Лында и др.), на коррекцию собственного отношения к деятельности и проявляется в мобилизации усилий, самонастрое, усилении ответственности [14, с. 75].
Таким образом, будучи структурным элементом процесса самовоспитания и самообразования, самоконтроль имеет функцию управления студентом-заочником своей деятельностью и поведением.
Анализ работ учёных по данному вопросу позволил сформулировать ряд условий осуществления самоконтроля с целью эффективного формирования познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников:
– установка преподавателя на его осуществление;
– целенаправленное формирование у учащихся специальных навыков самоконтроля на занятиях во время сессионных периодов с помощью специально разработанных упражнений, представленных на письменной основе и/или на электронных носителях (определение характера и размера допущенных ошибок и установление их причин; правильный выбор путей и средств для исправления ошибок);
– регулярность;
– объективность самооценки;
– волевые усилия, которые прилагает учащийся для коррекции и усовершенствования своей работы.
Кроме того, важно научить учащихся понимать и принимать контроль учителя; научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей; научиться осуществлять самонаблюдение своей деятельности, анализ, коррекцию и оценку её. Тем самым, учебный самоконтроль тесно связан с оценкой и самооценкой студентов-заочников.
Учёные (Е.П. Бочарова, М.Е. Брейгина, А.С. Лында, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов и др.) считают, что самооценка является составной частью самоконтроля. Она предполагает определение и выражение студентами в баллах или оценочных суждениях имеющегося у них уровня знаний, умений и навыков с эталонным уровнем [14; 15]. У студента-заочника необходимо оценивать не только знания, умения и навыки, но и саму деятельность, её качества (активность, самостоятельность, индивидуальный стиль, творческий подход).
Помимо этого, особенности позиции взрослого учащегося, зачастую имеющего большие перерывы в учёбе, а также его определённый статус в социально-профессиональной сфере, побуждают акцентировать в личностных и профессиональных качествах педагогов всё то, что связано с гуманистическими устремлениями, помогающими студенту-заочнику повысить уровень самоуважения, поднять его учебную самооценку, не задевая достоинства человека, равного учителю по своему статусу. В связи с этим преподавателю необходимо применять вариативные методы оценивания, позволяющие осуществить индивидуальный подход к оценке знаний, умений и навыков у студентов-заочников.
Подводя итог анализу особенностей оценочно-коррекционного компонента познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников, следует отметить, что при его формировании необходимо запустить механизм рефлексивного самоуправления (Ю.Н. Кулюткин), который находит своё выражение в том, что человек выступает для себя и как объект управления (как «я – исполнитель»), и как субъект управления (как «я – контролёр»), который планирует, организует и анализирует собственные действия [11, с. 45].
То
есть, для того чтобы самостоятельно
управлять учебно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологическое изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостности личности студента-заочника. Изучение мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента.
Пути становления и особенности мотивационной сферы для каждого студента индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление мотивации студента.
В результате исследования были получены следующие выводы:
1. Мотивация как составляющая компонента познавательной активности и самостоятельности – понятие сложное и неоднозначное. Она имеет статическую сторону (совокупность мотивов) и динамическую (процесс перехода потребности в мотив).
2. Мотивационная сфера студентов-заочников характеризуется сложным сочетанием мотивов. В нее включены следующие компоненты: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательно-операционный.
3. Целевой компонент мотивационной сферы студентов-заочников предполагает связь целей обучения с практическими потребностями, жизненными планами и перспективами студентов-заочников в соответствии с их социальным и профессиональным становлением.
4.
Стимулирующе-мотивационный
5.
Содержательно-операционный
Таким
образом, при организации учебной
деятельности чрезвычайную важность имеет
создание условий для перерастания интереса
у студента-заочника к определённой деятельности
в потребность, а затем – в мотив.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Особенности мотивационной сферы студентов-заочников