Влияние информации на на все сферы жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 19:50, доклад

Краткое описание

Информационное общество — концепция постиндустриального общества; историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные черты:
* увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
* возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
* создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Оглавление

1.понятие информационного общества
2.основые характеристика информационного общества
3. Какова роль информации в постиндустриальном обществе?
4.влияние технологий на политическую,духовную,социальную и экономическую сферы общества.
5.проблема информационного неравества.

Файлы: 1 файл

вдияние информационных технологий на все сферы.docx

— 24.92 Кб (Скачать)

План.

1.понятие информационного  общества

2.основые характеристика  информационного общества

3. Какова роль информации в постиндустриальном обществе?

4.влияние технологий на  политическую,духовную,социальную и экономическую сферы общества.

5.проблема информационного неравества.

Информационное общество — концепция постиндустриального общества; историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные черты:

* увеличение роли информации  и знаний в жизни общества; 
* возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; 
* создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Информационное общество в трудах философов XX века

Информационное общество — формировалось в трудах философов и социологов XX столетия, появились работы, в которых говорилось о закате западной индустриальной цивилизации. 
В 40-е годы австралийский социолог Кларк прогнозировал наступление общества информации и услуг с новыми информационными технологиями 
в 50-е гг Махлуп выдвинул идею общества информационной экономики — информация станет важнейшим товаром. 
В дальнейшем — развито в работах Ёнеджи Масуды (японский социолог, 1905-1995), Дэниэль Бэл — он говорит не об информационном обществе, а о постиндустриальном (это по сути одно и то же), некоторые специалисты говорят о понятии цивилизации.

Концепция информационного общества была подготовлена всем ходом западной социологической мысли. Традиционно западные социологи выделяли 2 сферы народного хозяйства — сферу материального производства и непроизводственную сферу. Затем стали выделять 3 сектора — первичный (сельхоз и добывающая промышленность), вторичный — обрабатывающая промышленность, и сфера услуг. Некоторые специалисты объявляют третий сектор основной характеристикой постиндустриального общества — основная масса населения задействована в сфере услуг. 
Приблизительно с 70-х годов в западной литературе знание и информация воспринимались не как некая субстанция, воплощённая в средствах производства, а как самостоятельная производственная сила. Таким образом, новое информационное или постиндустриальное общество (в котором информация и знание являются основной производственной силой) противопоставляется обществу индустриальному и доиндустриальному. В экономической сфере информация превращается в самостоятельную производственную силу, значит, часть населения оказывается задействованной в сфере получения и передачи информации.

рост объема сообщения на душу населения сталкивается с постоянно сокращающимся потоком общего объёма сообщения. Н Винер

На душу населения по мере развития информационных технологий увеличивается объём информации, но общий объём сообщения сокращается — происходит стандартизация продукции, производимой в духовной сфере жизни общества. Если раньше выпускалось 10 фильмов в год с различными сюжетами, то сейчас — 300 фильмов в год, но с одинаковыми сюжетами. Когда мы заменяем творчество процессом производства, мы получаем процесс, направленный на массового потребителя — телевизионные каналы и прочая поп-культура не могут производить что-либо оригинальное и эксклюзивное — ибо нельзя собрать на конвейере несколько оригинальных автомобилей. Духовная сфера становится сферой экономики.

С момента появления первых работ в области кибернетики и информатики, с момента того, как возникла идея автоматизации процессов производства возник вопрос о влиянии информационных технологий на жизнь общества. В основе первых попыток обсудить данную проблему лежала вполне здравая предпосылка, что жизнь общества определяется развитием средств производства и, таким образом, внедрение кибернетических средств производства может вызвать изменение производственных сил общества и повлиять на все сферы жизни общества. Винер призывает учитывать последствия автоматизации производства — высвобождение большого количества людей. Правительства должны продумать механизм минимизации тех социально негативных последствий, которые могут быть вызваны автоматизацией. С другой стороны, мы находим у Винера полемику о возможности использования достижений кибернетики с целью манипулирования людьми в политической сфере. Он приводит письмо, которое он получил от священника — исследования в области кибернетики являются безнравственными и опасными, поскольку результаты могут быть применены в управлении людьми. Винер всегда осторожно относился к использованию результатов в области политического или социального управления, однако сама по себе проблема существует. Винер, говоря о тоталитарных государствах, говорит, что эти тоталитарные государства представляют собой своеобразный муравейник. Эта метафора представляется не совсем удачной, поскольку в тоталитарном государстве управление осуществляется на основе системы приказов. Муравью никто не говорит, что надо делать. Управление осуществляется на основе системы рефлексов на команды, посылаемые маткой типа «мне слишком жарко» или «есть хочу». Муравей выполняет некую предзаданную систему действий, получив сигнал.

4 сферы жизни общества

  1. экономическая,

  1. политическая,

  1. социальная,

  1. духовая.

политическая сфера — по мере развития информационных технологий в современном обществе власть перемещается от диктаторов к манипуляторам. Современные информационные технологии (телевидение, радио) позволяют создать определённое восприятие мира, такое, когда легко оказывается манипулировать сознанием в том числе и в сфере политического управления. Сравнивают реакцию американского общества на войну во Вьетнаме (весьма негативная у большинства членов общества) и американские бомбардировки Сербии, или войну в Ираке. Сербия — всё американское общество в большинстве одобрительно относилось к военным действиям — потому что предварительно была произведена агитационная работа. Население стало реагировать по принципу муравейника — муравей добровольно реагирует на сигнал матки — так же и американец добровольно выполняет то, что выгодно власти.

Винер рассматривал ешё одну важную проблему — проблему секретности информации. Винер рассматривал эту проблему в контексте его времени — противостояния двух систем — советской и западной, вопрос — нужно ли сдерживать развитие информационных технологий, используемых для распространения информации — Винер отвечает - нет: если открытие сделано в одном государстве, то результат скоро станет известен и представителям другого государства, как бы его не засекретили «Для разума нет линии Мажино». Винер приводит эпизод из собственной биографии — он опубликовал ряд работ, его пригласили в министерство обороны США и спросили — в СССР занимается кто-нибудь похожим или нет. Тогда была вторая мировая, и учёные не общались. Однако Винер сказал, что такими исследованиями мог заниматься Колмогоров (он знал его предвоенные работы). После войны они встретились и пришли к выводу, что их результаты практически совпадают. Результаты мало зависят от исследователей.

экономическая - Экономисты затрудняются найти адекватную математическую модель, описывающую товарно-денежные отношения в сфере знаний и информации. Информация отличается от обычного товара — скажем, когда мы купили сок, количество его у продавца уменьшилось. Если я продал программу, то, получив за неё деньги, я оставляю у себя знания о программе (или саму программу).

Начиная с середины 90-х годов, во всем мире наблюдается рост активности в области онлайновой торговли. Вслед за крупными компаниями, производящими компьютерное оборудование, в Сеть стали выходить торговцы традиционными товарами. Появилось большое количество книжных магазинов, магазины компакт-дисков и видеокассет, винные магазины. Сейчас практически любые товары можно купить через Сеть.

Применение глобальных коммуникаций в реальной жизни и коммерческой деятельности обусловило появление новых экономических и правовых категорий, как "экономика в режиме реального времени" (the on-line economy) и "электронная коммерция" (electronic commerce).

Электронная коммерция - новое направление экономики, появившееся в 90-х годах, которое может в корне изменить мировую экономику, политику и повседневную жизнь людей

 

Ещё одна проблема — в глобальном обществе присутствует информационное неравенство — граждане различных государств имеют различный доступ к информационным ресурсам человечества. Информационное неравенство нередко сопровождается информационной экспанисией. Говорят об информационном колониализме и культурном империализме. Например — поскольку центром развития и распространения программных продуктов являются США и англоязычные страны, то большая часть ПО создаётся с учётом английского языка. Таким образом, мы можем говорить об экспансии английского языка.

социальная сфера — размываются границы государств. Происходят элементы утраты национальной самоидентификации. Происходят изменения в семейных отношениях (снижается рождаемость). Процессы коммуникации между людьми облегчаются, меняется пространство коммуникации. Есть изменения и в духовной сфере жизни общества — язык, литература, кинематограф.

Актуальной проблемой для многих стран мира, включая Россию, является проблема формирования новой информационной культуры специалистов во всех областях социальной практики. Она предполагает не только их способности хорошо ориентироваться в новом информационном пространстве, но также и умения использовать его возможности в своей профессиональной деятельности. Решение этой проблемы требует существенной перестройки существующей системы образования и должно стать одной из первоочередных задач государственной политики в сфере образования.

Исследования последних лет показывают, что информатизация профессиональной деятельности становится сегодня ведущей тенденцией развития современной цивилизации. Нет никаких сомнений в том, что это не краткосрочное социальное явление, а устойчивый  долгосрочный процесс, который станет одной их отличительных особенностей развития цивилизации в XXI-го веке. Уже в первом десятилетии нового века использование средств информатики, телекоммуникационных систем и информационных технологий станет в информационно развитых странах практически повсеместным не только в промышленности, экономике и финансах (как это было в конце XX-го века), но также и в сфере административного управления, политике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, других сферах жизнедеятельности общества.

Таким образом, профессионально квалифицированным специалистом в XXI-м веке будет считаться лишь тот человек, который помимо своих профессиональных знаний, умений и навыков будет обладать также и способностью эффективно использовать в своей деятельности те новые возможности, которые открывает ему информационное общество. Прежде всего, это возможности использования различного рода информационных ресурсов в корпоративных национальных и международных информационных сетях. Для обеспечения таких возможностей необходимо, в первую очередь, развитие информационной инфраструктуры российского общества, а также равноправное вхождение России в международное информационное пространство.

  Однако, этого мало. Необходимо обеспечить  своевременную подготовку и переподготовку  специалистов самого различного  профиля (в первую очередь –  педагогов) по эффективному использованию  отечественных и зарубежных электронных  ресурсов при помощи современных  информационных и телекоммуникационных  технологий.

О масштабах и значимости возникающих здесь проблем можно составить представление, если  рассмотреть в качестве примера некоторые положения концепции информатизации инженерного образования, которые неоднократно обсуждались на научных конференциях в Московском инженерно-физическом институте, Московском энергетическом институте, а также в МГТУ им. Баумана [3]. Речь идет о том, что в условиях информационного общества современная парадигма инженерного образования оказывается уже несостоятельной, так как она не учитывает последних достижений в области микроэлектроники, наноинформатики и новых информационных технологий. А,  самое главное, эта парадигма не учитывает тенденций и темпов развития новых средств информатики и перспектив их использования в инженерной практике.

Дело в том, что высоко квалифицированный инженер XXI-го века должен будет уметь эффективно использовать эти средства не только в качестве инструментария для своей повседневной деятельности, но также и в качестве обязательных компонентов проектируемых им изделий, систем и оборудования. Другими словами, сама конечная продукция индустриального  производства  в XXI-м веке будет в максимально возможной степени начиняться различного рода микроэлектронными и нанотехнологическими информационными устройствами и системами, что и должно позволить существенным образом повысить ее функциональные возможности, надежность и долговечность, а также резко сократить габариты и энергопотребление, повысить удобство в эксплуатации.

Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что мир находится на пороге нового этапа научно-технической революции, которая произойдет в сфере инженерной деятельности благодаря ее радикальной и всеобщей информатизации. Инженерам предстоит в очередной раз удивить человечество, создав для него совершенно новый облик техносферы, который обязательно изменит и всю жизнедеятельность общества, его культуру, традиции и даже этику, которая, по мнению В.В. Налимова, является результатом развития культуры общества и поэтому существенным образом зависит от содержания этой культуры.

Информация о работе Влияние информации на на все сферы жизни