Особенности мотивационной сферы студентов-заочников

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии, поэтому ей посвящено большое количество монографий как российских и белорусских (В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, Г.И. Щукина, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.).

Проблема мотивации в образовательной сфере в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

1 СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ...........................................................................................................5

1.1 Сущность мотивации и ее структура…………………………………….…..5

1.2 Специфика учебной мотивации студента………………………………...…9

2 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ………………………………………………………………….....14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....30

Файлы: 1 файл

277_готово+.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

     Наиболее  характерным и ценным проявлением саморегуляции, одной из её важнейших форм является самоконтроль, как важная составляющая оценочно-коррекционного компонента познавательной активности и самостоятельности студента-заочника. Он проявляется в способности человека своевременно подмечать и устранять негативные стороны деятельности, замечать или не допускать ошибки в работе. Постоянная «включенность» самоконтроля при выполнении заданий влияет, по мнению учёных (А.К. Осницкий, А.С. Лында и др.), на коррекцию собственного отношения к деятельности и проявляется в мобилизации усилий, самонастрое, усилении ответственности [14, с. 75].

     Таким образом, будучи структурным элементом  процесса самовоспитания и самообразования, самоконтроль имеет функцию управления студентом-заочником своей деятельностью и поведением.

     Анализ  работ учёных по данному вопросу позволил сформулировать ряд условий осуществления самоконтроля с целью эффективного формирования познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников:

     – установка преподавателя на его осуществление;

     – целенаправленное формирование у учащихся специальных навыков самоконтроля на занятиях во время сессионных периодов с помощью специально разработанных упражнений, представленных на письменной основе и/или на электронных носителях (определение характера и размера допущенных ошибок и установление их причин; правильный выбор путей и средств для исправления ошибок);

     – регулярность;

     – объективность самооценки;

     – волевые усилия, которые прилагает учащийся для коррекции и усовершенствования своей работы.

     Кроме того, важно научить учащихся понимать и принимать контроль учителя; научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей; научиться осуществлять самонаблюдение своей деятельности, анализ, коррекцию и оценку её. Тем самым, учебный самоконтроль тесно связан с оценкой и самооценкой студентов-заочников.

     Учёные (Е.П. Бочарова, М.Е. Брейгина, А.С. Лында, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов и  др.) считают, что самооценка является составной частью самоконтроля. Она предполагает определение и выражение студентами в баллах или оценочных суждениях имеющегося у них уровня знаний, умений и навыков с эталонным уровнем [14; 15]. У студента-заочника необходимо оценивать не только знания, умения и навыки, но и саму деятельность, её качества (активность, самостоятельность, индивидуальный стиль, творческий подход).

     Помимо  этого, особенности позиции взрослого  учащегося, зачастую имеющего большие  перерывы в учёбе, а также его  определённый статус в социально-профессиональной сфере, побуждают акцентировать в личностных и профессиональных качествах педагогов всё то, что связано с гуманистическими устремлениями, помогающими студенту-заочнику повысить уровень самоуважения, поднять его учебную самооценку, не задевая достоинства человека, равного учителю по своему статусу. В связи с этим преподавателю необходимо применять вариативные методы оценивания, позволяющие осуществить индивидуальный подход к оценке знаний, умений и навыков у студентов-заочников.

     Подводя итог анализу особенностей оценочно-коррекционного компонента познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников, следует отметить, что при его формировании необходимо запустить механизм рефлексивного самоуправления (Ю.Н. Кулюткин), который находит своё выражение в том, что человек выступает для себя и как объект управления (как «я – исполнитель»), и как субъект управления (как «я – контролёр»), который планирует, организует и анализирует собственные действия [11, с. 45].

     То  есть, для того чтобы самостоятельно управлять учебно-познавательной деятельностью, студент-заочник должен, во-первых, освоить управляющие функции преподавателя (планирования, регулирования, анализа, оценки деятельности) и обратить их на самого себя; во-вторых, освоить средства реализации этих функций, которые включают критерии самоанализа и самооценки. 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Психологическое изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостности личности студента-заочника. Изучение мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента.

     Пути  становления и особенности мотивационной сферы для каждого студента индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление мотивации студента.

     В результате исследования были получены следующие выводы:

     1. Мотивация как составляющая компонента познавательной активности и самостоятельности – понятие сложное и неоднозначное. Она имеет статическую сторону (совокупность мотивов) и динамическую (процесс перехода потребности в мотив).

     2. Мотивационная сфера студентов-заочников характеризуется сложным сочетанием мотивов. В нее включены следующие компоненты: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательно-операционный.

     3. Целевой компонент мотивационной сферы студентов-заочников предполагает связь целей обучения с практическими потребностями, жизненными планами и перспективами студентов-заочников в соответствии с их социальным и профессиональным становлением.

     4. Стимулирующе-мотивационный компонент  включает в себя потребности (в новизне, витальные потребности, потребность в практическом использовании полученных знаний), интересы и стимулы (успех, новизна содержания, опора на личный опыт, исследовательская деятельность).

     5. Содержательно-операционный компонент  слагается из синтеза опорных  знаний студента-заочника и его  обучаемости.

     Таким образом, при организации учебной  деятельности чрезвычайную важность имеет создание условий для перерастания интереса у студента-заочника к определённой деятельности в потребность, а затем – в мотив. 
 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Асеев, В.Г. Проблема мотивации и личности / В.Г. Асеев // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974. – С.122-134.
  2. Аткинсон, Дж. Теория о развитии мотивации / Дж. Аткинсон. – М., 1996. – 245 с.
  3. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В.Благонадежной. – М., 1972. – 215 с.
  4. Вершловский, С.Г. Методика и организация социально-педагогического исследования мотивации учения рабочей молодежи / С.Г. Вершловский // Социологические проблемы образования и воспитания. – М.: Педагогика, 1973. – С.44-51.
  5. Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном   возрасте / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. – М., 1956. – С.204-228.
  6. Додонов, Б.И. Эмоции как ценность / Б.И. Додонов. – М., 1978. – 209 с.
  7. Ильин, Е. Мотивация и мотивы / Е. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 326 с.
  8. Ильина, Т.А. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие / Т.А. Ильина. – М.: Просвещение, 1984. – 496 с.
  9. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин. – Рига: Эксперимент, 1995. – 176 с.
  10. Кулюткин, Ю.Н., Сухобская, Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной дельности взрослых учащихся / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – М.: Педагогика, 1971. – 112 с.
  11. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н. Кулюткин. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.
  12. Кухарев, Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Книга для учителя / Н.В. Кулюткин. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
  13. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М., 1977. – 304 с.
  14. Лында, А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной работы учащихся / А.С. Лында. – М.: Высшая школа, 1979. – 157 с.
  15. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  16. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999. – С.77-105.
  17. Надеинский, Б.Н. Методика организации учебных занятий в высшем заочном учебном заведении / Б.Н. Надеинский. – М.: Высшая школа, 1977. – 72 с.
  18. Рубинштейн, С.П. Основы общий психологии / С.П. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 542 с.
  19. Селиванов, В.И. Воля и волюнтаризм в социальной активности личности / В.И. Селиванов // Формирование социально активной личности: материалы конференции. – Рязань: Рязан. пед. ин-т., 1990. – С.12-30.
  20. Сухобская, Г.С. Мотивация учебной деятельности взрослого человека / Г.С. Сухобская // Проблемы изучения иностранных языков в заочной и вечерней школе: межвузовский сборник. Вып. 2. – Л.: Ленингр. ун-т, 1977. – С.16-21.
  21. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. Т. 1: Пер. с нем. – М., 1986. – 392 с.
  22. Шиляева, В.И. Мотивация студентов-заочников в малых городах: необходимость изучения // Вестник Удмуртского Университета. – 2007. –  № 3. – С.155-162.
  23. Шукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Шукина. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.
  24. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. –М., 1969. – 346 с.
  25. Якунин, В.А. Психология учебной деятельности студентов / В.А. Якунин. – М., 1994. – 165 с.
  26. Кольцова, Н.И., Рыгалов, Л.Н. Развитие познавательной самостоятельности и активности у студентов младших курсов заочного отделения [Электронный ресурс]. 7 декабря 2011. Режим доступа: http://www.elib.vstu.rU/Open/3/index.htm.
  27. Натаров, В.И., Соловьев, А.С. Индивидуально-психологические особенности студентов-заочников и успешность их обучения [Электронный ресурс]. 8 декабря 2011. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1989/895/895052.htm.

Информация о работе Особенности мотивационной сферы студентов-заочников