Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:07, реферат
Объединение русских земель, завершившееся к концу XV в. После освобождения от монголо-татарского ига, способствовало культурному росту русского государства.
Для эпохи XV – XVI в. Характерен значительный подъем строительного искусства.
Крепостные сооружения в первой половине века стоят в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне. В столице появляется стена Китай-города (1530-е гг.), Новодевичий монастырь (1525 г.).
Архитектура в XVI в. обогатилась рядом выдающихся сооружений. В 1530-х годах в селе Коломенском под Москвой была построена церковь Вознесения.
МОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа №1»
Полазна, 2007
Объединение русских земель, завершившееся к концу XV в. После освобождения от монголо-татарского ига, способствовало культурному росту русского государства.
Для эпохи XV – XVI в. Характерен значительный подъем строительного искусства.
Крепостные сооружения в первой половине века стоят в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне. В столице появляется стена Китай-города (1530-е гг.), Новодевичий монастырь (1525 г.).
Архитектура в XVI в. обогатилась рядом выдающихся сооружений. В 1530-х годах в селе Коломенском под Москвой была построена церковь Вознесения. Необычной до этого времени в каменном строительстве шатровой формы – в виде высокой пирамидальной башни. Это сооружение явилось монументом, посвященным значительному в то время событию – рождению сына Ивана III, будущего царя Ивана Грозного. Современник - летопсец не смог удержать чувства восхищения, записывая в свой труд известие об этом архитектурном чуде: «Вельми чудна высотою и красотою, и светлостию, такова же не бываша прежде всего в Руси».
В течение всего столетия деревянное строительство, как и прежде, преобладает. Помимо повсеместных изб, сооружаются хоромы богатых людей, подчас очень сложные в плане и причудливые по форме. Таковы хоромы Строгановых, именитых купцов, в Сольвычегордске (1565 г.).
В каменном зодчестве русский национальный стиль ярко выражен в девяти шатровых постройках собора Василия Блаженного. Он возведен по случаю взятия Казани.
Еще одним выдающимся памятником древнего зодчества является пятиглавый Архангельский собор. Он интересен в историческом плане тем, что здесь захоронены многие известные государственные деятели Древней Руси: московские князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV.
Объединение русских земель привело к становлению Руси как централизованного многонационального государства, что потребовало укрепления оборонных сооружений. Во второй половине XVI в. на торговых путях создается ряд городов.
Для архитектуры XV – XVI вв. характерны: строгая симметрия композиции, скупость декора, лаконичность цвета – сочетание красного кирпича с белокаменными деталями.
На рубеже Xv –XVI вв. в иконописи и фресковой живописи прославились дионисий с сыновьями и соратниками. Им принадлежат иконы Успенского собора в Московском кремле, фрески Ферапонтова монастыря. Они привлекают красочностью, декоративностью, пышной торжественностью. Большей лаконичностью, строгостью отличается иконопись новгородской школы.
Живопись становится все больше делом государственным. Церковь после Стоглавого собора 1551 г. усилила надзор за иконописцами. Икона «Церковь воинствующая» в аллегорической форме воспевает взятие Казани, русское воинство, молодого самодержца Ивана Грозного. Многие росписи были посвящены историческим событиям. Например, фрески Грановитой палаты, иллюстрируя рассказ Библии об Иосифе, аллегорически повествуют о возвышении Бориса Годунова.
В конце XVI в. получают известность иконы «Строгановского письма». Они отличаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки, декоративностью и праздничностью.