Приказная система управления 15-16 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:30, контрольная работа

Краткое описание

Эпоха формирования единого Российского государства в конце XV в. вплоть до конца XVII в. является ключевой в развитии Российской государственности и остается важнейшим объектом исследований. Изучение системы приказного управления выступает здесь составной частью этого направления в историко-правовой науке.
Цель данной работы состоит в комплексном историко-правовом анализе места и роли приказной системы управления в структуре органов государственной власти России в XV - XVI вв.

Оглавление

Введение …………………………………………………………….....................
3
1. Образование приказной системы …………………………………………….
4
2. Структура приказов…........................................................................................
7
Заключение………………………………………………………………………..
18
Список использованной литературы…………………………….……………...
20

Файлы: 1 файл

История гос.управления в России. Приказная система управления 15-16 вв..doc

— 115.50 Кб (Скачать)


 

Контрольная работа

Тема: «Приказная система управления 15-16 вв.»

 

по курсу

История государственного управления в России

 

 

 

 

 

Работу выполнила

Запольнова Светлана Николаевна

Студентка 2 курса заочного отделения

Социологического факультета СГУ

группа № 225 город Камышин

 

дата сдачи работы в учебную часть: 30 ноября  2010г.

 

 

 

 

Работу проверил

Аникин Леонид Сергеевич

 

 

оценка ______________ подпись_______________ дата проверки ______

 

 

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………….....................

3

1. Образование приказной системы …………………………………………….

4

2. Структура приказов…........................................................................................

7

Заключение………………………………………………………………………..

18

Список использованной литературы…………………………….……………...

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучение систем центрального управления предшествующего времени имеет важное значение в понимании особенностей эволюции механизма государства. Научный анализ самых значимых этапов их развития способствует понятию закономерностей государственно-правового развития в целом. Поэтому, одной из самых важных задач историко-правовой науки, является исследование общего и особенного в системах органов государственной власти на различных этапах исторического развития государства. Анализ исторических особенностей функционирования органов государственной власти имеет особое значение в современных условиях, на этапе проведения реформ, становления и адаптации механизма государства современной России.

Во время образования централизованного государства, центром которого было Московское княжество, начинает складываться и аппарат государственного управления, являвшийся   просто необходимым в политической и хозяйственной жизни каждого государства. В тоже время на основе обычаев начинает формироваться и система документационного обеспечения этого аппарата. Система делопроизводства в России постепенно формировалась в течение XV-XVI веков и свои окончательные черты приобрела во времена царствования Алексея Михайловича (1629-1676 годы). Работа с документами проводилась в специальных учреждениях - приказах – предшественниках современных министерств.

Эпоха формирования единого Российского государства в конце XV в. вплоть до конца XVII в. является ключевой в развитии Российской государственности и остается важнейшим объектом исследований. Изучение системы приказного управления выступает здесь составной частью этого направления в историко-правовой науке.

Цель данной работы состоит в комплексном историко-правовом анализе места и роли приказной системы управления в структуре органов государственной власти России в XV - XVI вв.

 

1. Образование приказной системы

 

Единое централизованное Русское государство образовалось в конце XV в. в результате экономического развития — общест­венного разделения труда, расширения производства и товар­ного обращения, усиления экономических связей между отдель­ными княжествами. Причиной образования централизованного государства была также потребность сосредоточения сил кня­жеств для отражения нашествий внешнего врага.

С образованием централизованного государства, центром ко­торого стало Московское княжество, начинает складываться и аппарат его государственного управления, необходимый для ре­гулирования хозяйственной и политической жизни государства. Зарождаются и развиваются высшие, центральные и местные органы государственной власти и управления.

Высшим государственным учреждением являлась Боярская дума. Она выросла из княжеской думы более раннего периода— эпизодически созывавшегося князем совещания из бояр и воль­ных слуг для решения различных вопросов государственного значения.

Как постоянно действующий орган при великом князе, Бояр­ская дума участвовала в обсуждении и решении всех вопросов— административных, хозяйственных, судебных, военных, внешне­политических. Решения Боярской думы оформлялись ее при­говорами по формуле: «царь указал и бояре приговорили». Это значит, что решения выносились от имени царя и Боярской ду­мы и что последняя являлась высшим государственным орга­ном с законодательными функциями.

Боярская дума опиралась в своей деятельности на централь­ные отраслевые органы государственного управления — прика­зы, являвшиеся исполнительными органами решений великого князя и Боярской думы. Приказы возникли из личных поруче­ний великого князя, которые он давал (приказывал) в связи с теми или иными задачами государственного управления своим доверенным лицам — боярам и дьякам. Но выполнение пору­чения нередко усложнялось и принимало длительный характер. Поэтому лицо, получившее поручение, окружало себя дьяками, подьячими; между возникшим штатом служилых людей распре­делялись отдельные функции по выполнению поручений, за­рождались структура, делопроизводство, и таким путем посте­пенно создавалось государственное учреждение — приказ.

Система приказов выросла не сразу. Приказы начали возни­кать с середины XVI в. (Разрядный, Поместный, Посольский приказы) и создавались постепенно по мере усложнения госу­дарственной жизни. К концу XVII в. их насчитывалось уже око­ло пятидесяти. К этому времени система приказов превратилась в центральный государственный аппарат, с помощью которого государство осуществляло свои функции.

Приказами называли не только центральные учреждения, но и некоторые местные дворцовые учреждения, например, возникшие в 1620-х годах Новгородский и Псковский дворцовые приказы, находившиеся в ведении Приказа Большой казны. Название «приказ» употреблялось и для обозначения стрелецких полков. Приказы были постоянно действующими учреждениями, в основу их деятельности был положен функциональный принцип. Каждый приказ ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Однако приказная система не имела стройного внутреннего единства и четкого разграничения функций; для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, соединение функционального управления с территориальным.

Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Главы приказов получили в 17 веке название судей, так как зачастую выполняли судебные функции. В 16 веке среди них преобладали дьяки, в 17 веке некоторые крупные приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие — думные дворяне. Однако и в 17 веке дьяки руководили рядом важных приказов (Разрядным Посольским, Поместным). Приказное делопроизводство велось дьяками и подъячими. Численность персонала приказов (приказных людей) колебалась от 3 до 400 человек.

С начала 17 века в приказах появляется внутреннее структурное деление. В 1613-1619 годах было организовано одиннадцать новых приказов. В области военного управления были созданы приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов начали действовать приказы Новой четверти и Большой казны, полномочия территориальных четвертей были расширены. В первой половине 17 века создавались временные приказы, которые, выполнив поставленные перед ними задачи, прекращали существование. В военное время возникали приказы Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег. Временный характер носили многочисленные сыскные приказы.

Приказы можно разделить на:

1) ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны;

2) ведавшие определенными территориями;

3) приказы дворцового управления.

- Посольский приказ ведал иностранными делами. Разряд вел учет служилых людей и производил им смотры, назначал поместный оклад и денежное жалованье, ведал назначениями на службу.

- Поместный приказ наделял служилых людей поместьями в размерах, назначенных Разрядом, давал разрешения на все сделки с землей и регистрировал их.

- Разбойному приказу были подведомственны дела об убийствах, разбоях и кражах на территории всего государства, за исключением Москвы.

- Судебные тяжбы служилых людей разбирались во Владимирском и Московском судных приказах.

- В Челобитном приказе судились дьяки, подьячие (служилая бюрократия). Кроме того, он был апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным в других приказах.

- Споры о холопах рассматривал приказ Холопьего суда.

- К приказам с областной компетенцией относились: Земский, управлявший Москвой, Казанского дворца, Сибирский.

- Приказ Большого дворца управлял дворцовым хозяйством. В него входили хлебный, кормовой, сытенный и другие дворы.

- Казенный приказ ведал царской казной, Конюшенный - царскими конюшнями.

В 1650-1660-х годах правительство пыталось перестроить работу центральных учреждений. Были предприняты попытки централизации управления путем объединения руководства нескольких приказов в одних руках, созданы приказы Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных приказов и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 1680-х годах правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Большинство четвертей вошли в состав Посольского приказа, на базе Приказа Большой казны было создано крупное финансовое учреждение, в котором слились приказы Большого прихода и Новой четверти. Приказу Большой казны были переданы финансовые функции четвертей. Ликвидация приказной системы происходила в начале 18 века во время петровской реформы аппарата управления и введения коллегий. Лишь немногие из приказов продолжали функционировать и позднее. Сибирский приказ сохранился до 1763 года.

 

2. Структура приказов

 

Делопроизводство требовало известных канцелярских навыков и опыта, которых подчас не имел начальник приказа. Поэтому в помощники судьям в приказы назначались дьяки, которые играли особую роль. Число дьяков зависело от размеров и значения того или иного приказа: во многих приказах было по дьяку, в Посольском - до трех, в Разрядном - до шести, а в Поместном - до пятнадцати. В Посольском, Разрядном, Поместном, четвертных, Тайном приказах один из дьяков был думным. Судьи некоторых приказов (чаще всего финансовых, где существовала бухгалтерская документация) назначались из дьяков. Дьяки комплектовались из рядового дворянства, иногда из духовного звания и даже крупного купечества ("гостей") Дьяки вершили дела в приказах. Вместе с судьями они обсуждали дела и выносили приговоры. Если требовался "доклад" царю, то он вырабатывался под руководством дьяка, который присутствовал при самом "докладе" Со слов царя дьяк делал на "докладе" "помету" (резолюцию), составлявшую основу царского указа. За свою службу дьяки награждались поместными и денежными окладами от 600 четвертей и 240 руб. в год. Могущество дьяков в государственном управлении объяс­няется тем, что в результате длительного сидения (часто пожиз­ненного) в приказах дьяки становились незаменимыми знатока­ми всего государственного механизма и его делопроизводства. Это могущество дьяков приводило к служебным злоупотребле­ниям, порождало взяточничество, которые трудно было искоре­нить.

Дьякам в приказах подчинялись подьячие - канцелярские служители из дворян и детей приказных людей. Начинающий подьячий служил несколько лет
без жалованья, на одни лишь "приношения" просителей. Затем его награждали небольшим денежным окладом (от 1 до 5 руб. в год).

Через несколько лет подьячий переходил в "среднюю статью" и получал несколько больший оклад. Со временем подьячий мог выслужиться в "старые подьячие" с окладом до 60-65 руб. и даже получить поместный оклад.

Подьячих в приказах было больше, чем дьяков: от нескольких человек
(Аптекарский, Печатный, Костромская четь) до нескольких десятков
(Посольский, Разбойный) и до нескольких сотен (Поместный). Старшие подьячие вместе с дьяками руководили составлением документов; средние - составляли тексты документов, наводили справки в архиве приказа; младшие - осуществляли техническую работу по переписке ("перебелке") документов. В штате приказов были рассыльные, сторожа и другие лица.

Да  и  в  каждом  отдельном  приказе  было  трудно  разобраться  просителю. Судьи  решали  дела  так, как  им  было  угодно, толкуя  законы  по-своему. Взяточничество  и лицеприятие  господствовали  в  приказах, и московские люди  считали  для  себя  сущим  наказанием, если  нужда  гнала  за  каким- либо  делом  в  приказ, - это  всегда  стоило  много  денег, занимало  много времени, а  в  случаях  сложных  и  запутанных  грозило  затянуться  на  всю оставшуюся  жизнь.

Правительство  московских  времён  все  эти  проблемы  хорошо  знало, и  не раз  пробовало  ввести  больше порядка  в  приказных  делах. И  кое-что  в этом  плане   действительно  делалось, особенно  для  уменьшения взяточничества  и  волокиты, но  сама   основа  всего приказного делопроизводства  оставалась  неизменной - то  одна  и  та  же  сторона государственного  хозяйства  оказывалась  разбитой  по  ведомствам  отдельных приказов, то  всё  хозяйство  и  управление  какой-либо  одной  областью сосредотачивалось  в  одном  приказе. Интересно, что  бумаги  того  времени, направлявшиеся  в  какой-либо  приказ, никогда  не  адресовались “в  такой-то приказ”, а  всегда  на  имя  судьи  приказа. Произвол  и  властность приказных  на  этой  почве  толь  крепли  и  росли  всё  больше.

  Московское  правительство середины  XVII века   осознавало  все  неудобства этой  раздробленной  системы  управления  и  стало  стягивать  однородные приказы  в  более   крупные  деления. Для  этого  или  подчиняли  одному приказу  несколько   других,  или ставили  одного  начальника  во  главе нескольких  однородных  приказов. Посольский  приказ, например,  во второй половине  XVII  века  заведовал  девятью  другими. Приказ  счётных  дел, основанный  при  царе  Алексее  Михайловиче, вёл  счёт  всем  доходам  и расходам  всего  государства  и  стягивал  к  себе  все  денежные  суммы, которые  оставались  от  текущих  расходов  во  всех  государственных учреждениях. Приказ  этот  как  бы  надзирал  за  финансовой  деятельностью отдельных  приказов  и  контролировал  её.

Информация о работе Приказная система управления 15-16 вв