Особенности мотивационной сферы студентов-заочников

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии, поэтому ей посвящено большое количество монографий как российских и белорусских (В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, Г.И. Щукина, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.).

Проблема мотивации в образовательной сфере в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

1 СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ...........................................................................................................5

1.1 Сущность мотивации и ее структура…………………………………….…..5

1.2 Специфика учебной мотивации студента………………………………...…9

2 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ………………………………………………………………….....14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....30

Файлы: 1 файл

277_готово+.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

     а) объект или цель взаимодействия;

     б) интересы самого коммуникатора;

     в) интересы другого человека или общества в целом.

     В качестве примера проявления первой группы потребностей (мотивов) автор  приводит выступление члена производственной группы перед товарищами, направленное на изменение ее производственной деятельности. Эта группа мотивов и обусловливает поведение человека как члена группы, интересы которой становятся интересами самой личности. Очевидно, что эта группа мотивов, характеризуя, например, весь учебный процесс в целом, может характеризовать также и его субъектов: педагога, учащихся в плане далеких, общих, понимаемых мотивов.

     Говоря  о мотивах (потребностях), ориентированных  на самого коммуникатора, А.Н. Леонтьев имеет в виду мотивы, «направленные либо непосредственно на удовлетворение желания узнать что-то интересное или важное, либо на дальнейший выбор способа поведения, способа действия» [13, с. 89]. Эта группа мотивов представляет наибольший интерес для анализа доминирующей учебной мотивации в учебной деятельности.

     К определению доминирующей мотивации  ее деятельности целесообразно также подойти и с позиции особенностей интеллектуально-эмоционально-волевой сферы самой личности как субъекта. Соответственно высшие духовные потребности человека могут быть представлены как потребности (мотивы) морального, интеллектуально-познавательного и эстетического планов. Эти мотивы соотносятся с удовлетворением духовных запросов, потребностей человека, с которыми неразрывно связаны такие побуждения, по П.М. Якобсону, как «чувства, интересы, привычки и т.д.» [24, с. 226].

     Другими словами, высшие социальные, духовные мотивы (потребности) условно могут быть разделены на три группы: 1) мотивы (потребности) интеллектуально-познавательные, 2) морально-этические мотивы, и 3) эмоционально-эстетические мотивы.

     Одной из проблем оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов является изучение вопросов, связанных с мотивацией учения. Это определяется тем, что в системе «обучающий – обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности, к анализу учебной деятельности которого в ВУЗе нельзя подходить односторонне, обращая внимания лишь на «технологию» учебного процесса, не принимая в расчет мотивацию.

     Как показывают социально-психологические исследования, мотивация учебной деятельности неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов, характера ближайшей референтной группы, уровня развития студенческого коллектива и т.д. [17; 26; 27]. С другой стороны, мотивация поведения человека, выступая как психическое явление, всегда есть отражение взглядов, ценностных ориентаций, установок того социального слоя (группы, общности), представителем которого является личность.

     Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, – в данном случае деятельность учения. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов.

     Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, – организацией образовательного процесса; в-третьих, – субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, – субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, – спецификой учебного предмета.

     Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Так, в работах Л.И. Божович и ее сотрудников, на материале исследования учебной деятельности учащихся отмечалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений [3, с. 37]. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и своеобразной их иерархизации.

     В сферу мотивации применительно  к учению, по А.К. Марковой, входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес [15, с. 21].

     Важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимания ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.

     Необходимо  условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и  к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитание устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

     На  материале исследования учебной  деятельности студентов было показано, что среди социогенных потребностей наибольшее влияние на ее эффективность оказывала потребность в достижении, под которым понимается «стремление человека к улучшению результатов своей деятельности» [27]. Удовлетворенность учением зависит от степени удовлетворенности этой потребности. Эта потребность заставляет студентов больше концентрироваться на учебе и в то же время повышает их социальную активность.

     Существенное, но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в общении и доминировании. Однако для самой деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Мотивы интеллектуального плана сознаваемы, понимаемы, реально действующие. Они осознаются человеком как жажда знаний, необходимость (нужда) в их присвоении, стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это именно та группа мотивов, которая соотносится со специфически человеческой деятельностью.

     Таким образом, учебная мотивация, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.  

 

2 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ 
 

     Мотив является характеристикой личностного смысла определенного вида деятельности, объясняющего, почему человек совершает те или иные действия, реализует свои силы и активность. С этой точки зрения под мотивами необходимо понимать только такие побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий.

     С позиций социологического подхода  к изучению феномена заочного высшего образования собственно образование следует рассматривать как один из наиболее значимых элементов образа жизни людей, тесно связанный

с другими  элементами повседневного способа  деятельности. В этом случае

исследователя должно интересовать влияние на образование  условий жизни,

быта, труда, досуга, ценностных ориентаций, различных форм и видов деятельности субъектов образовательного процесса, в первую очередь –обучающихся.

     Для изучения мотивационной сферы студентов-заочников в учебной деятельности необходимо учитывать [26]:

     1) особенности студенчества как социально-профессиональной группы, имеющей специфические цели, задачи и статусные позиции в обществе;

     2) особенности множественности видов деятельности студентов-заочников, их половозрастной состав;

     3) особенности мотиваций студенчества по признакам профиля вуза, получаемой профессии, конъюнктуры рынка труда;

     4) отличия и динамику изменений мотивов в учебной деятельности студентов младших (1-2) и старших (3-5) курсов, а также специфику мотивационной структуры различных поколений студентов.

     Активная  и самостоятельная деятельность студентов-заочников побуждается сложным сочетанием мотивов. В целом преподаватель оценивает мотивы учения учащихся:

     - по их направленности (познавательные и социальные мотивы);

     - по иерархичности мотивационной сферы (т.е. подчинению непосредственных побуждений произвольным, осознанным их формам);

     - по гармоничности и согласованности отдельных мотивов между собой;

     - по стабильности и устойчивости положительно окрашенных мотивов;

     - по наличию мотивов, ориентированных на длительную временную перспективу;

     - действенности мотивов и их влиянию на поведение и т. д. [26].

     Всё это позволяет оценивать зрелость мотивационной сферы студента-заочника, структуру которой можно представить в виде таблицы 2.1 [27].

     Таблица 2.1 – Структура и содержание мотивационной сферы студентов-заочников

Компоненты Содержание
Целевой Связь целей  обучения с практическими потребностями, жизненными планами и перспективами  студентов-заочников в соответствии с их социальным и профессиональным становлением
Стимулирующе-мотивационный • Потребности:

– потребность  в новизне 

– витальные  потребности 

– потребность  в практическом использовании полученных знаний в связи со специальностью человека, его профессиональной деятельностью 

• Интересы:

– уровень  развития

– характер

– своеобразие  в познавательном процессе

– связь  с жизненными планами и перспективами 

• Стимулы:

– успех 

– новизна  содержания

– опора  на личный опыт

– познавательное затруднение 

– проблемная ситуация

– необычная  формулировка вопроса

– ситуация убеждать, доказывать, критиковать 

– направленность материала на установление причинно-следственных связей

– исследовательская  деятельность студента-заочника

Содержательно-операционный • Синтез опорных  знаний:

– отбор  необходимого содержания, соответствующего поставленным целям и возрасту (факультету, специальности)

• Умения учиться:

– учебная  деятельность (первостепенное значение имеют умения и навыки самостоятельного учебного труда, культура умственного  труда)

–  обучаемость (реализации этапного подхода)

 

     Рассмотрим  структурные компоненты мотивационной  сферы студентов-заочников подробно.

     В качестве мотивов могут выступать  идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. Одними из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности являются интересы, стимулы и потребности.

     Познавательный  интерес способствует формированию познавательной активности и самостоятельности личности при соблюдении ряда условий, выделенных Г.И. Щукиной [23, с. 31]:

     1) уровень развития интереса (его сила, глубина, устойчивость);

     2) характер (многосторонние, широкие интересы, локальные – стержневые, либо многосторонние интересы с выделением стержневого);

     3) место познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействие;

     4) своеобразие интереса в познавательном процессе (теоретическая направленность или стремление к использованию знаний прикладного характера);

     5) связь с жизненными планами и перспективами.

     С мотивацией деятельности учащихся теснейшим  образом связано её стимулирование.

     Общепризнанным  стимулом, оказывающим влияние на развитие познавательной активности и  самостоятельности учащихся, является успех, вызывающий положительные переживания, удовлетворение, чувство собственного достоинства. Некоторые авторы выделяют и такие стимулы, как новизна содержания; опора на личный опыт; познавательное затруднение; проблемная ситуация; необычная формулировка вопроса; ситуация убеждать, доказывать, критиковать; направленность материала на установление причинно-следственных связей; исследовательская деятельность студента-заочника.

     В органической связи с мотивами существуют потребности, на что указывается  в работах многих психологов. Так, А.Н. Леонтьев отмечал, что первая предпосылка  всякой деятельности есть субъект, обладающий потребностями [13], которые являются источником активности и её движущей силой. Очевидно, что для того, чтобы у учащегося было желание учиться, он должен ощущать потребность в знаниях.

     Наблюдения  показывают, что студент-заочник приходит на первый курс с определённой потребностью в знаниях, которая, к сожалению, быстро угасает. Причиной этого является то, что он «теряется» в потоке сложной информации, так как не в состоянии понять и усвоить материал, имея в среднем низкий начальный уровень знаний по предметам общетеоретического цикла. Кроме того, он ощущает постоянную нехватку учебного времени, теряет уверенность в своих силах, у него пропадает интерес к занятиям.

Информация о работе Особенности мотивационной сферы студентов-заочников