Мотивационная сфера личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 07:38, контрольная работа

Краткое описание

Интересы, пристрастия, увлечения каждого человека индивидуальны и они могут сохраняться достаточно долго, независимо от окружающих условий. В своей жизни люди имеют определенную тягу к каким-то занятиям, предметам, знаниям, не замечая или отторгая другие.Исследовательская позиция по отношения к человеку подразумевает попытку не просто описания того «что он делает?», но также «зачем и почему он это делает?». Даже на бытовом уровне очевидно, что наша оценка каких-либо действий другого человека включает в себя и мотивационный фактор.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………........................................ 3
2. Мотивационная сфера личности………………………………………………………………………. 4
2.1. Потребности……………………………………………………………………………………………………. 5
2.2. Мотив………………………………………………………………………………………………………….......... 12
3. Иерархическая организация мотивационной сферы личности………………....… 16
4. Заключение……………………………………………………………………………………………………… 18
5. Список литературы……………………………………………………………………….……………...... 19

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 47.49 Кб (Скачать)

В.Е.Субботин сравнил процесс развертывания  мотивационной сферы личности с  «шюзованием» судна при подъеме  по течению реки: пока степень наполнения предыдущего отсека шлюза не достигнет  необходимого уровня, движение вверх  невозможно.

Первая работа, реализующая данную модель соотношения  различных потребностей, была выполнена  Л.Брентано в начале ХХ века. Он расположил потребности в порядке их неотложности для человека. С этой точки зрения первой оказалась потребность в  пище, вторая – половая потребность, третья – потребность «признания другими», четвертая – религиозная  потребность («потребность в заботе о своем благе после смерти»). Затем шли потребности в образовании, в науках, искусстве и творчестве.

Наибольшей  популярностью пользуется модель «иерархии  потребностей» А.Маслоу, которая  обычно изображается в виде пирамиды:

  • Потребность в самоактуализации
  • Потребность в признании
  • Потребность в принадлежности и любви
  • Потребность в безопасности
  • Физиологические потребности (пища, сон, воздух и т.д.)
  • Познавательная потребность
  • Эстетическая потребность

 

Модель А.Маслоу предполагает, что путь развития мотивационной  сферы человека заключается в  последовательном пробуждении и  удовлетворении более высоких потребностей вплоть до высшей – потребности  в самоактуализации. Такая форма  модели в виде пирамиды отражает то, что он называет мерой «мерой удовлетворения потребности». То есть, потребности, лежащие  в основании пирамиды, в среднем  удовлетворены полнее, чем те, которые  расположены на вершине. По мнению А.Маслоу у среднестатистического гражданина западного общества физиологические  потребности удовлетворены на 85%, потребность в безопасности на 70%, потребность в любви – на 50%, потребность в самоуважении –  на 40%, в самоактуализации –всего на 10%.

Мотивы, являющиеся результатом опредмечивания потребностей, становятся все более разнообразными по мере продвижения личности к вершине  пирамиды. Так, предметом пищевой  потребности является только пища, а вот потребность в самоактуализации выражается у каждого человека по-своему. В поздних работах А.Маслоу говорит  также о познавательной и эстетической потребности, предполагая, что они, постоянно присутствуя в мотивационном  репертуаре человека, при этом претерпевают эволюцию. Сначала они служат средствами удовлетворения базовых потребностей (как эффективнее выстроить жилье?). На этом уровне и познавательная и  эстетическая потребность прагматичны. Личность, ведомая потребностями  этого уровня, не может быть оригинальным мыслителем или утонченным художником. Но на уровне самоактуализации эти  потребности приобретают автономность и существование в качестве бытийных ценностей «Красоты» и «Истины».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что сколько бы не было мнений о  сущности мотива, его составляющих и функциях, потребности и мотивы в основном определяют наше поведение. Если органические потребности одинаковы  для большинства людей, то надорганические, которые оказывают влияние на наши взаимоотношения с социумом, зависят от многих факторов. Это  и воспитание, и степень развития общества, к которому принадлежит  личность, и личные предпочтения и  интересы. Ведь абориген племени , проживающий  в дебрях Амазонки, никогда не сталкивающийся с письменностью, не будет иметь  потребности в чтении. А люди, которых с детства приучали читать, будут любить это занятие. С возрастом  и изменением социального статуса  надорганические потребности могут  меняться. А следовательно, меняется и мотив поведения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что мотивация играет в нашей  жизни немалую роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Нуркова.В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник.- М.: Высшее образование,2005. -484с.

2.     Е.И.Рогова. Психология для студентов  вузов. – Москва: ИКЦ «Март»; ростов  н/Д: Издательский центр «М"

 


Информация о работе Мотивационная сфера личности