Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:04, контрольная работа
Цель данной работы: изучить правовую сферу жизни общества. В связи с поставленной целью, необходимо раскрыть ряд вопросов:
Выяснить сущность права;
Рассмотреть традиционный и либеральный подходы;
Рассмотреть взаимоотношения права и политической власти;
Охарактеризовать современное правовое состояние российского общества.
Введение 2
Сущность права: традиционный и либеральный подходы 3
Взаимоотношения права и политической власти 6
Современное правовое состояние российского общества 9
Заключение 12
Список литературы 13
Содержание
Введение 2
Сущность права: традиционный и либеральный подходы 3
Взаимоотношения права и политической власти 6
Современное правовое состояние российского общества 9
Заключение 12
Список литературы 13
Правовая сфера жизни общества – это сфера действия права. Другими словами можно сказать, что правовая сфера жизни общества – это социальное пространство, в пределах которого функционируют правовые отношения, основанные на действующем в обществе праве.
Философия права является древней наукой, которая имеет солидную историю. Начиная с Платона и Аристотеля и других философов, философия права достигла особого развития. Именно они начали развивать идею правового государства. Данная проблема является актуальной и в современном мире, потому что многие страны стремятся правовыми государствами. В статье 1 Конституции РФ говориться, что Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Но в действительности можно сказать, что Россия ещё не является правовым государством, а лишь находится на пути к созданию такого государства. Современное цивилизованное общество находится в правовом состоянии, так как без правовой сферы не образовались бы нынешние государства, общество было бы анархичным, не поддающимся какому-либо влиянию и не признающим авторитетов.
Цель данной работы: изучить правовую сферу жизни общества. В связи с поставленной целью, необходимо раскрыть ряд вопросов:
С философской точки зрения право – это формальное равенство, основанное на свободе индивида в общественных отношениях, равный для всех лиц одинаковый масштаб и мера [6. C 204].
Сущность права составляют не сами правила поведения (нормы, законы, кодексы), а то, что они признаны регулировать взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного общественного ответа на свои действия и усилия. Социальный институт права обязан своим происхождением процессам разделения труда и развития товарного производства, когда между людьми установились отношения взаимозависимости и определенный баланс интересов. Внешним регулятором правовых отношений выступает закон.
Главное назначение социального института права - это регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые для общества в целом. Поэтому социальный институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни.
В настоящее время существуют два основных подхода к пониманию сущности права: традиционный и либеральный.
Традиционный подход фактически отождествляет право с законом. При этом право представляет собой систему общеобязательных норм поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. Суть такого понимания права можно выразить принципом: «запрещено все то, что не разрешено». На первый план выходит репрессивная функция права. Его принципы и нормы видятся этакими красными флажками, которыми «обложили» людей для их же собственного блага. Внутри этого кольца флажков человеку гарантируются относительная свобода и безопасность, выход же за его пределы угрожает лишением того и другого[7].
Либеральный подход возник во второй половине XVIII в. в рамках просветительской философии и связан с именами И. Канта, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо и др. Основой права признаются «естественные» права и свобода человека, которые должны соблюдаться независимо от любых требований момента. Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы. Высшим принципом новой философии права выступает признание независимости каждого индивида, его полной самостоятельности и полной ответственности за свою судьбу.
Буржуазно-просветительская мысль отчаянно боролась с усиливавшимся деспотизмом феодально-абсолютистских государств, в которых право по сути дела являлось возведенной в закон волей правителя. Естественно, что в этих условиях процветали произвол и деспотизм. Если их что и сдерживало, так это чисто физические границы производительных способностей подданных и пределы мощи репрессивного государственного аппарата. Допросветительская правовая мысль также пыталась найти какие-то ограничения тенденции сползания государств к деспотизму. Однако особых успехов не достигла. Самым распространенным средством борьбы с этим социальным злом был призыв к разуму правителя, монарха, которому много выгоднее заботиться о своих подданных. А в таком случае самому государю будет обеспечена спокойная и доходная жизнь.
Мыслители XVIII в. решительно
отбрасывают эти наивно-
От человека в возрастающих масштабах требуют и, значит, культивируют такие качества, как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, ответственность прежде всего за себя, а не за род или общину. Соответственно возникает и необходимость гарантий, защиты достигнутого в жизни путем индивидуальных усилий от произвола со стороны государства. Именно этот социальный запрос и стал базой просветительской философии права от Локка до Канта, сформулировавшей концепцию естественных прав и свобод человека. Таким образом, был подведен теоретический фундамент под идею о необходимости принудительного ограничения самой государственной власти.
Высшим принципом новой
философии права выступает
Принципиальное
Обе концепции имеют свою правоту, также они взаимодополняют друг друга.
В современных условиях превалирует либерально-просветительская трактовка сущности права, оказавшаяся необычайно плодотворной. Именно в этой философской традиции появилось понятие правового государства; именно в ней удалось четко выделить основные правообразующие принципы, т. е. показать, чем, собственно, право отличается от бесправия.
Проблема соотношения политики и права, их приоритетов, существует давно
Право и политика - две
взаимосвязанные сферы
Право – это совокупность общеобязательных правил поведения, формально-определенных, закрепленных в официальных правовых актах, поддерживаемых силой государственного принуждения [1. С 44].
Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Это совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также органов охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженных сил.
Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации (церковь, поскольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит в политическую организацию).
Любое государство связано с правом. Без нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.
Право существовало не всегда. При первобытнообщинном строе порядок общественной жизни поддерживался силой привычки, традицией, моральным авторитетом старейшин рода или совета племени, которые представляли общие интересы всех их членов. Когда общество раскололось на классы, возникли противоположные интересы, которые необходимо было регламентировать. Через право, оформленное законом, государство осуществляет свою законодательную деятельность.
Одной из существенных особенностей права является объективный, естественно – исторический характер его развития. Другой важной особенностью исторического развития права является его классовый характер. В обществе, расколотом на классовые противоположности, просто не может быть иначе Кастово-сословно-классовая дифференциация населения в определенные исторические эпохи является неизбежной. Неизбежным было и принятие людьми этого объективного факта, выразившегося в формировании жестких стереотипов поведений, в основе которых все те же взаимные права-обязанности, притязания и ожидания [ 2. С. 442].
Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение к праву и правовым явлениям общественной жизни.
Правосознание можно разделить следующим образом:
Обыденное правосознание свойственно основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.
Специализированное правосознание складывается в ходе специальной профессиональной юридической подготовки. Субъекты этого уровня обладают специализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.
Научное правосознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.
В правовое сознание общества включают систему общеобязательных социальных норм установленных в законах, и систему взглядов людей и социальных групп на право, оценку ими существующих в государстве норм права как справедливых или несправедливых, а также оценку поведения граждан как правомерного или неправомерного.
Право как система государственных установлений должно основываться на законе, выражающем интересы большинства членов общества, а закон обязателен для всех: для обычных граждан, для работников госаппарата, для всех учреждений, для высших властвующих лиц.
Из всего сказанного, можно сделать вывод, право – это регулятор отношений между людьми в обществе, которое юридически оформляет сложившиеся экономические и политические отношения. Правосознание в свою очередь направлено на подчинение поведения человека нормам, которые отражают социальную природу права. Право и нравственность тесно связаны между собой: право в самом себе имеет и нравственный смысл, правосознание всегда ориентировалось на нравственные оценки, истоки же нравственного начала - в совести человека.
Правовое государство
– это форма организации
В понятии правового государства можно выделить два главных элемента: свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав; ограничение правом государственной власти.
Можно выделить следующие признаки правового государства: