Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 17:27, курсовая работа
Основная цель этой курсовой работы: исследование важных аспектов проблемы неформально лидерства.
Предметом курсовой работы является то влияние, которое оказывает лидер на взаимоотношения в группе.
Объектом курсовой работы является группа УПО-201.
Вступление………………………………………………………………………...3
1. Подходы к изучению лидерства……………………………………………….4
1.1 Подход с позиции личных качеств………………………………………...4
1.2 Поведенческий подход……………………………………………………...5
1.3 Ситуационный подход……………………………………………………...6
2. Психологические теории лидерства…………………………………………..7
3. Формальные и не формальные группы……………………………………….9
3.1 Формальные группы………………………………………………………...9
3.2 Неформальные группы…………………………………………………….10
4. Психологическая характеристика неформальных лидеров в молодежной среде………………………………………………………………………………12
4.1 Причины выдвижения лидера и источники его власти………………...13
4.2 Взаимоотношения лидера с другими членами неформальной группы..16
5. Межличностные отношения в неформальной группе……………………...17
6. Социометрическое исследование……………………………………………19
Анализ полученных результатов……………………………………………………………………….30
Выводы…………………………………………………………………………...32
Список литературы………………………………………………………………33
, где:
Σ(+) – сумма позитивных выборов данной личностью других членов группы,
Σ(-) – сумма аналогичных выборов, имеющих негативный смысл,
N – количество членов группы.
С помощью этой формулы, можно увидеть взаимосвязи между отношением индивида к группе и отношением группы к индивиду, обнаружить слабые звенья в цепи данных взаимоотношений.
Индексы взаимности позитивных (V(+)), негативных (V(-)) и индифферентных (V(0)) выборов определяются путем подсчета количества соответствующих взаимных выборов с последующим делением этой величины на N - 1. Обычно эти индексы исчисляются применительно к лидерам коллектива (официальному и неофициальным), а также "изгоям".
Коллективные социометрические индексы призваны дать количественную характеристику ее экспансивности, индифферентности, интегрированности, разобщенности, конфликтности и других свойств обследуемой группы.
Индекс экспансивности группы измеряет плотность позитивных и негативных выборов в ней. Он определяется путем деления на количество членов коллектива (в данном случае от N единица не отнимается) общей суммы всех выборов, кроме индифферентных, сделанных всеми членами группы.
Индекс
индифферентности (нейтральности группы)
органично дополняет первый коэффициент
и проверяет точность его подсчета. Он
образуется делением общей суммы индифферентных
выборов на численность коллектива. ·
Методика.
Основные этапы проведения исследования.
I этап – сбор информации.
Каждый из учащихся написал на листике фамилии четырех других. Двух с кем бы он хотел работать и двух с кем бы он хотел поехать отдыхать.
Полученные листики ( протоколы) раскладываются в алфавитном порядке, затем заготавливается матрица, по горизонтали и вертикали матрицы, вписываются фамилии «участников» (членов группы) в алфавитном порядке, по горизонтали – фамилии тех, кто выбирает, а по вертикали – кого выбирают. Заполняется матрица следующим образом, на пересечении строки выбирающего, со столбцом выбираемого ставится крестик.
II этап – анализ.
Анализ начинается с изучения степени популярности каждого учащегося в группе. Чтобы определить, сколько человек выбрало каждого члена группы, необходимо подсчитать количество крестиков в каждом столбце. Результаты подсчета записываются в последнюю строку матрицы «количество выборов».
Следующий шаг в анализе полученных данных – построение социограммы, с помощью которой выявляется структура межличностных отношений.
Социограмма
в этом варианте методики строится
в виде графов со связями. Каждый член
группы обозначается кружком с его
номером (по алфавиту), а стрелки
указывают, кто кого выбрал.
III этап – Выводы и заключение.
На
основе анализа межличностных отношений,
выявляются неформальный лидер группы,
скрытый лидер, наличие малых групп, а
иногда отверженные члены коллектива.
Аверин | Васин | Воздусевич | Климов | Курило | Маркарян | Михеенкова | Низаметдинова | Перелович | Розова | Серегина | Суднишникова | Тихонова | Филиппова | Царукян | Чернякова | |
Аверин | Х | Х | ||||||||||||||
Васин | Х | Х | ||||||||||||||
Воздусевич | Х | Х | ||||||||||||||
Климов | Х | Х | ||||||||||||||
Курило | Х | Х | ||||||||||||||
Маркарян | Х | Х | ||||||||||||||
Михеенкова | Х | Х | ||||||||||||||
Низаметдинова | Х | Х | ||||||||||||||
Перелович | Х | Х | ||||||||||||||
Розова | Х | Х | ||||||||||||||
Серегина | Х | Х | ||||||||||||||
Суднишникова | Х | Х | ||||||||||||||
Тихонова | Х | Х | ||||||||||||||
Филиппова | Х | Х | ||||||||||||||
Царукян | Х | Х | ||||||||||||||
Чернякова | Х | Х | ||||||||||||||
3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 0 | 2 | 4 | 1 | 2 | 1 |
Анализ
полученных результатов.
Для наиболее удобного анализа результатов данные полученные исходя из двух вопросов (« с кем вы бы хотели работать» и « с кем вы бы хотели поехать отдыхать») были включены в единую социограмму. На основе этих результатов можно сделать следующие выводы.
Прежде всего, при общей оценке социограммы, выделяются четыре микрогруппы и их связующее звено Розова. Сделав промежуточный вывод о том, что данная группа не представляет собой монолитный коллектив, а состоит из четырех подгрупп, стоит проанализировать их с точки зрения того, какое место занимает каждый учащийся в своей подгруппе.
Ответ на вопрос кто является ведущим, в первой подгруппе очевиден – Тихонова. Здесь нельзя не отметить, что при анализе популярности, Тихонова была отнесена к одной из самых популярных в группе. Но теперь видно, что Тихонова популярна, но не во всей группе, а лишь в подгруппе состоящей из четырех человек, где она является лидером. Вторым по популярности в этой группе является Филиппова. Она единственная, кого выбрал лидер группы – Тихонова, следовательно, она ближе всех к «руководителю» этой группы. Следующую ступень на лестнице иерархии в этой группе занимают Низаметдинова и Чернякова, они обе выбраны вторым человеком в группе - Филипповой.
Полученные данные о месте каждого члена этой подгруппы характеризуют те реальные взаимоотношения, которые существуют в группе.
Анализ другой подгруппы, куда входят Курило, Воздусевич и Михеенкова, показывает, что все-таки большую роль здесь играет Михеенкова, которая связана с тремя членами группы, в числе которых и Розова – «внешняя» связь. Второе место в этой подгруппе занимает Курило, а на нижней ступеньке – Воздусевич.
В третьей подгруппе состоящей из четырех человек, Маркарян, Суднишникова, Царукян и Серегина, лидером является Маркарян, подсчитав количество выборов, можно определить что вторым человеком в группе является Суднишникова, на третьей ступени в иерархии подгруппы стоит Царукян. Наименьшее количество выборов в этой подгруппе у Серегиной. Стоит также отметить, что Маркарян имеет внешнюю связь с Розовой.
Лидером четвертой подгруппы является Аверин, помимо выборов со стороны представителей своей подгруппы он имеет внешнюю связь с Розовой. Следующим в цепи данной подгруппы является Перелович. Климов и Васин являют третьим звеном этой подгруппы.
Особое
место в структуре группы занимает
Розова. При анализе связей Розова
не отмечалась ни в числе популярных,
ни в числе не популярных. Она занимает
как бы среднее положение. Социограмма
показала, что Розова имеет связи только
с четырьмя членами этой группы. Следовательно,
к числу «широко» общительных людей ее
отнести нельзя. Но ее связи замыкается,
не просто на членов группы, а на лидеров
подгрупп. Причем не только Розова выбрала
их, но и они выбрали ее. Это позволяет
предположить, что Розову выбирают лидеры
подгрупп. Если лидеры стремятся заручиться
расположением еще кого-то, то вряд ли
этот человек – рядовая личность. Есть
все основания предполагать, что по иерархии
в группе Розова занимает определенное
положение. Такой член группы, как правило,
малозаметен, он не стремится к широким
контактам с другими учащимися - для него
достаточны связи с лидерами подгрупп
. Вместе с тем это человек, от которого
во многом зависит и настрой группы, и
так называемые групповые нормы, и отношение
группы к тем или иным преподавателям,
к их мероприятиям.
Выводы.
Выявление неформального лидера – это не единственная характеристика, которую может дать социограмма. Это исследование может дать сведения о том, в каких отношениях находятся между собой и члены группы и подгруппы. Обычно между ними существует (в разной степени выраженности) либо симпатии, либо антипатии. Полученная социограмма свидетельствует, что ни один учащийся какой-либо подгруппы, не выбрал учащегося из другой подгруппы. Отсутствие этих связей указывает на разобщенность в группе, различие целей и интересов.
Для
нашей специальности очень
Список
литературы.
______________________________
Напишите фамилии четырех человек (из группы): двух с кем бы вы хотели работать и двух с кем бы вы хотели поехать отдыхать.
В правом
верхнем углу подпишите лист.
1)
2)
Информация о работе Влияние неформального лидерства на взаимоотношения в группе