Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 07:38, контрольная работа
Интересы, пристрастия, увлечения каждого человека индивидуальны и они могут сохраняться достаточно долго, независимо от окружающих условий. В своей жизни люди имеют определенную тягу к каким-то занятиям, предметам, знаниям, не замечая или отторгая другие.Исследовательская позиция по отношения к человеку подразумевает попытку не просто описания того «что он делает?», но также «зачем и почему он это делает?». Даже на бытовом уровне очевидно, что наша оценка каких-либо действий другого человека включает в себя и мотивационный фактор.
Введение……………………………………………………………………........................................ 3
2. Мотивационная сфера личности………………………………………………………………………. 4
2.1. Потребности……………………………………………………………………………………………………. 5
2.2. Мотив………………………………………………………………………………………………………….......... 12
3. Иерархическая организация мотивационной сферы личности………………....… 16
4. Заключение……………………………………………………………………………………………………… 18
5. Список литературы……………………………………………………………………….……………...... 19
Также важно
учитывать типы телосложения, темперамента.
Например, потребность в двигательной
активности более актуальна для
людей с сильной нервной
Половые различия существуют как в биологических потребностях, так и в социальных. Отсутствие воды и еды хуже переносят мужчины. У женщин же более выражена потребность в общении, заботе о других, продолжении рода. У мужчин чаще проявляется потребность в уважении, во власти.
2.2. Мотив
Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Процесс внутреннего управления поведением человека, который включает в себя совокупность мотивов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение, называют мотивацией. Она и объясняет целенаправленность действий.
Стадиальную
модель трансформирования потребности
в мотив предложил В.И.Ковалев.
Он говорил о том, что если стимул
не превратился в мотив, значит, он
или «не понят» или «не принят».
Таким образом возможный
А.Файзуллаев считает, что в определенный момент мотив может находиться на одном из следующих этапов своего формирования:
Первый этап-возникновение
и осознание побуждения, которое
включает в себя осознание предметного
содержания побуждения (какой именно
предмет нужен), действия, результата
и способов осуществления этого
действия. В качестве осознанного
побуждения могут выступать потребности,
влечения, склонности и вообще любое
явление психической
Второй этап-это «принятие» мотива, т.е. внутреннее принятие побуждения или идентификация его с мотивационно- смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно- личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека. Человек, сравнивая со своими нравственными принципами, ценностями, решает насколько значима возникшая потребность и стоит ли её удовлетворять.
В этой стадии мотив приобретает не только побудительность, осознанность и направленность, но и смыслообразующую функцию. Если мотив внутренне не принимается, может возникнуть чувство раздвоенности, неопределенности, нерешительности.
Третий этап-это реализация мотива. В течение этого этапа в зависимости от конкретных условий и способов реализации психологическое содержание мотива может измениться. При этом мотив приобретает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности, интереса). Это приводит к переходу на следующий этап. Невозможность реализации мотива вызывает фрустрацию побуждения.
Четвертый этап-этап закрепления мотива. Обусловлен тем, что многократное повторение ведет к преобразованию мотива в черту характера. Если закрепления мотива не происходит, формируется нецельность характера, возникает ощущение социально - ролевой неадекватности.
Пятый этап- актуализация потенциального побуждения, т.е. осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания. После этого этапа может начаться новый цикл формирования мотива.
Зарубежные
психологи рассматривают
Стадии мотивации, их количество и внутреннее содержание во многом зависят от вида стимулов. Под влиянием которых начинают формироваться намерения как конечный этап мотивации. Стимулы могут быть физическими (внешние раздражители, сигналы) и внутренними (неприятные ощущения, исходящие от внутренних органов). Стимулами также могут быть и социальные факторы, такие как требования, просьбы, чувство долга и другие.
Легкость
формирования мотива, как отмечает
К.Обуховский, наблюдается у двух
противоположных полюсов – у
лиц с примитивным мышлением
и у лиц с высокой духовной
культурой. Утонченные интеллектуалы,
привыкшие постоянно себя контролировать,
испытывают трудности в выборе целей
и средств их достижения. Зачастую
формирование цели становится для них
невозможным. Из-за этого они характеризуются
непоследовательностью
В связи со
сказанным выше можно говорить о
различных стилях мотивации. В.Н.Азаров
выделил следующие стили
Следовательно, мотив является сложным психологическим образованием, которое должен строить сам субъект. В процессе развития, воспитания и социализации личности формируются интересы и склонности, нравственные принципы и установки, которые будут в дальнейшем влиять на направленность личности.
В психологической науке существует несколько взглядов на сущность мотива. Его рассматривают в следующих ракурсах:
В отношении структуры мотива мнения исследователей также расходятся.
В.Терентьев выделяет в мотиве три компонента: интеллектуальный, волевой и эмоциональный. В разных случаях преобладает разный мотив.
В.Леонтьев в структуре мотива выделяет две подструктуры: подструктуру свойств, образующих мотивационное ядро (содержательные, установочные, волевые свойства, направленность, значимость, динамичность, эмоциональность) и подструктуру функций (селективной, когнитивной, целемоделирующей, смыслообразующей, регуляторной, побудительной).
Е.Ильин выделяет в структуре мотива компоненты, которые распределяет по блокам:
Различные компоненты структуры обеспечивают реализацию различных функций мотива.
Источником
возникновения потребностного состояния,
определяющего поведение
Стимулирующая
функция связана с
Направленность энергии на определенный объект и цель определяет направляющая функция.
Организующая, направляющая, регулирующая и структурирующая функции включают в себя мысленное планирование действия, анализ ситуации, стабилизацию функционирующей системы с помощью контроля.
А.Н.Леонтьев кроме всего этого выделил еще и смыслообразующую функцию. Она связана с контролированием общей направленности деятельности личности, придает ей личностный смысл.
Выделяют также отражательную функцию мотива. Она заключается в отражении в сознании человека потребностей и целей, средств их достижения и своих возможностей, последствий для себя и нравственного самочувствия. С помощью этой функции формируются структура и содержание мотивационной сферы личности.
Н.Ерошина
и Е.Головаха обращают внимание на объяснительную
функцию, которая является обоснованием
действий или поступков, в то время
как мотив сознательно
В качестве характеристик мотивов выделяют различные особенности и , прежде всего, динамическую характеристику мотива, которая включает в себя силу, устойчивость и содержание.
Сила мотива определяется интенсивностью мотивационного возбуждения, определяющего знание результатов деятельности, определенную свободу творчества. Сила мотива во многом зависит от эмоции, которая его сопровождает.
Устойчивость мотива - это проявление инертности потребности и ригидности установок, мировоззрения, ценностей и склонностей человека. Устойчивость мотива относится в большей мере к мотивационным установкам, привычкам и интересам.
Содержание
мотива определяется полнотой осознания
структуры мотива; уверенностью в
правильности выбора, принятого решения;
направленностью мотива (личностная
или общественная); ориентированностью
на внешние или на внутренние факторы
при объяснении своего поведения; тем,
на удовлетворение каких потребностей
направлены (биологические или социальные)
Мотивы отличаются друг от друга. В психологии их принято делить на следующие группы:
- ситуационные. Обусловлены конкретной обстановкой, в которой находится человек;
- мотивы целей. Связаны с деятельностью личности. Выражают предмет потребностей и направленность устремлений личности;
- мотивы выбора средств и способов достижения цели. Зависят от степени подготовленности, видения других путей успешно действовать, реализуя поставленные в данных условиях цели.
Мотивы также классифицируют по степени значимости:
Реально действующими мотиваторами становятся в процессе мотивации (выбор цели и способов её достижения) те, которые приобретают наибольшую значимость для человека, приводят к формированию побуждения. Сформированный мотив всегда действен, т.к. включает в себя побуждение к достижению цели «здесь и сейчас».
3. Иерархическая организация мотивационной сферы личности
Очевидно, что
различные потребности
Противоположной
концепциям «единого мотива» являются
модели, которые полагают, что все
потребности «равноправны». Они
не выводятся друг из друга и не
могут быть сведены одна к другой.
В филогенезе, онтогенезе и актуалгенезе
потребности возникают в