Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы состоит в изучении влияния самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет. Эта тема является важной в социальной психологии, так как ее актуальность для современников имеет большое значение.
Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Исходя из этого, возникает вопрос: почему одни люди легко идут на контакт, хорошо принимаются в группе, другие - наоборот. Если личность сможет адаптироваться в коллективе, если каждый найдет «ключи к успеху», в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований. Это оздоровит каждую нацию в отдельности и население Земли в целом.

Оглавление

Содержание
Введение……………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы изучения самооценки
1.1. Понятие самооценки и её виды………………………………………………..4
1.2. Особенности самооценки учащихся 15-16 лет……………………………….8
1.3. Психологические аспекты формирования самооценки……………………..10
2. Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу
2.1. Мотив и мотивации………………………..………………………………….13
2.2. Ценностные ориентации………………………………………………………17
2.3. Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу
учащихся 15-16 лет………………………………………………..………………..20
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

     Из  всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название "потребность") организму (личности). Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения

     Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с  деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

     Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

     Широта  мотивационной сферы - качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

     Гибкость  мотивационной сферы характеризует  процесс мотивации следующим  образом. Более гибкой считается  такая мотивационная сфера, в  которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек.

     Иерархизированность - это характеристика строения каждого  из уровней организации мотивационной  сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

     Кроме мотивов, потребностей и целей в  качестве побудителей человеческого  поведения рассматриваются также  интересы, задачи, желания и намерения.

     Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

     Таким образом, мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

     В качестве мотивов могут выступать - содержание самой деятельности, ее общественное значение, успех и неуспех в ее проведении, наконец, личные достижения (самооценка). Все эти мотивы могут вступать при осуществлении деятельности в самые разнообразные отношения, находиться в соподчинении или антагонизме. 

     2.2. Ценностные ориентации

     Ценностные  ориентации - это элементы структуры  личности, которые характеризуют  содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в  результате обретения ценностей  фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации - это устойчивые, инвариантные образования (“единицы”) морального сознания - основные его идеи, понятия, “ценностные блоки”, смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы. Содержание их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций выступает “свернутой” программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение. Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры.

     Ценность  представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества.

     Это существующие в сознании каждого  человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания.

     Цели  могут воздействовать на человеческую деятельность не реально-каузально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей  насущной потребностью или долгом.

     Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юношу и девушку должны волновать многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие.

     Психологи, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе онтогенеза, связывают переход от подросткового  к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся  в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников.

     Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

     А.В. Мудрик писал, что в ранней юности «возникает необходимость рассмотреть  и оценить возможные альтернативы - главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своей жизненной позиции».

     Сформулированная  главная задача вполне соответствует  тому, что ведущей деятельностью  юности считается поиск своего места  в жизни.

     В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого “я”. Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека.

     Личностное  самоопределение отнюдь не завершается  в подростковом и раннем юношеском  возрасте, и в ходе дальнейшего  развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Личностное самоопределение выступает  основание собственного развития.

     Характерная черта ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны - это результат конкретизации целей и мотивов. 

     2.3. Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет

     Адекватная  самооценка влияет на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет. Подросток, правильно оценивающий себя и свои возможности, имеет в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми жизненными неурядицами, он начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой[33].

     Сам процесс формирования ценностных ориентаций учащихся 15-16 лет представляет собой сложный социально-психологический феномен, на который оказывают влияние и межличностные отношения подростка со сверстниками, и семья, и школьный учитель, тренер, руководитель кружка. Наряду с другими факторами (семейные традиции, характер эмоционального контакта взрослых членов семьи с ребенком и пр.) уровень образования и квалификации родителей оказывает существенное воздействие на выбор профессии старшеклассником.

     Система ценностных ориентаций, как психологическая  характеристика зрелой личности и одно из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности. Именно в этом качестве система ценностных ориентаций определяет мотивацию поведения человека, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

     Каждое  общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему "транслирует" именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая "размытость" общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

     Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях  материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.

     Якобсон П.М., выделяя психологические аспекты  созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества [22, c.64].

     Наиболее  интересные с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности старший подростковый и переходный к юношескому возрасту. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития.

     В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой мотивационно-ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста) [32,c.80].

     Важнейшими  детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими  процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в  общении и потребность в обособлении.

     Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая избирательность в общении, которая проявляется в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Л.И.Божович, И.С.Кон, А.В.Мудрик связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности [23, c.79].

Информация о работе Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет