Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 17:27, курсовая работа
Основная цель этой курсовой работы: исследование важных аспектов проблемы неформально лидерства.
Предметом курсовой работы является то влияние, которое оказывает лидер на взаимоотношения в группе.
Объектом курсовой работы является группа УПО-201.
Вступление………………………………………………………………………...3
1. Подходы к изучению лидерства……………………………………………….4
1.1 Подход с позиции личных качеств………………………………………...4
1.2 Поведенческий подход……………………………………………………...5
1.3 Ситуационный подход……………………………………………………...6
2. Психологические теории лидерства…………………………………………..7
3. Формальные и не формальные группы……………………………………….9
3.1 Формальные группы………………………………………………………...9
3.2 Неформальные группы…………………………………………………….10
4. Психологическая характеристика неформальных лидеров в молодежной среде………………………………………………………………………………12
4.1 Причины выдвижения лидера и источники его власти………………...13
4.2 Взаимоотношения лидера с другими членами неформальной группы..16
5. Межличностные отношения в неформальной группе……………………...17
6. Социометрическое исследование……………………………………………19
Анализ полученных результатов……………………………………………………………………….30
Выводы…………………………………………………………………………...32
Список литературы………………………………………………………………33
При психологическом анализе неформальной группы очень важно понять способ передачи информации между ее членами. Существуют следующие способы передачи информации:
1. Полная структура - при таком виде коммуникативных связей каждый член группы может установить связь с каждым.
2. Круговая структура - движение информации либо в одном, либо в двух направлениях по кругу.
3. Комбинированная
структура - для передачи информации
членам группы лидер пользуется двумя
или более видами связи.
5.
Межличностные отношения
в неформальной группе.
Межличностные отношения, ярче всего отображают конфликтные ситуации, которые рано или поздно происходят между ее членами. Основная причина конфликтных ситуаций, возникающих в группе - психологические мотивы.
Возникающие противоречия приводят к конфликтам в неформальной группе, когда затрагивают, прежде всего, интересы членов группы, их престиж, достоинство личности.
Конфликты можно разделить на 3 группы:
1. внутриличностные – это конфликты возникающие, когда в процессе участия в молодежной неформальной группе у человека формируются определенные нормы и ценности, в том числе принятые традиции, законы и нормы неформальной группы.
2. межличностные - это конфликты, к которым в основном приводят разделения функций в группе.
Суть межличностных конфликтов. Как только лидер теряет авторитет в группе, неизбежна его смена. Причина этого чаще всего, в конфликтах между организатором и членами молодежной неформальной группы. Конфликты такого рода могут возникать по многим причинам:
а) недостатки в организации деятельности группы, ее неэффективность. Рядовые члены могут тяготиться своей постоянной зависимостью от лидера, не считающегося с их мнением при решении важных для деятельности группы вопросов.
б) недовольство рядовых членов группы лидером.
в) отсутствие надлежащей дисциплины у членов неформальной группы.
г) оскорбительное отношение лидера к другим членам группы.
Зачастую лидер и приближенные к нему лица унижают, оскорбляют рядовых членов. Если неформальная группа потерпела какую-либо неудачу то тенденции к возникновению межличностных конфликтов усиливаются многократно и могут привести к разъединению группы.
Также
выделяются конфликты между лидером
и оппозиционером, т.е. лицом из
числа приближенных к лидеру,
которые возникают из-за
того, что оппозиционер тайно имеет
намерение захватить власть.
Как правило, такой конфликт протекает
скрытно и очень часто приводит к расколу
группы.
6.
Социометрическое исследование.
Термин "социометрия" имеет три основных смысла. Им обозначают:
1. теорию малых (непосредственно контактных) групп, созданную Дж. Морено 89;
2. всякие математизированные процедуры измерения социальных процессов и явлений (исходя из этимологии этого слова, произведенного (от латинского societas – общество и греческого metreo – измеряю);
3. совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, характеризующихся небольшой численностью и опытом совместной жизнедеятельности.
В данном случае интересно последнее значение понятия.
Социометрические методики используются для выявления:
• неофициальных лидеров малых групп, т.е. таких их членов, которые оказывают наибольшее воздействие на других;
• "изгоев" коллектива, т.е. людей отвергаемых большинством группы;
• кандидатов, заслуживающих рекомендации к выдвижению на должности официальных руководителей коллективов;
• характера социально-психологического климата коллектива и тенденций его трансформирования;
• дифференциации первичных (т.е. официально не разделяющихся на более мелкие составляющие) коллективов на реально сложившиеся в нем социально-психологические группировки;
• причин и движущих сил внутриколлективных конфликтов (межличностных, личностно-групповых и межгрупповых);
• многих иных проблем, решение которых способно оптимизировать деятельность первичных трудовых коллективов и иных малых социальных групп.
При решении вышеназванных задач социометрические методики могут играть роль как главных, так и дополнительных методов. Но в любом случае они обязательно согласовываются с другими методами. Социометрические методики включают в себя специальные техники опроса, обработки и интерпретации данных. Развитие социометрии привело к расширению ее методов за счет включения в них двух форм группового тренинга: социодрамы, суть которой заключена в проигрывании различных социальных ситуаций, и психодрамы – проигрывании возможных моделей межличностного общения с целью профилактирования неадекватных эмоциональных реакций.
Социометрический опрос – главное средство получения социометрической информации. Каждому члену коллектива предлагается выбрать тех членов, которые соответствуют, по его мнению, определенному социометрическому критерию. Эти критерии формулируются в самых вопросах, например, так: "С кем из членов Вашей бригады Вы бы хотели вместе работать, а с кем нет? Кого из членов Вашей бригады Вы бы оставили в ней, если бы бригада формировалась заново? Если возникнет необходимость сократить численность Вашей бригады, то кого, на Ваш взгляд, следовало бы уволить в первую очередь?" Ответы на вопросы такого рода всех членов группы позволяют выявить контуры сложившейся в ней структуры социально-психологических отношений, прежде всего, на основе взаимных симпатий и антипатий.
Социометрические опросы не могут быть в полной мере анонимными – по фамилиям, фигурирующим в ответах, исследователь определяет, кто эти ответы дал. Это обстоятельство может привести к снижению меры искренности ответов. Чтобы уменьшить эту опасность при инструктировании исследователь тщательно разъясняет научный характер опроса, гарантирует сохранение тайны ответов каждого.
Третья фаза – особая обработка полученной информации, ее преобразование либо в социограмму, либо в социоматрицу, либо в то и другое.
Социограмма – рисунок, на котором члены группы изображаются в виде либо точек, либо геометрических фигур (квадратиков, ромбиков, треугольников, кружков и т.д.), символизирующих их должность, пол, возраст, национальность и т.п. Эти фигуры соединяются стрелками, отражающими характер их отношений.
Социоматрица –
иной способ обобщения и обработки данных,
полученных социометрическим опросом.
По форме она напоминает таблицу итогов
спортивного соревнования, например, футбольного
или шахматного чемпионата. В левой и верхней
части социоматрицы обозначаются фамилии
членов группы, причем первое место отдается
официальному руководителю (см. схему
2). Заштрихованность ряда клеток таблицы
объясняется тем, что социометрический
опрос исключает возможность самовыбора.
В свободных клеточках проставляется один
из трех символов: знак + (плюс) означает
позитивный выбор, знак - (минус) – негативный
выбор, а знак 0 (ноль) – отсутствие как
позитивного, так и негативного выбора,
т.е. индифферентное отношение выбирающего
к другим членам группы. С правой стороны
матрицы содержится суммарное выражение
позитивных, негативных, индифферентных
выборов, сделанных каждым членом группы.
Внизу таблицы дается сумма (Σ) выборов
группой каждого своего члена.
. Образец социоматрицы рабочей бригады |
Социоматрица, по сути дела, содержит в себе ту же информацию, которую несут социограммы. В сравнение с последними они проигрывают в наглядности, но выигрывают в том отношении, что облегчают исчисление социометрических индексов, т.е. количественных показателей, характеризующих структуру межличностных отношений в группе и положение (статус) каждой личности в этой структуре.
Различают две группы социометрических индексов – персональные (индивидуальные) и групповые (коллективные). Среди персональных чаще всего используются индексы социометрического статуса личности, эмоциональной экспансивности личности, взаимности позитивных выборов, взаимности негативных выборов и взаимной индифферентности. Исчисление каждого из этих индексов осуществляется по специальным математическим формулам.
Индекс социометрического статуса личности в группе определяется следующим образом:
, где:
Σ(+) – сумма позитивных выборов этой личности группой;
Σ(-) – сумма негативных выборов этой личности группой;
N – количество членов группы.
Используя эту формулу и данные вышеприведенной матрицы, можно определить социометрический статус любого члена группы.
Максимально высокий социометрический статус личности равен плюс 1, а максимально низкий – минус 1. Первый возможен в случае только позитивного избрания личности всеми другими членами группы, а второй – в ситуации негативной оценки личности всеми одногруппниками без единого исключения. В реальных социальных группах эти крайности практически не встречаются. Показатели социометрического статуса колеблются между крайностями. Чем ближе этот показатель к + 1, тем больше оснований для вывода, согласно которому человек, имеющий такой высокий статус, играет в данной группе роль неофициального лидера. В противоположной ситуации, т.е. при приближении статусного показателя к - 1, должно возникнуть предположение об обнаружении "отверженного" члена коллектива, его "изгоя".
Однако эти заключения имеют предварительный характер и должны быть проверены исчислением других индексов, как персональных, так и групповых.
Индексы эмоциональной экспансивности членов группы определяется на основе суммарных данных матрицы, находящихся в ее правой стороне:
Информация о работе Влияние неформального лидерства на взаимоотношения в группе