Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 08:08, курсовая работа
Поведение животных определяется двумя рядами факторов: внешними стимулами, вызывающими автоматические реакции, и внутренними состояниями напряжения, желания удовлетворить ту или иную потребность. От этих факторов зависят формы поведения животных, способы их реагирования на те или иные стимулы.
1.Направленность личности.
2.Мотивация и мотивы.
3.Краткие сведения о некоторых психологических теориях мотивации.
4.Мотивированное поведение как характеристика личности.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего образовательного учреждения
«Российский государственный
Филиал РГППУ в г. Березовском
Кафедра профессионально-
Курсовая работа по дисциплине
«Общая психология»
Тема: Потребностно-мотивационная сфера личности
Выполнил:
Группа: Бз 211 ССТ
Проверил:
Березовский, 2012
Оглавление
1.Направленность
личности.
2.Мотивация и мотивы.
3.Краткие сведения о некоторых психологических
теориях мотивации.
4.Мотивированное поведение как характеристика
личности.
1.Направленность личности
Поведение животных
определяется двумя рядами факторов:
внешними стимулами, вызывающими автоматические
реакции, и внутренними состояниями
напряжения, желания удовлетворить
ту или иную потребность. От этих факторов
зависят формы поведения
Поведение человека также зачастую подчиняется именно такой логике и сводится к реагированию на стимулы и удовлетворению сиюминутных потребностей. Вместе с тем все поведение человека нельзя свести только к этому. Как точно заметил Гегель, обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь тогда, когда он сам позволяет им это.
Удовлетворение потребностей, согласно концепции американского психолога Сальваторе Мадди, - это наиболее прямолинейная логика существования и является общей для человека и животных. Но только у человека есть внутренний мир, не просто образ внешнего мира (такой образ есть и у животных), а мир, наполненный глубоким содержанием, ценностями, смыслами. Мы говорим: «Это имеет для меня значение», или «Это не имеет никакого смысла». В этих фразах отражается наше отношение к объектам и явлениям, интерес к ним, либо его отсутствие, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источником нашей активности. Внутренний мир человека обладает значительной побуждающей силой.
Как отмечалось нами в предыдущих разделах, С.Л.Рубинштейн, описывая структуру личности, в качестве основного ставил вопрос о том, чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности личности, ее устремлениях, мотивах и интересах.
Существуют разные
определения понятия «
Чаще всего, в
научной литературе под направленностью понимают с
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке их иерархии.
Влечение. Принято считать,
что влечение – наиболее примитивная,
по своей сути биологическая форма направленности.
С психологической точки зрения – это
психическое состояние, выражающее неосознанную
или недостаточно осознанную потребность.
Как правило, влечение является преходящим
явлением, поскольку представленная в
нем потребность либо угасает, либо осознается,
превращаясь в желание.
Желание. Это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и способствует построению плана действия. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.
Следующая форма направленности – стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.
Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес можно рассматривать, с одной стороны, как особое мотивационное состояние познавательного характера, которое напрямую, может быть, и не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, появившийся в поле зрения предмет, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.
С другой стороны, под
интересом часто понимают специфическую
форму проявления познавательной активности,
которой соответствует особый вид
деятельности, называемый ориентировочно-
Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта (например, интерес к определенной учебному предмету), и опосредованный интерес к объекту, как средству достижения определенных целей (например, интерес к учебному предмету, как средство получения высокого балла). Содержание и широта интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.
Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.
Следующая форма проявления направленности личности – это идеал. Идеал – это то, к чему стремится личность, на что она ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т.е. его системы взглядов на объективный мир, на место человека в этом мире, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их убеждения.
Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать определенным образом. Собственные убеждения человек часто стремится подтвердить аргументами и доводами.
Убеждения формируют мотивацию человека. А в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
2.Мотивация и мотивы
Мы подошли к
рассмотрению основных понятий, описывающих
мотивационную сферу личности, -
«мотивация» и «мотив». В связи с
этим необходимо отметить, что в поведении
человека есть две функционально взаимосвязанные
стороны: побудительная и регулятивная. Побуждение
Термин «мотивация»
используется в современной психологии
в двух смыслах: 1) мотивация –
это система факторов, вызывающих
активность организма и определяющих
направленность поведения человека.
Сюда включаются такие образования,
как потребности, мотивы, цели, намерения,
стремления и др.; 2) мотивация - это
характеристика процесса, обеспечивающего
и поддерживающего
Любая форма поведения
может быть объяснена как внутренними,
так и внешними причинами.
В первом случае речь идет о психологических
свойствах субъекта поведения (о его мотивах,
потребностях, целях, намерениях, желаниях,
интересах и т.п.), а во втором – о внешних
условиях и обстоятельствах его деятельности
(о стимулах, исходящих из сложившейся
ситуации). Все психологические факторы,
которые как бы изнутри определяют поведение
человека, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно
говорят о диспозиционной и ситуационно
\
Внутренняя и
внешняя мотивации
В отличие от мотивации, мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это то, что принадлежит самому человеку, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Мотивы могут
классифицироваться по различным основаниям.
Наиболее простая классификация по отношению мотивов
к деятельности. Если мотивы, побуждающие
данную деятельность, не связаны с ней,
то их называют внешними мотивами по
отношению к этой деятельности (например,
стремление получить хорошую оценку своей
работы). Если же мотивы непосредственно
связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними мотивами
Есть и другие
основания для классификации
мотивов. Например, по уровню осознания мотивы
делятся на осознаваемые инеосознаваемы
В процессе образования мотива можно выделить несколько шагов: с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием начинается мотив; осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого;
реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках.
Мы видим, таким
образом, что сами мотивы формируются
из потребностей человека.
Процесс «узнавания» потребностью собственного
предмета называется опредмечиванием. Оп
Потребность же представляет
собой первичный уровень
В психологии различают нужду и потребность.
Одной из основных
характеристик потребности
Информация о работе Потребностно-мотивационная сфера личности