Влияние неформального лидерства на взаимоотношения в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель этой курсовой работы: исследование важных аспектов проблемы неформально лидерства.

Предметом курсовой работы является то влияние, которое оказывает лидер на взаимоотношения в группе.

Объектом курсовой работы является группа УПО-201.

Оглавление

Вступление………………………………………………………………………...3


1. Подходы к изучению лидерства……………………………………………….4


1.1 Подход с позиции личных качеств………………………………………...4


1.2 Поведенческий подход……………………………………………………...5


1.3 Ситуационный подход……………………………………………………...6


2. Психологические теории лидерства…………………………………………..7


3. Формальные и не формальные группы……………………………………….9


3.1 Формальные группы………………………………………………………...9


3.2 Неформальные группы…………………………………………………….10


4. Психологическая характеристика неформальных лидеров в молодежной среде………………………………………………………………………………12


4.1 Причины выдвижения лидера и источники его власти………………...13



4.2 Взаимоотношения лидера с другими членами неформальной группы..16


5. Межличностные отношения в неформальной группе……………………...17


6. Социометрическое исследование……………………………………………19


Анализ полученных результатов……………………………………………………………………….30


Выводы…………………………………………………………………………...32


Список литературы………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсовая конечный вариант.doc

— 231.50 Кб (Скачать)
 

План. 
 
 

Вступление………………………………………………………………………...3 

1. Подходы к  изучению лидерства……………………………………………….4 

   1.1 Подход  с позиции личных качеств………………………………………...4 

   1.2 Поведенческий  подход……………………………………………………...5 

   1.3 Ситуационный  подход……………………………………………………...6 

2. Психологические  теории лидерства…………………………………………..7 

3. Формальные  и не формальные группы……………………………………….9 

   3.1 Формальные группы………………………………………………………...9 

   3.2 Неформальные  группы…………………………………………………….10 

4. Психологическая  характеристика неформальных лидеров в молодежной среде………………………………………………………………………………12 

    4.1 Причины  выдвижения лидера и источники  его власти………………...13

 

    4.2 Взаимоотношения  лидера с другими членами неформальной  группы..16 

5. Межличностные  отношения в неформальной группе……………………...17 

6. Социометрическое  исследование……………………………………………19 

Анализ полученных результатов……………………………………………………………………….30 

Выводы…………………………………………………………………………...32 

Список литературы………………………………………………………………33 

Приложение 1…………………………………………………………………….34 
 
 
 

     

Вступление. 
 
 

     Влияние, которое неформальный лидер оказывает  на группу, на ее работу, отношения между  ее членами, может играть определяющую роль. Человек, который смог собрать  вокруг себя людей, и подчинить их своей воли, при наличии формального руководителя, как правило, является личностью незаурядной. Неформальный лидер, определяет реакцию группы на тот или иной вид деятельности, ее отношение к преподавателю или начальству.

     Моральные принципы неформального лидера, также  являются немаловажным аспектом. Если моральные принципы и убеждения неформального лидера, носят анти социальную направленность, он может оказывать деморализующие воздействие на членов группы.

     Явление неформального лидерства, очень  многогранно и не может трактоваться только с позитивной или негативной стороны. Изучения этого явления может помочь изменить отношения в группе в лучшую сторону и улучшить ее работоспособность.

     Основная  цель этой курсовой работы: исследование важных аспектов проблемы неформально лидерства.

     Предметом курсовой работы является то влияние, которое оказывает лидер на взаимоотношения в группе.

     Объектом  курсовой работы является группа УПО-201. 
 
 
 
 

     1. Подходы к изучению лидерства. 

     Лидерство — это способность влиять на индивидуумов и группы людей, для того чтобы побудить их к деятельности для достижения определенных целей. Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему. Ученые-бихевиористы применили три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.  

     1.1 Подход с позиции личных качеств.

     Лидерство стало объектом исследования, когда  в начале двадцатого столетия начали впервые изучать управление. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследования ставили своей целью выявить свойства или особые личностные характеристики эффективных руководителей. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт — это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

     В 40-х годах ученые начали изучать  собранные факты о соотношении  личных качеств и лидерства. К  сожалению, несмотря на сотни проведенных  исследований, они не пришли к единому  мнению о наборе качеств, которые непременно отличают лидера. В одном из исследований утверждалось, что было проанализировано только около 5% личных качеств руководителей всего в четырех или пяти исследованиях. В 1948 г. комплексный обзор исследований в области лидерства, показал, что изучение личных качеств, продолжает давать противоречивые результаты. Лидеры как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и высоким социально-экономическим статусом. Однако стоит отметить, что в разных ситуациях эффективные руководители проявляли разные личные качества. Был сделан вывод, с которым согласились бы сегодняшние ученые-бихевиористы: «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств».

     Вывод, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у  всех эффективных руководителей, часто  приводится в качестве доказательства того, что эффективность руководства  носит ситуационный характер. Однако структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных.

     1.2 Поведенческий подход

     Поведенческий подход создал основу для классификации  стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания тонкостей лидерства. Разочарование в подходе к лидерству с позиций личных качеств усиливалось примерно в тот же период, когда в теории управления стала набирать силу бихевиористская школа. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что второй подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поэтому стоит рассмотреть такие важные понятия как автократический стиль, демократический стиль, стиль ориентированный на работу и стиль ориентированный на человека.

     Несмотря  на то, что поведенческий подход продвинул изучение лидерства, сосредоточив внимание на фактическом поведении руководителя, желающего побудить людей к достижению целей организации, его основной недостаток заключался в том, что выдвигались  предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Более ранние авторы бихевиористской школы, как правило, рассматривали лидеров, которые вели себя демократично и считались с другими, как самых эффективных в современных организациях. Однако, обобщая результаты исследований, использовавших данный подход, некоторые авторы утверждают, что «не существует одного «оптимального» стиля руководства». Вероятно, что эффективность стиля зависит от типа конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль». Более поздние авторы и ученые бихевиористской школы обычно признают, что необходим ситуационный подход к руководству. «Оптимальный» стиль лидерства меняется в зависимости от ситуации. 

     1.3 Ситуационный подход

     Ни  подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, их влияние на эффективность руководства, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для управления. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.· 

     Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Современные  ученые пытаются определить, какие  стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от типа конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь гибко варьировать свое поведение в зависимости от конкретной ситуации. 

     2. Психологические теории лидерства 

     На  становление, характер и направленность лидерства непосредственно влияют внутренние побуждения человека к занятию руководящих позиций. Прояснить субъективные механизмы лидерства помогают психологические теории, в частности психоаналитическое объяснение лидерства. Как считал основоположник психо-анализа 3. Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо — преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. Последователи Фрейда трактуют либидо более широко — как психическую энергию вообще. В процессе «сублимации» (накопления и перехода в более высокие состояния) оно проявляется в стремлении к творчеству, лидерству и т.п.

     У многих людей занятие руководящих  должностей выполняет «субъективно-компенсаторные»  функции, таким образом подавляются  или преодолеваются различного рода комплексы, чувство неполноценности  и т.п. Определенные психологические потребности отражают и подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя организации подобен авторитету главы семейства.·

     Заметный  вклад в развитие психоаналитического  объяснения феномена лидерства внесли ученые Франкфуртской школы Э. Фромм, Т. Адорно и др. Они выявили тип  личности, предрасположенный к авторитаризму  и стремящийся к власти. Такая  личность формируется в «нездоровых» общественных условиях, порождающих неврозы, состояния подавленности, гнетущего напряжения, тревожности, безысходности и отчаяния. У человека появляется стремление убежать от всего этого в сферу господства и подчинения. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям.

     Такой тип поведения в психологическом смысле служит проявлением не силы, а слабости. Авторитарная личность, не имея подлинной внутренней силы, пытается убедить себя в обладании ею, с помощью господства над другими. Эта личность иррациональна, склонна к мистике, руководствуется в первую очередь эмоциями и не терпит равенства и демократии. Она воспринимает других людей и мир в целом сквозь призму отношений силы и слабости, в каком-то смысле даже садомазохизма.

     Будучи  руководителями, авторитарные личности не приемлют демократический стиль  руководства, имеют склонность к  распространению своей власти на личные отношения с подчиненными и нарушению их прав, заботятся не столько об интересах дела, сколько о сохранении или увеличении своей власти. За такого рода лидерами необходим жесткий контроль.

     Психоаналитическое  объяснение, стремления к лидерству, конечно же, никак не выявляет абсолютно все типы таких мотиваций. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью (конформисты)  и даже явно не стремится к неформальному лидерству.  Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения разного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.

     Инструментальная  мотивация лидерства наиболее приемлема в организациях. Она не сводится к стремлению обладать, лишь материальными благами и славой, а может иметь и духовно-нравственное содержание. Многие лидеры, особенно неформальные, в своих действиях обычно руководствуются высокими идеалами, мотивами нравственной ответственности за общее дело, оказания помощи товарищам по работе, налаживания дружеских отношений в коллективе и т.п. 
 

     3. Формальные и неформальные группы 

     3.1 Формальные группы – это «узаконенные» группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.

     В обиходной речи слово «формальный» имеет в некотором смысле негативный оттенок, означающий не заинтересованность в результатах, равнодушное отношение  к выполнению должностных обязанностей. И действительно, злоупотребление «формальностями» ведет к различного рода бюрократическим извращениям. Однако «формальное» имеет ряд достоинств:

Информация о работе Влияние неформального лидерства на взаимоотношения в группе