Влияние неформального лидерства на взаимоотношения в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель этой курсовой работы: исследование важных аспектов проблемы неформально лидерства.

Предметом курсовой работы является то влияние, которое оказывает лидер на взаимоотношения в группе.

Объектом курсовой работы является группа УПО-201.

Оглавление

Вступление………………………………………………………………………...3


1. Подходы к изучению лидерства……………………………………………….4


1.1 Подход с позиции личных качеств………………………………………...4


1.2 Поведенческий подход……………………………………………………...5


1.3 Ситуационный подход……………………………………………………...6


2. Психологические теории лидерства…………………………………………..7


3. Формальные и не формальные группы……………………………………….9


3.1 Формальные группы………………………………………………………...9


3.2 Неформальные группы…………………………………………………….10


4. Психологическая характеристика неформальных лидеров в молодежной среде………………………………………………………………………………12


4.1 Причины выдвижения лидера и источники его власти………………...13



4.2 Взаимоотношения лидера с другими членами неформальной группы..16


5. Межличностные отношения в неформальной группе……………………...17


6. Социометрическое исследование……………………………………………19


Анализ полученных результатов……………………………………………………………………….30


Выводы…………………………………………………………………………...32


Список литературы………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсовая конечный вариант.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

      , где:

     Σ(+) – сумма позитивных выборов данной личностью других членов группы,

     Σ(-) – сумма аналогичных выборов, имеющих негативный смысл,

     N – количество членов группы.

     С помощью этой формулы, можно увидеть взаимосвязи между отношением индивида к группе и отношением группы к индивиду, обнаружить слабые звенья в цепи данных взаимоотношений.

     Индексы взаимности позитивных (V(+)), негативных (V(-)) и индифферентных (V(0)) выборов определяются путем подсчета количества соответствующих взаимных выборов с последующим делением этой величины на N - 1. Обычно эти индексы исчисляются применительно к лидерам коллектива (официальному и неофициальным), а также "изгоям".

     Коллективные социометрические индексы призваны дать количественную характеристику ее экспансивности, индифферентности, интегрированности, разобщенности, конфликтности и других свойств обследуемой группы.

     Индекс экспансивности группы измеряет плотность позитивных и негативных выборов в ней. Он определяется путем деления на количество членов коллектива (в данном случае от N единица не отнимается) общей суммы всех выборов, кроме индифферентных, сделанных всеми членами группы.

     Индекс индифферентности (нейтральности группы) органично дополняет первый коэффициент и проверяет точность его подсчета. Он образуется делением общей суммы индифферентных выборов на численность коллектива. · 
 
 
 
 
 
 
 

     Методика.

     Основные  этапы проведения исследования.

     I этап – сбор информации.

     Каждый  из учащихся написал на листике фамилии  четырех других. Двух с кем бы он хотел работать и двух с кем  бы он хотел поехать отдыхать.

     Полученные  листики ( протоколы) раскладываются в алфавитном порядке, затем заготавливается матрица, по горизонтали и вертикали матрицы, вписываются фамилии «участников» (членов группы) в алфавитном порядке, по горизонтали – фамилии тех, кто выбирает, а по вертикали – кого выбирают. Заполняется матрица следующим образом, на пересечении строки выбирающего, со столбцом выбираемого ставится крестик.

     II этап – анализ.

     Анализ  начинается с изучения степени популярности каждого учащегося в группе. Чтобы  определить, сколько человек выбрало  каждого члена группы, необходимо подсчитать количество крестиков в каждом столбце. Результаты подсчета записываются в последнюю строку матрицы «количество выборов».

     Следующий шаг в анализе полученных данных – построение социограммы, с помощью  которой выявляется структура межличностных отношений.

     Социограмма в этом варианте методики строится в виде графов со связями. Каждый член группы обозначается кружком с его  номером (по алфавиту), а стрелки  указывают, кто кого выбрал. 

     III этап – Выводы и заключение.

     На  основе анализа межличностных отношений, выявляются неформальный лидер группы, скрытый лидер, наличие малых групп, а иногда отверженные члены коллектива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Аверин Васин Воздусевич Климов Курило Маркарян Михеенкова Низаметдинова Перелович Розова Серегина Суднишникова Тихонова Филиппова Царукян Чернякова
Аверин                 Х Х            
Васин       Х         Х              
Воздусевич         Х   Х                  
Климов Х Х                            
Курило     Х       Х                  
Маркарян                   Х   Х        
Михеенкова         Х         Х            
Низаметдинова                         Х     Х
Перелович Х     Х                        
Розова Х                       Х      
Серегина           Х                 Х  
Суднишникова           Х                 Х  
Тихонова                   Х       Х    
Филиппова               Х         Х      
Царукян           Х           Х        
Чернякова               Х         Х      
  3 1 1 2 2 3 2 2 2 4 0 2 4 1 2 1
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Анализ  полученных результатов. 

     Для наиболее удобного анализа результатов  данные полученные исходя из двух вопросов (« с кем вы бы хотели работать»  и « с кем вы бы хотели поехать  отдыхать») были включены в единую социограмму. На основе этих результатов можно сделать следующие выводы.

     Прежде  всего, при общей оценке социограммы, выделяются четыре микрогруппы и  их связующее звено Розова. Сделав промежуточный вывод о том, что  данная группа не представляет собой монолитный коллектив, а состоит из четырех подгрупп, стоит проанализировать их с точки зрения того, какое место занимает каждый учащийся в своей подгруппе.

     Ответ на вопрос кто является ведущим, в  первой подгруппе очевиден – Тихонова. Здесь нельзя не отметить, что при анализе популярности, Тихонова была отнесена к одной из самых популярных в группе. Но теперь видно, что Тихонова популярна, но не во всей группе, а лишь в подгруппе состоящей из четырех человек, где она является лидером. Вторым по популярности в этой группе является Филиппова. Она единственная, кого выбрал лидер группы – Тихонова, следовательно, она ближе всех к «руководителю» этой группы. Следующую ступень на лестнице иерархии  в этой группе занимают Низаметдинова и Чернякова, они обе выбраны вторым человеком в группе - Филипповой.

     Полученные  данные о месте каждого члена  этой подгруппы характеризуют те реальные взаимоотношения, которые  существуют в группе.

     Анализ  другой подгруппы, куда входят Курило, Воздусевич и Михеенкова, показывает, что все-таки большую роль здесь играет Михеенкова, которая связана с тремя членами группы, в числе которых и Розова – «внешняя» связь. Второе место в этой подгруппе занимает Курило, а на нижней ступеньке – Воздусевич.

     В третьей подгруппе состоящей из четырех человек, Маркарян, Суднишникова, Царукян и Серегина, лидером является Маркарян, подсчитав количество выборов, можно определить что вторым человеком в группе является Суднишникова, на третьей ступени в иерархии подгруппы стоит Царукян. Наименьшее количество выборов в этой подгруппе у Серегиной. Стоит также отметить, что Маркарян имеет внешнюю связь с Розовой.

     Лидером четвертой подгруппы является Аверин, помимо выборов со стороны представителей своей подгруппы он имеет внешнюю  связь с Розовой. Следующим в цепи данной подгруппы является Перелович. Климов и Васин являют третьим звеном этой подгруппы.

     Особое  место в структуре группы занимает Розова. При анализе связей Розова не отмечалась ни в числе популярных, ни в числе не популярных. Она занимает как бы среднее положение. Социограмма показала, что Розова имеет связи только с четырьмя членами этой группы. Следовательно, к числу «широко» общительных людей ее отнести нельзя. Но ее связи замыкается, не просто на членов группы, а на лидеров подгрупп. Причем не только Розова выбрала их, но и они выбрали ее. Это позволяет предположить, что Розову выбирают лидеры подгрупп. Если лидеры стремятся заручиться расположением еще кого-то, то вряд ли этот человек – рядовая личность. Есть все основания предполагать, что по иерархии в группе Розова занимает определенное положение. Такой член группы, как правило, малозаметен, он не стремится к широким контактам с другими учащимися - для него достаточны связи с лидерами подгрупп . Вместе с тем это человек, от которого во многом зависит и настрой группы, и так называемые групповые нормы, и отношение группы к тем или иным преподавателям, к их мероприятиям.  
 
 
 
 

     Выводы. 

     Выявление неформального лидера – это не единственная характеристика, которую  может дать социограмма. Это исследование может дать сведения о том, в каких отношениях находятся между собой и члены группы и подгруппы. Обычно между ними существует (в разной степени выраженности) либо симпатии, либо антипатии. Полученная социограмма свидетельствует, что ни один учащийся какой-либо подгруппы, не выбрал учащегося из другой подгруппы. Отсутствие этих связей указывает на разобщенность в группе, различие целей и интересов.

     Для нашей специальности очень важно  знание спецификации организации, социальных групп, а неформальное лидерство – одна из важных характеристик любой группы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 
 
 

  1. Владимир  Изотов.  «Работа и зарплата», 30-08-2004. «Неформальные лидеры, или как управлять коллективом чужими руками».
  2. Максим Тимонов. "Кадровый менеджмент", 01.07.2004. «Неформальное лидерство – от проблемы к сотрудничеству»
  3. Егор Булыгин. 9.04.2008 г. Ремейк статьи 2005 г. «Неформальные лидеры - в чем их сила?»
  4. Георгий Щекин. «Как эффективно управлять людьми : психология кадрового менеджмента». Киев 1999.
  5. С.Л. Рубенштейн. «Основы общей психологии».
  6. Карнеги Дейл. «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей».
  7. Белинская Елена Павловна. «Как стать лидером».
  8. С.И. Григорьев, Ю.Е. Растов «Основы современной социологии» 2001 Издательство Алтайского государственного университета с 252.
  9. М.В.Гамезо «Общая психология». Учебно – методическое пособие.
  10. http://irbis.asu.ru/mmc/grig/4.6.ru.shtml
  11. Материалы сайта http://www.accel-team.com/work_groups/index.html
  12. Материалы сайта http://lib.4i5.ru/cu525.htm
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

_______________________________ 
 
 
 

Напишите  фамилии четырех человек (из группы): двух с кем бы вы хотели работать и двух с кем бы вы хотели поехать  отдыхать.

В правом верхнем углу подпишите лист. 
 
 

 

1) 
 

2)

Информация о работе Влияние неформального лидерства на взаимоотношения в группе