Влияние неформального лидерства на взаимоотношения в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель этой курсовой работы: исследование важных аспектов проблемы неформально лидерства.

Предметом курсовой работы является то влияние, которое оказывает лидер на взаимоотношения в группе.

Объектом курсовой работы является группа УПО-201.

Оглавление

Вступление………………………………………………………………………...3


1. Подходы к изучению лидерства……………………………………………….4


1.1 Подход с позиции личных качеств………………………………………...4


1.2 Поведенческий подход……………………………………………………...5


1.3 Ситуационный подход……………………………………………………...6


2. Психологические теории лидерства…………………………………………..7


3. Формальные и не формальные группы……………………………………….9


3.1 Формальные группы………………………………………………………...9


3.2 Неформальные группы…………………………………………………….10


4. Психологическая характеристика неформальных лидеров в молодежной среде………………………………………………………………………………12


4.1 Причины выдвижения лидера и источники его власти………………...13



4.2 Взаимоотношения лидера с другими членами неформальной группы..16


5. Межличностные отношения в неформальной группе……………………...17


6. Социометрическое исследование……………………………………………19


Анализ полученных результатов……………………………………………………………………….30


Выводы…………………………………………………………………………...32


Список литературы………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсовая конечный вариант.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

           При психологическом анализе   неформальной  группы  очень   важно  понять способ передачи информации между ее членами.  Существуют  следующие  способы передачи информации:

     1. Полная структура - при таком  виде  коммуникативных  связей  каждый член группы может установить связь с каждым.

     2. Круговая структура - движение информации либо в одном, либо в  двух направлениях по кругу.

     3. Комбинированная структура - для передачи информации  членам  группы лидер пользуется двумя или более видами связи. 

     5. Межличностные отношения в неформальной группе. 

     Межличностные отношения, ярче всего отображают конфликтные ситуации, которые рано или поздно происходят между ее членами.  Основная причина конфликтных ситуаций, возникающих в группе  -  психологические мотивы.

     Возникающие противоречия приводят к конфликтам  в  неформальной  группе, когда затрагивают,  прежде  всего,  интересы  членов  группы,  их  престиж, достоинство личности.

     Конфликты можно разделить  на 3 группы:

     1. внутриличностные – это конфликты возникающие, когда в процессе участия в молодежной неформальной группе у человека формируются определенные  нормы и ценности,  в том числе принятые традиции, законы и нормы неформальной группы.

     2. межличностные - это конфликты, к которым в основном приводят разделения функций  в группе.

     Суть  межличностных конфликтов.  Как  только  лидер теряет авторитет в группе,  неизбежна  его смена.  Причина этого чаще всего, в конфликтах  между  организатором  и   членами молодежной неформальной  группы.  Конфликты  такого  рода  могут  возникать   по   многим причинам: 

     а)  недостатки в организации деятельности группы, ее неэффективность.   Рядовые   члены   могут   тяготиться   своей   постоянной зависимостью от лидера, не считающегося с их мнением при решении важных  для деятельности  группы  вопросов.

       б)  недовольство  рядовых   членов   группы лидером.

       в)  отсутствие  надлежащей дисциплины  у членов неформальной группы.

     г) оскорбительное отношение лидера  к другим членам группы.

     Зачастую  лидер и приближенные  к  нему  лица  унижают, оскорбляют рядовых  членов. Если неформальная группа потерпела  какую-либо неудачу то тенденции к возникновению межличностных конфликтов усиливаются многократно и могут привести к разъединению группы.

     Также выделяются конфликты между лидером  и оппозиционером, т.е.  лицом из  числа  приближенных  к  лидеру,  которые  возникают  из-за   того,   что оппозиционер тайно имеет намерение  захватить  власть.  Как  правило,  такой конфликт протекает скрытно и очень часто приводит к расколу группы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6. Социометрическое исследование. 
 

     Термин "социометрия" имеет три основных смысла. Им обозначают:

     1. теорию малых (непосредственно контактных) групп, созданную Дж. Морено 89;

     2. всякие математизированные процедуры измерения социальных процессов и явлений (исходя из этимологии этого слова, произведенного (от латинского societas – общество и греческого metreo – измеряю);

     3. совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, характеризующихся небольшой численностью и опытом совместной жизнедеятельности.

     В данном случае интересно последнее значение понятия.

     Социометрические  методики используются для выявления:

     • неофициальных лидеров малых групп, т.е. таких их членов, которые оказывают наибольшее воздействие на других;

     • "изгоев" коллектива, т.е. людей отвергаемых большинством группы;

     • кандидатов, заслуживающих рекомендации к выдвижению на должности официальных руководителей коллективов;

     • характера социально-психологического климата коллектива и тенденций его трансформирования;

     • дифференциации первичных (т.е. официально не разделяющихся на более мелкие составляющие) коллективов на реально сложившиеся в нем социально-психологические группировки;

     • причин и движущих сил внутриколлективных конфликтов (межличностных, личностно-групповых и межгрупповых);

     • многих иных проблем, решение которых способно оптимизировать деятельность первичных трудовых коллективов и иных малых социальных групп.

     При решении вышеназванных задач социометрические методики могут играть роль как главных, так и дополнительных методов. Но в любом случае они обязательно согласовываются с другими методами. Социометрические методики включают в себя специальные техники опроса, обработки и интерпретации данных. Развитие социометрии привело к расширению ее методов за счет включения в них двух форм группового тренинга: социодрамы, суть которой заключена в проигрывании различных социальных ситуаций, и психодрамы – проигрывании возможных моделей межличностного общения с целью профилактирования неадекватных эмоциональных реакций.

     Социометрический  опрос – главное средство получения социометрической информации. Каждому члену коллектива предлагается выбрать тех членов, которые соответствуют, по его мнению, определенному социометрическому критерию. Эти критерии формулируются в самых вопросах, например, так: "С кем из членов Вашей бригады Вы бы хотели вместе работать, а с кем нет? Кого из членов Вашей бригады Вы бы оставили в ней, если бы бригада формировалась заново? Если возникнет необходимость сократить численность Вашей бригады, то кого, на Ваш взгляд, следовало бы уволить в первую очередь?" Ответы на вопросы такого рода всех членов группы позволяют выявить контуры сложившейся в ней структуры социально-психологических отношений, прежде всего, на основе взаимных симпатий и антипатий.

     Социометрические  опросы не могут быть в полной мере анонимными – по фамилиям, фигурирующим в ответах, исследователь определяет, кто эти ответы дал. Это обстоятельство может привести к снижению меры искренности ответов. Чтобы уменьшить эту опасность при инструктировании исследователь тщательно разъясняет научный характер опроса, гарантирует сохранение тайны ответов каждого.

     Третья  фаза – особая обработка полученной информации, ее преобразование либо в  социограмму, либо в социоматрицу, либо в то и другое.

     Социограмма – рисунок, на котором члены группы изображаются в виде либо точек, либо геометрических фигур (квадратиков, ромбиков, треугольников, кружков и т.д.), символизирующих их должность, пол, возраст, национальность и т.п. Эти фигуры соединяются стрелками, отражающими характер их отношений.

     Социоматрица – иной способ обобщения и обработки данных, полученных социометрическим опросом. По форме она напоминает таблицу итогов спортивного соревнования, например, футбольного или шахматного чемпионата. В левой и верхней части социоматрицы обозначаются фамилии членов группы, причем первое место отдается официальному руководителю (см. схему 2). Заштрихованность ряда клеток таблицы объясняется тем, что социометрический опрос исключает возможность самовыбора. В свободных клеточках проставляется один из трех символов: знак + (плюс) означает позитивный выбор, знак - (минус) – негативный выбор, а знак 0 (ноль) – отсутствие как позитивного, так и негативного выбора, т.е. индифферентное отношение выбирающего к другим членам группы. С правой стороны матрицы содержится суммарное выражение позитивных, негативных, индифферентных выборов, сделанных каждым членом группы. Внизу таблицы дается сумма (Σ) выборов группой каждого своего члена. 
 
 
 

№ 
п/п
Фамилии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Σ (сумма  выборов)
+ 0
1 1 * + + + 0 + 0 +      
2 2 + * + + + + 0      
3 3 + * 0 0 + 0 + +      
4 4 + 0 * + + + 0      
5 5 + + 0 * + 0 + +      
6 6 + 0 + * + 0      
7 7 + + 0 + + * 0 +      
8 8 + + + + * +      
9 9 + 0 + * +      
10 10 + + + + 0 0 *      
Итого: Σ(+)                          
Σ(–)                      
Σ(0)                    
 
. Образец  социоматрицы рабочей бригады 

     Социоматрица, по сути дела, содержит в себе ту же информацию, которую несут социограммы. В сравнение с последними они проигрывают в наглядности, но выигрывают в том отношении, что облегчают исчисление социометрических индексов, т.е. количественных показателей, характеризующих структуру межличностных отношений в группе и положение (статус) каждой личности в этой структуре.

     Различают две группы социометрических индексов – персональные (индивидуальные) и групповые (коллективные). Среди персональных чаще всего используются индексы социометрического статуса личности, эмоциональной экспансивности личности, взаимности позитивных выборов, взаимности негативных выборов и взаимной индифферентности. Исчисление каждого из этих индексов осуществляется по специальным математическим формулам.

       Индекс социометрического статуса личности в группе определяется следующим образом:

, где:

Σ(+) – сумма позитивных выборов этой личности группой;

Σ(-) – сумма негативных выборов этой личности группой;

N – количество членов группы.

     Используя эту формулу  и данные вышеприведенной матрицы, можно определить социометрический статус любого члена группы.

     Максимально высокий социометрический статус личности равен плюс 1, а максимально низкий – минус 1. Первый возможен в случае только позитивного избрания личности всеми другими членами группы, а второй – в ситуации негативной оценки личности всеми одногруппниками без единого исключения. В реальных социальных группах эти крайности практически не встречаются. Показатели социометрического статуса колеблются между крайностями. Чем ближе этот показатель к + 1, тем больше оснований для вывода, согласно которому человек, имеющий такой высокий статус, играет в данной группе роль неофициального лидера. В противоположной ситуации, т.е. при приближении статусного показателя к - 1, должно возникнуть предположение об обнаружении "отверженного" члена коллектива, его "изгоя".

     Однако  эти заключения имеют предварительный  характер и должны быть проверены  исчислением других индексов, как  персональных, так и групповых.

     Индексы эмоциональной экспансивности членов группы определяется на основе суммарных данных матрицы, находящихся в ее правой стороне:

Информация о работе Влияние неформального лидерства на взаимоотношения в группе