Особенности коррекции потребности - мотивационной сферы личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 18:22, реферат

Краткое описание

В современной психологической науке проблема мотивации человека является одной из центральных. Она достаточно широко представлена в многочисленных исследованиях российских и зарубежных авторов.
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
1. Мотивы и мотивация. Иерархия потребностей по А. Маслоу 3-6 стр.
2. Развитие мотивационной сферы 6-8 стр.
3. Влияние мотивации на поведение человека 8-12 стр.
4. Проблемное поле потребностно -мотивационной сферы. Проблема мотивации к обучению. 12-17 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 стр.

Файлы: 1 файл

Розробка практичного заняття_Ластовська_3-ПП.docx

— 37.91 Кб (Скачать)

Этические нормы - это правила, которые принятые в  данной культурной среде.

  Все эти правила накладывают отпечаток на психику и поведение человека с момента рождения и могут меняться с изменением среды обитания или положением в обществе.

Мотивацией называют психологическое объяснение поведения человека. Выявление истоков, причин и факторов управляющих, инициирующих, направляющих и поддерживающих его поведение в данной ситуации. Мотивация служит его началом, источником.

Мотивационные силы могут быть внутренними и внешними. К внутренним можно отнести физиологические процессы, связанные с органическими потребностями, психологические свойства и состояния. К внешним относятся люди, обстановка, обстоятельства и прочее. Начав действовать, человек сталкивается с внешними обстоятельствами, помогающими или препятствующими в его действии. Тогда в зависимости от характера человек пойдет напролом, откажется от действия или, обдумав, изменит способ достижения цели. Если человек обнаружит, что достигнутый результат не соответствует ожидаемому, то в зависимости от характера, он или прекратит свои действия, или скорректирует их, или примет совершенно новое решение.

Главными составляющими и определяющими побудительными силами поведения являются мотивы и потребности. И потребность, и мотив являются внутренними регуляторами поведения.

Потребность может быть или не быть мотивом поведения, может оказывать и не оказывать влияние на поведение в данный момент, мотив же всегда является актуальным побудительным  фактором поведения в данный момент времени.

МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ. Мотивом поведения называют то, что в данный момент времени побуждает человека действовать определенным образом(побуждения), делает его активность целенаправленной. Это то, что на самом деле лежит в основе поведения, направляет, поддерживает и регулирует деятельность человека, направленную на удовлетворение его потребности.

В отличии от мотива и мотивации существует еще мотивировка, т.е. объяснение поведения самим человеком и окружающими его людьми. Совпадение мотива и мотивировки происходит при четком осознании человеком  подлинных мотивов своего или чужого поведения. Не совпадение - когда человек скрывает или не осознает этого. Как правило, мы задумываемся над поступком после его совершения, а это говорит о неосознанности совершаемого. Но необходимость объяснить и оправдать свой поступок себе и другим  возникает почти всегда. Объяснение  поведения, которое дает человек и которое кажется ему правильным, почти всегда неверно.

Установлено, что люди, готовые брать на себя ответственность за происходящее, чаще всего предлагают мотивировки внутреннего характера. Эти люди активно стремятся к достижению успеха в жизни.

Люди, не берущие на себя ответственность, предпочитают мотивировки внешнего свойства. Эти люди в основном озабочены тем, что бы избежать неудач.

В действительности не может быть только внутренних или только внешних мотивов, так как любое поведение регулируется как изнутри, так и извне.  Но доминирующим может быть или первое, или второе.

Всякое поведение является полимотивированным.

Рассмотрим традиционную группировку мотивов поведения.

1) Биологические и социальные.

2) Врожденные (генетическое) и приобретенные.

3) Сознательные и бессознательные.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

- это стремление привести в соответствие поведение и свои убеждения, взгляды.

-  это стремление соответствовать ожиданиям окружающих.

- это стремление оказать соответствующее воздействие на окружающих. 

- это желание сделать что-то определенное.

- это желание быть как все, не выделяться. Или наоборот.

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Мотивация достижения успеха. Это совокупность факторов влияющих на стремление к успеху. Это люди с нормальной и завышенной самооценкой. Один из факторов - потребность в достижении успеха.  Это воспитуемо.

Мотивация избежания неудач. Основной фактор - потребность избежать неудач. Обычно люди с заниженной и нормальной самооценкой. 

Мотив власти. Стремление к власти и контролю над людьми, происходящими событиями.

Мотивация агрессивного поведения - биологическая и социальная. В мозгу существует цент агрессивности, отвечающий за уровень агрессивности.

Альтруизм.  Это альтернатива агрессивности.

Беспомощность. Одна причина - обстоятельства, другая - индивидуальные особенности.

- Преобладание мотива избежания неудач над мотивом достижения успеха.

- Низкая самооценка и пониженный уровень притязаний.

- Повышенная тревожность и неуверенность в себе.

- Отсутствие сильного желания выйти из ситуации.

- Частые неудачи в прошлом.

ЦЕЛИ, ИНТЕРЕСЫ, СТИМУЛЫ.

Целью называется конечный результат действия, вызванного мотивом и направленного на удовлетворение определенной потребности. В одном действии может быть несколько целей. Для осознанного действия человек должен знать цель, но и понимать, какую роль играет каждое действие. В отличии от мотивов, цель человеком осознается почти всегда. Мотив - начало действия, цель конечный результат.

Интересом называется мотив познавательного характера. Имея интерес к чему-либо, человек стремится получить знание об этом.

Стимулом называется то, что извне оказывает влияние на поведение человека в дополнение к его основной потребности или мотиву, которые управляют поведением. Стимулы, как и  мотивы, могут быть внутренними и внешними. Внутренние стимулы усиливают внутреннюю мотивацию. Например, осознание того, что в результате одной деятельности можно удовлетворить несколько потребностей. Например, человек делает работу в присутствии свидетелей, и это является стимулом для старательного ее выполнения.  Иногда внешним дополнительным стимулом является награда.

ПОТРЕБНОСТЬ.

Потребностью называют состояние нужды человека в чем-либо, что как ему кажется, необходимо для нормального психологического и физического развития и существования в обществе.  Рассмотрим основные группы потребностей.

Органические. Связаны с самосохранением и продолжением рода.

Материальные. Удовлетворяются с помощью предметов , созданных трудом человека.

Социальные. Связаны с образом жизни и положением человека в обществе.

Творческие. Потребность в творческом подходе к деятельности.

Развития и самосовершенствования.

Потребности формируются частично генетически, но в основном средой обитания.

У каждого человека, как и у общества в целом, есть иерархия потребностей - упорядоченность их по степени значимости. Этот порядок формируется человеком самостоятельно и может меняться на протяжении всей его жизни много раз в зависимости от места обитания и уровня развития. Самая главная потребность обычно связана с целью и смыслом жизни человека. 

4. Проблемное поле  потребностно-мотивационной сферы. Проблема мотивации к обучению.

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Теперь рассмотрим частный случай мотивации - учебная мотивация.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал не благополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.

Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет место работы. Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у не которых детей уже в начальной школе развиваются неврозы.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,  ручки,  пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. 

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.

Причина спада школьной мотивации:

1. У подростков наблюдается  «гормональный взрыв» и нечетко  сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к  учителю.

3. Отношение учителя к  ученику.

4. У девочек 7-8 класса снижена  возрастная восприимчивость к  учебной деятельности в связи  с интенсивным биологическим  процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие  ученика.

7. Продуктивность учебной  деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой. 

Развитие мотивов учения

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися  общественного смысла учения;

2. Через саму деятельность  учения школьника, которая должна  чем-то заинтересовать его.

На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний  и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют.

В психологии известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Способ  раскрытия учебного материала.

Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе  всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.

2. Организация  работы над предметом малыми  группами.

Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

Информация о работе Особенности коррекции потребности - мотивационной сферы личности